Здравствуйте уважаемые родители и другие читатели моего канала!
Сегодня я хотел бы рассмотреть вторую по важности проблему вообще и на моем канале в частности, хотя, по сути, она первичная, к предыдущей (статья «О психологической готовности к школе»). Пока данную тему рассмотрим в отношении детей, без психических отклонений, патологий.
Важность данной проблемы – правильного воспитания и развития, тяжело переоценить с точки зрения специалиста. Однако для многих родителей, в чем нам пришлось убедиться из многолетней практики, этот аспект практически не связан на сто процентов с учебой в школе. Чаще взрослые считают, что если ребенок будет внимателен, старателен, прилежен, "неглуп", то все основные предметы будут усвоены на среднем или хорошем уровне. Вроде бы все логично, особенно учитывая новые ФЗ (Федеральные законы) в области среднего школьного образования. Однако, кроме указанных качеств есть масса других важных и базовых по отношению к обучению в средней школе, которые в норме должны сформироваться к 6-7 годам у любого ребенка. И их немало.
Общая проблема кроется в том, что учебная деятельность рассматривается в отрыве от имеющейся у детей, воспитательной базы. Тем более, что сейчас школа не выполняет, как в былые времена, достаточной педагогической функции. То есть, получается, что будущие школьники, при некорректном воспитательном процессе в семье, теряют вдвойне необходимых качеств, навыков, способностей.
Давайте рассмотрим самые важные качества и свойства личности детей, которые будут являться основой для нормальной адаптации в первом классе и дальнейшей учебы.
Итак. Может показаться странным, но из многолетних бесед с учителями Московских, подмосковных и школ регионов, получилась статистика, показывающая, что нормальная социализация детей в обществе - одна из первичных проблем. Особенно, у не посещавших ранее детские дошкольные учреждения – ясли и сады. Здесь важно понимать, что первые месяцы занятий в первом классе особо влияют на эмоциональный фон ребенка, дальнейшую мотивацию и не только. Часто у детей случаются истерики, вплоть до отказа идти в школу. Родители не понимают, что причина порой кроется не в перегрузках при усвоении предметов, не своеобразие «психотипа», а в новом непривычном школьном мире, со многими его правилами и ограничениями, жесткими требованиями, в социально масштабной и довольно активной среде. По этой причине, часть родителей переводит детей на семейное обучение, хотя это далеко не выход из создавшейся ситуации и проблему чаще не решает, особенно в перспективе. *Отмечу отдельно, что мы пока не рассматриваем объективные факторы перегруженности и слабой методологической базы образования как такового. Естественно, есть исключения, когда дети, не посещавшие сады, не социализированные в достаточной мере, нормально или успешно учатся, адаптируются быстро в новой обстановке, непривычной для себя роли и обязанностях . Но на то они и исключения. Норма, как раз в проявленном большинстве случаев.
Итак, какие же качества и свойства в норме должны быть выработаны у ребенка к 6-7 годам, в ракурсе его близлежащего жизненного пути:
*Смотрите и сравнивайте с тем, что у Ваших детей присутствует или отсутствует.
1.Режим дня. Старший дошкольник спокойно, без стрессов относится к тому, что дома он уже живет по определенному распорядку дня - сон, пробуждение, физическая зарядка, умывание, чистка зубов (соблюдение и выполнение также и других правил гигиены), игры и определенные занятия и обязательства, организованные родителями.
2. Личностные качества и свойства.
а) стремление к познанию окружающего мира. Зависит от конкретной модели воспитания и развития в определенной семье. В том числе, того, как родители сами относятся к своему развитию (личный пример), в т.ч., адекватные знания о целесообразности и необходимости постоянного собственного развития.
б) объективная или нет самооценка. Зависит от моделей, способов и методов воспитания в конкретной семье. От этого во многом зависит эмоциональный фон ребенка, точнее от разницы между тем, как его оценивает теперь учитель. Ребенок способен адекватно понимать справедливость предъявляемых учителем требований и претензий;
в) элементарные навыки самообслуживания. В норме, к 6-7 годам дети сами могут одеваться, самостоятельно готовить уроки, подготавливать портфель или сумку к следующему дню. В том числе, по телефону уточнять у одноклассников непонятные нюансы домашних заданий. А также разогревать подготовленные родителями блюда, принимать пищу.*В начальном периоде, конечно же, необходимо некоторое время для контроля со стороны родителей моментов, трудных для ребенка, но без крайностей (сверхконтроль или неоказание по разным причинам помощи ребенку по его просьбе).
г)соответствующий возрасту уровень самостоятельности. Самостоятельность жестко связана с устойчивой самомотивацией и инициативностью ребенка, без контроля со стороны взрослого. Зависит от соответствующей модели, методов и способов воспитания. Особенно чревата модель «гиперопеки», когда родители сами за ребенка выполняют буквально все с младенчества, порой до совершеннолетия и более. И я не утрирую. У меня было достаточно подобных и даже более «неадекватных» примеров в семьях, с которыми приходилось работать в плане коррекции.
д) умение ставить перед собой конкретную цель (-ли) и достигать ее (их);
е) волевые качества соответствующие возрасту. В том числе – усидчивость, преодоление имеющихся препятствий и трудностей, старательность, трудолюбие, инициатива, ответственность. Фундаментальное понимание родителями (знание) природных основ «лени» и обучение элементарным знаниям этого, своих детей;
ж) адекватная, соответствующая возрасту этичность поведения, уровень нравственности. В норме, старший дошкольник знает и выполняет правила социального взаимодействия принятые в данном обществе, социуме, в том числе соответствующего поведения в общественных местах;
з) авторитет к взрослому. В норме, ребенок готов выполнять предъявленные взрослым (родителями), а также учителем задания и задачи, поручения, без обид и претензий. А также адекватного реагирования (эмоционального и поведенческого) на наказания за не выполнение тех или иных нормальных требований.
и) социальная адаптация в группе своих сверстников. В норме, старший дошкольник без страхов и истерик взаимодействует со своими сверстниками по разным вопросам. Причем к 7 годам вырабатывается так называемый «кооперативно - соревновательный» навык взаимодействия.
Это не все аспекты.
Вывод. Успешная психологическая и ЗУН готовность детей к школьному обучению, как важному жизненному этапу – определенный тест самих родителей в настоящем, системном понимании процесса воспитания и развития, его базовой определяющей направленности практически на всю последующую жизнь.
Статья дорабатывается!
**Уважаемые родители! По рассмотренной и другим проблемам, освещаемым в этой и других статьях, Вы можете обращаться с конкретными, насущными вопросами и проблемами через электронную почту krav77764@mail.ru . В том числе, возможна видеосвязь онлайн, где мы можем пообщаться в живую. Тем, кто предпочитает вариант стандартных консультаций - встреч со мной по проблемам семьи и брака (г.Москва, МО), детей, обращайтесь пожалуйста также на указанную эл.почту. (!)Вы будете в выигрышном положении, с точки зрения получения самых полновесных и системных на сегодняшний день, Новых научных Знаний. В отличие от используемых многими по привычке, неэффективных, мало что объясняющих в Вашей жизни до конца, классических "школ" и подходов.
P.S. В статье указаны далеко не все аспекты рассматриваемой проблемы, но мы постарались осветить самые важные.
Рекомендую Вам, для более системного понимания, обязательный просмотр прямо взаимосвязанных статей, с данной:
https://dzen.ru/a/ZtNX2Og8eyGZ50Je Вырастить сына, построить дом, посадить дерево..?!
https://dzen.ru/a/Zr73RulYTiavrRjx Непослушание и безответственность.
https://dzen.ru/a/ZuaHTSEO4SVZFN-j Воспитание - самый главный процесс всей нашей жизни?
https://dzen.ru/a/ZqefuLCf6hUKnvpQ Признаки психологической готовности к школе.
https://dzen.ru/a/ZqTYxJPsxVQQ1-Su Причины гаджетозависимости у детей.
https://dzen.ru/a/ZTjGyYo6NgdExp8V Воспитание - не мое дело!
А также:
https://dzen.ru/a/ZTjwp8hQNgIgtwQT Чем я отличаюсь от других психологов?
https://dzen.ru/a/ZTjwBuePqGX7gctP Психологическая наука возвращается назад?
https://dzen.ru/a/ZTjzfWwfTD-TavLu К каким психологам ходят люди, в чем заблуждение?
https://dzen.ru/a/ZrYvccunNgDZEajh Стереотипы-1
https://dzen.ru/a/ZrkQ8BG1kFcIhkBe Стереотипы-2
https://dzen.ru/a/ZTjGCNVkgTPeTvuT Об умственной лени и примитивизме
https://dzen.ru/a/ZTjyFaHDCmEjKQOS Кому верить и доверять?
https://dzen.ru/a/ZTj1Yd3_Hk4NhTHi Жизнь с точки зрения «ВЫБОРА»
https://dzen.ru/a/ZTjkUiJC-0Wcrytc Литература для воспитания детей
https://dzen.ru/a/ZsMNnWEvnncw9rmz Настоящая природа заболеваний
https://dzen.ru/a/Zr82QmBr7Xou1T-D Истина – существует ли она?
https://dzen.ru/a/ZsBiDlq3j2-nEeDH Любовь-фундаментальное развенчание мифа!
https://dzen.ru/a/ZritbaIFsyeK_4TB О самых качественных знаниях
Подписывайтесь обязательно на мой канал, чтобы не пропустить все то новое и актуальное, что разрабатывается в психологии и педагогике для правильного и корректного воспитания Ваших детей!