Сегодня многие милицейские ветераны утверждают, что нынешняя полиция не смогла бы побороть преступность 1990-ых, а эпоха настоящих сыщиков завершилась со сменой поколений, когда на смену матёрым советским операм, прошедшим огонь, воду и медные трубы, пришли грезящие милицейской романтикой едва оперившиеся юнцы и ментально чуждые ментам сокращённые армейские офицеры.
Давайте в подтверждение (или опровержение) сей гипотезы разберём один из попавшихся мне на глаза интернет-опусов, автором которого является, судя по всему, бывший следователь (следачка) из тех лихих 1990-ых. А для удобства предлагаю сделать это тезисно, так сказать пошагово…
Кто застал то время, тот помнит преступность 1990-ых: ежедневные грабежи, разбои, квартирные кражи, поджоги и рэкет. У оперов был только один автомобиль (который постоянно ломался и бензин был жёстко лимитирован) и максимум один фотоаппарат на всех. Практически ни у кого не было сотовых телефонов, камеры видеонаблюдения не стояли на каждом углу, даже компьютеры с различными базами данных имелись не повсеместно. Остаётся лишь удивляться, как без всех нынешних технических благ опера и следователи умудрялись раскрывать преступления и делать неплохие результаты. А всё потому, что это было другое поколение, которое (и это главное!) умело разговаривать с людьми, вести беседы.
Действительно, это было очень непростое время для российской милиции, когда репутация, заработанная во времена СССР, рассыпалась в прах, авторитет МВД упал до нуля. Беспомощность в борьбе с преступниками, коррупция, «оборотни в погонах» - такое мнение о ней укоренилось в сознании людей. Менты бухали, крышевали, превышали должностные полномочия (это я смягчил), вовсю укрывали преступления. Я их не осуждаю, тогда трудно было выбрать иной алгоритм поведения. У народа появились озлобленность и недоверие к милиции, отголоски которых ощущаются по сей день. Преступность видела этот разлад внутри аппарата и окончательно обнаглела: начались такие вещи, которых раньше не было - стрельба по сотрудникам милиции, их стали брать в заложники. Вот тогда-то и рассыпалось наше стойкое и уважаемое МВД.Хотя на деле всё было далеко не так уж плачевно. Но если сравнивать действия российской милиции с действиями советской - контраст очевиден, и он явно не в пользу первой.
Давайте не будем забывать при этом об одной побочной проблеме. Распад СССР коснулся и структуры МВД. Многие опера и следователи тогда находились в горячих точках, сдерживая беспорядки и убийства по национальному признаку. Тем самым регионы России были оголены - на местах не оставалось достаточно квалифицированных кадров. Положением ослабленной исполнительной власти воспользовалась российская преступность: стали возникать преступные группировки, пошли грабежи, разбои, кривая раскрываемости убийств резко пошла вниз...
На этом фоне опытные сотрудники, лишившись советских льгот и месяцами оставаясь без зарплаты, стали массово увольняться. Они так и не смогли приспособиться к новым реалиям и неимоверно возросшей нагрузке. Те, у кого имелась выслуга лет, увидев весь этот бардак в стране, приняли решение зарабатывать больше, но рисковать при этом меньше. Благо, возникавшие в те годы как грибы после дождя банки платили в два-три раза больше, чем в милиции. Из-за этого ослабли оперативные позиции.
Какие-то организационные меры, конечно, были предприняты. В частности, значительно были увеличены милицейские штаты и на службу в массовом порядке стали принимать сокращённых армейских офицеров и женщин. Набирали кого попало. Но количество не всегда переходит в качество. К тому же замена и настройка любого механизма зачастую происходит болезненно, тут нужно время, чтобы его детали заработали слаженно и без сбоев. А те, кто находился в горячих точках, вернулись измотанными. Так что кадровый состав, конечно, оставлял желать лучшего.
Казалось бы, в столь сложной криминогенной обстановке, когда голова идёт кругом и впору растеряться, самым простым выходом для оставшихся было переждать этот Армагеддон, не сильно утруждая себя рвением в службе и вольно обращаясь с дисциплиной (мол, кто будет на такие мелочи обращать внимание!). А произошло всё с точностью наоборот: сотрудники сплачивались, меньше стало склок и перетягиваний «служебного одеяла», появилась надежда…
Почему у милиции в 1990-ые были результаты? Опера работали в тесной связке с РУБОПом, с ФСБ, с прокуратурой, да и суды были на их стороне. Бандиты были достойными противниками, но у сыщиков были надёжные источники. А кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня же говорить об агентурной работе даже не приходится.
Нынешняя полиция точно не поборола бы преступность 1990-ых. В то время работало много идейных людей, возможно, порой они были жёсткими в некоторых моментах, но в работе с преступностью по-другому никак нельзя. А сейчас: шаг влево, шаг вправо - и получите уголовное дело за превышение должностных полномочий!
То, что нынешние опера разучились работать, это не только их вина. Вся система располагает к этому. Да если бы они сегодня работали методами их предшественников из 1990-ых, то все бы давно подвизались в Нижнем Тагиле или наслаждались прелестями гражданской жизни. А у тех всё было просто и понятно: залез в окно - рабочая ситуация, оказал злодей сопротивление - до отдела доедет травмированный, и рука всегда находилась на рукоятке Макарова. Прокурорские зачастую «спускали на тормозах» такое, о чём лучше умалчивать.
Организованная преступность есть и сейчас, куда ж она денется! Только стала более коррумпированной: преступники отошли от банального рэкета, перестроились и работают по-крупному. Вот только УБОПов больше нет и бороться с ними некому. Кому-то в верхах это, по-видимому, было выгодно…
Раньше за оплошности не увольняли, а воспитывали. Была строгая дисциплина. Начальство под свой контроль брало каждого молодого сотрудника, который только пришёл служить. Нынешним полицейским не хватает опытных наставников, кто просто объяснил бы суть работы. А суть работы - это не бумаги и отчёты. А именно культура общения с людьми разных категорий. Но, возможно, дело и не в них самих, а в том, что заниматься молодыми некому. Наставничество только на бумаге. А если кто и остался ещё опытный в отделе, те настолько загружены, что им не до наставничества.
В милиции же всё строилось по-иному. Становление молодняка у сыщиков, например, во многом зависело от изучения территории и людского контингента. И тут без взаимодействия с другими службами - УУМ, ПДН, ППС, ОВО - никак было не обойтись. Вот и приходилось начинающим операм вплотную контактировать с участковыми и перенимать у них приёмы раскрытия преступлений, изучать контингент ПДН, а вечерами патрулировать с нарядами ППС и ОВО. Как признаются сегодняшние ветераны ОУР, тогда это был бесценный опыт!
Отдельно о роли участковой службы. Ведь сейчас спроси у любого человека: знаете ли вы своего участкового? 90% ответят, что даже в глаза не видели! А участковый - это ключевая фигура на каждой отдельно взятой территории, ответственный буквально за всё происходящее на ней и готовый в любое время прийти людям на помощь. По крайней мере, таким он был в советские годы. Ведь даже слово «участковый» произошло от слова «участие», теперь же у него в народе иное толкование - производное от слова «участь».
Раньше люди шли служить в милицию по зову сердца, ведь быть милиционером - это не профессия, а призвание. Нельзя относиться формально к своей работе: нужно переживать, злиться, радоваться. Но быть безразличным никак нельзя! Нынешняя же молодёжь, приходящая на службу, безразлична ко всему, что касается этой самой службы. У неё нет в глазах азарта, они не хотят помогать людям, не хотят бороться с преступностью. Знакомые, которые обращались со своими проблемами в полицию, твердят как один: приехал участковый - ни рыба, ни мясо! Равнодушно задал вопросы, оформил кучу бумаг и уехал. Всё, только его и видели! Даже если бы он нахамил, люди остались бы больше довольны, чем наблюдать подобное безразличие.
С этим трудно поспорить! Невольно сравниваю тех, кто служил со мной рядом в 1980-1990-ые, с пришедшими на службу в начале 2000-ых. Это небо и земля! Нам хотелось делать что-то полезное, быть нужным человеком в отделе, а не просто единицей, которая занимает вакансию. Каждую свою маленькую победу воспринимали с радостью, и с ещё большим энтузиазмом хватались за более сложные дела. Нынешние сотрудники (как «земляные», так и кабинетные) не хотят ничего, даже обучаться. Для них максимум - перепечатать пару бумажек и сидеть плевать в потолок, уподобляясь одному из персонажей Высоцкого: «А мне удобно казаться слоном и себя ощущать толстокожим!».
Как современная полиция может кому-то помочь?! На земле работают единицы, и вся их деятельность сводится не к раскрытию преступлений и обеспечению правопорядка, а к реагированию на всякую ерунду, написанию миллиона ненужных бумаг (отказных, отчётов, планов и тд.) и участию во всякого рода многочисленных совещаниях.
Порой едва себя сдерживаешь, наблюдая, как полицейские общаются с народом: разговорная лексика на уровне начальных классов школы! А уж если те нарываются на продвинутых граждан - это просто беда, некоторые иногда впадают в ступор! Поражает их беспомощность в экстремальных ситуациях (неужели этому перестали обучать?) и при физических контактах с правонарушителями. О профессиональной и общей грамотности даже говорить не хочется. Становится больно и стыдно за сотрудников, когда гражданские обыватели указывают им на элементарные пробелы в правописании и оформлении процессуальных документов. В общем, сплошная серость и беспросветность! Неспроста кто-то метко охарактеризовал нынешний период в истории МВД «эпохой серых мышей»...
Кое-кто мне может возразить: давайте не будем сравнивать две эпохи - во все времена есть свои трудности. Даже если (чисто теоретически) перенести всех ваших хвалёных сотрудников из 1990-ых в современные реалии, будет ли от них какой эффект? Да просто уволятся все!
Не надо особо идеализировать роль милиции в 1990-ые и ставить лишь ей в заслугу победу над организованной (прежде всего) преступностью. Которая во многом пошла на спад благодаря социально-экономическим изменениям в стране. Ведь многие общественные процессы происходят на основе саморегуляции, и правоохранительные органы при этом не играют решающей роли. Что милиция, что полиция - это небольшой волнорез, который в сильный шторм ничего и никого не удержит.
Всё, завершаю свой очередной опус! Получилось несколько сумбурно, но уж простите - так спешил поздравить всех причастных с Днём уголовного розыска!
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!