Найти в Дзене
Христианский блог

Обращение доктора Мартина Лютера к дворянству немецкой нации

В этом труде доктор Мартин Лютер, в отличие от своих тезисов, уже отделяет себя от Рима католической церкви, называя их «Романистами», воздвигшими вокруг себя стены, чтобы их никто не мог реформировать. Папа-цезаризм в Священной Римской Империи ограждал католиков от светского закона, потому что светские законы написаны не для них и духовное выше мирского, также они, по мнению Лютера оградили себя и от привлечения к ответственности на основании Священного Писания, мол, никому, кроме папы, не подобает толковать Писание. Также верхушка Рима католической церкви утверждала, что Собор имеет право созывать только папа, а потому и этим путем привлечь их к ответственности нет возможности. Таким образом католическая церковь закупорила все возможности к сохранению единства в Западной церкви, не оставив никакого выбора реформаторам, кроме как отделиться от нее.

Но всё же Лютер пробует разрушить эти стены своими доводами. Во-первых, называя, обосновав с помощью Священного Писания, всех крещенных христиан – священством. Таким образом Мартин Лютер атакует первую стену, возведенную вокруг Рима католической церкви. Помимо этого, он выдвигает тезис, что священник должен быть должностным лицом, а смещенный за какие-либо злоупотребления священник снова становится простым крестьянином или горожанином.

Священное Писание также помогает Лютеру разрушить и вторую стену. К тому же он приводит доводы, что католические клирики не знают Писания вообще, а церковное право противоречит Божьему слову. Отлично разбираясь в Священном Писании в отличии от католиков, доктор богословия Лютер с легкостью использует Библию, чтобы разрушить еще более шаткую вторую стену.

Сравнивая состояние церкви с горящим городом, Лютер говорит, что любой горожанин не только имеет право, но и обязан принять меры к тушению пожара, созвав других горожан несмотря на то, что источником пожара стал дом бургомистра. Этим сравнением папы с бургомистром, Мартин Лютер показывает нам, что он уже не боится как-то оскорбить папу, как это было, когда он писал 95 тезисов. Он смело объявляет, что именно папа тот человек, который виновен в нынешнем положении христианства, а так, как именно он виновник этого пожара, то, следовательно, папа не имеет морального права препятствовать созыву Собора. Далее, продолжая использовать Слово Божье, Лютер сравнивает Рима католическую церковь с лжехристианами и лжепророками, о которых предупреждал Христос, говоря, что они придут под Его именем. Также Мартин Лютер аккуратно, между строк, намекает, что папа вполне может быть антихристом… Таким образом, доктор Лютер призывает немцев к созыву Собора, атакуя и третью стену.

"Лютер переводит Библию". Изображение взято из сервиса Яндекс.Картинки
"Лютер переводит Библию". Изображение взято из сервиса Яндекс.Картинки

Далее он вносит свои предложения по реформации административного устройства церкви, обвиняет Рим в том, что они грабят Германию, используя епископальное устройство церковной власти. Финансовые претензии также сводятся к тому, что для сбора огромного количества денежных средств, под предлогом борьбы с турками, церковная власть объявляет индульгенции, а собранные деньги присваивают, а не отправляют на финансирование войны с мусульманами.

Используя своё красноречие, Лютер не стесняясь в выражениях, называет римскую церковную власть – римскими разбойниками и хищными волками, обвиняя их в том, что они учиняют рейдерские захваты монастырей и других церковных приходов, приставляя своих людей, которые помогают разорить этот приход или монастырь, а потом присваивая имущество разоренного духовного учреждения.

Лютер вскрывает самые мерзкие гнойники на теле католической церкви, описывая то, как она устроила распродажу прав на грех, на снятие обетов и многое другое. Лютер называет себя ничтожным, чтобы выдвигать предложения, направленные на исправление ужасного положения, в котором оказалась Церковь, но всё же выдвигает предложения для реформации церкви на территории Германии.

В своих предложениях, Лютер приходит к тому, что необходимо уйти от папа-цезаризма к цезаре-папизму, оставляя папе только власть в помазании императора перед алтарем и короновать, как епископ коронует короля. Мартин Лютер указывает на то, что Христос омыл ноги ученикам, а папа заставляет королей целовать себе ноги. Также он обвиняет Рим в том, что там Христос – ничто, а папа – всё.

В контексте всех корыстных мер принимаемых Римом, Лютер призывает отменить все паломничества в этот город, поскольку это приводит к тому, что мужи тратят все деньги на эти паломчества, когда их семьи терпят нужду.

Как бывший монах, Лютер также выдвинул свои предложения об изменении порядков в монастырях, освободив монахов и монахинь от обетов, делая их служение добровольным, давая им право вступать в брак. Также он предлагает отменить обет целомудрия для всех священников.

В этом труде Мартин Лютер вводит также революционный тезис о том, что принимать покаяние могут не только священники, а любой христианин может покаяться любому брату или сестре во Христе.

Лютер призывает отменить все праздники, кроме воскресенья, объясняя это тем, что это приводит к экономическим проблемам отдельных христиан и нации в целом.

Одним из предложений Лютера является призыв к разрушению безнадзорных часовен и церквей, которые стали новыми центрами паломничества. Из доводов, которые он приводит, призывая явно к тому, что сейчас бы назвали экстремизмом, можно сделать вывод, что эти часовни и церкви стали ничем иным, как сатанинским культом, в котором злой дух творит свои чудеса. Иного объяснения такого радикального решения проблемы я не вижу.

Если в первой половине своего послания Лютер только намекал, что папа – антихрист, то во второй половине он прямо называет его антихристом, спрашивая, если он не антихрист, то кто?

Говоря о еретиках, он упоминает Яна Гуса, которого сожгли на костре за его учение. Лютер не заступается за Гуса, но упоминает, что, поразмыслив над его «заблуждениями», не нашел ничего ложного, из чего делает вывод, что Гуса осудили несправедливо. Здесь он касается вопроса, который более подробно раскрыл в своём будущем труде «О светской власти», а именно вопроса: как необходимо поступать с еретиками? Здесь он предлагает не жечь еретиков, а преодолевать Писанием, как делали в старину Отцы Церкви.

В вопросе реформирования университетов, Лютер критикует то, что в них преподают языческое учение Аристотеля. Он предлагает преподавать латинский, греческий и еврейский языки, математические дисциплины и историю. Также он призывает отвергнуть изучение канонического права, называя его "папским произволом".

Доктор Лютер предлагает больше времени уделять изучению Священному Писанию, а не трудам Отцов Церкви, он уточняет, что труды Отцов нужно изучать, но только некоторое время, а затем приступать за изучение Священного Писания, а не так, как это делают все теологи, являющиеся современниками Лютера, изучая только труды Отцов, совсем не изучая Писание.

Обращаясь к немцам, Лютер провозглашает необходимость экономических реформ в Германии. Он призывает не транжирить сокровища на шелк, бархат, парчу и другие заграничные товары, а довольствоваться шерстью, мехами и льном, которые в изобилии имелись у немцев. Помимо этого, Лютер по своей некомпетентности в экономике, предлагает упразднить купеческие компании и отказаться от крупной торговли. Самым большим несчастьем немецкой нации он называет – ростовщичество. Он утверждает, что ростовщичество придумал дьявол, а папа, утвердив его, подверг бедствиям весь мир. С позициями Лютера по экономическим реформам я рискну не согласиться, по моему мнению, Лютеру не следовало касаться этой темы, поскольку здесь он раскрывает отсутствие у себя простейшего понимания того, как устроена экономика, к тому же сводя это в духовную сферу, которая вообще здесь ни при чем.

С другой стороны, он здраво предлагает избавиться от публичных домов, чтобы повысить нравственность в народе. Знал бы он, что и сегодня эта древняя профессия будет продолжать развращать христианский народ, хотя и запрещена на законодательном уровне в нашей стране, а о целомудрии всё равно почти никто не заботится… К сожалению, только в исламских странах эта проблема решена в достаточной мере. Во многих же европейских государствах публичные дома стали легализованными, а профессия проституток – стала обычным бизнесом, с правами и обязанностями. Германия не является исключением, годовой оборот этого бизнеса в этой стране составляет примерно 6 млрд. евро, а в предоставление секс-услуг вовлечено около 400 тысяч женщин. Знал бы это Лютер, наверняка бы крутился в гробу, как пропеллер.