Это важно знать родителям аутичных детей и работающим с ними специалистам. И для этого важно начать открыто говорить о следующих вещах:
- С какого возраста пора говорить про половое созревание и сексуальные потребности с ребёнком с аутизмом
- Есть ли у людей с РАС сексуальные потребности
- Чем может помочь АВА-терапия во время полового созревания
- Тонкие моменты: этично ли создавать опыт коммерческого секса для молодых людей и девушек с аутизмом
- Нужно ли подготавливать невербальных людей с аутизмом к половому созреванию
Большой и уверенный шаг в сторону более безопасного будущего для людей с РАС сделала поведенческий аналитик ВСВА Дарья Ли-Романова, организовав круглый стол на тему полового просвещения и сексуального образования аутичных людей.
Круглый стол — это разговор равных на определенную тему. Участниками данной встречи стали:
- Амина Назаралиева — врач-сексолог, основательница Mental Health Center;
- Алексей Дубков — молодой человек с РАС;
- Дарья Браженкова — сертифицированный поведенческий аналитик, энтузиастка секс-просвета;
- Юлиана Якуббо — аутичная девушка, эксперт фонда «Антон тут рядом», АВА-терапист;
- Дарья Ли-Романова — сертифицированный поведенческий аналитик, модератор встречи.
Моя статья — это конспект записи данного разговора, который можно и нужно посмотреть на Дзен-канале Дарьи. Статья публикуется с ведома и разрешения Дарьи Ли-Романовой.
В конце статьи я также опубликую список полезной литературы на тему секс-просвещения.
Актуальность вопроса
Аутичные молодые люди подвергаются сексуальному насилию в 3-4 раза чаще, чем молодые люди без аутизма. 40-50% аутичных взрослых сообщают о том, что пережили сексуальное насилие в детстве. Девять из десяти аутичных женщин сообщают о том, что у них был опыт сексуального насилия и их первый половой контакт был либо в детстве, либо в подростковом возрасте.
Это данные статистики: (Thrundle et al., 2022; Gibbs et al., 2021; Gotby et al., 2018; Weiss & Fardella, 2018)
Было ли у вас в детстве сексуальное просвещение?
Адекватного, своевременного и качественного полового просвещения в нашем детстве не хватало.
В качестве основных источников информации чаще всего упоминаются: двор, другие дети, фильмы и книги. А некоторые уроки биологии и полового просвещения в школе, обычно сопровождались смехом учеников и нервным покраснением учительниц.
В каком возрасте должно начинаться сексуальное образование?
Это длительный процесс. Информация должна преподноситься адекватная возрасту. В первую очередь информация должна быть связана с безопасностью, во вторую — с гигиеной.
Наименование частей тела это уже часть такого образования. А это возраст двух-четырёх лет.
Причём эксперты сходятся во мнении, что названия интимных частей тела должны озвучиваться изначально правильно, без использования слов-заменителей.
Владение необходимыми навыками гигиены — это тоже часть сексуального образования, равно как и способность различать и уважать свои и чужие физические границы.
Знания о том, как тело будет меняться с возрастом — это тоже важная часть сексуального образования.
Особенности аутичных людей
Собственно, все эти рекомендации по половому воспитанию касаются всех людей вне зависимости от диагноза. На что стоит дополнительно обратить внимание, когда мы говорим об аутичных людях?
Сложности, с которыми чаще всего сталкиваются аутичные люди в вопросах сексуального взаимодействия:
- Тяжело считывать социальный контекст и отличать дружелюбие от флирта или домогательств.
- Дефициты в коммуникации: сложно понять как будет уместно отреагировать в той или иной ситуации.
- Особенности сенсорной чувствительности, например, лёгкие прикосновения могут раздражать сильнее, чем крепкие объятия.
- Трудности связанные с социально-коммуникативным взаимодействием: ты в моменте можешь не осознавать, что происходит. Не можешь описать свои чувства и эмоции, осознать своё состояние и ощущения в теле.
- Избегание контактов из-за чувства опасности. Более высокая неуверенность в себе.
- Аутичные женщины часто выбирают себе в партнёры доминирующих мужчин и становятся уязвимыми к насилию.
Чем может помочь АВА-терапия в вопросах секс-просвета
В первую очередь это тренинг навыков для людей с РАС.
Есть возрастные нормы полноценного возрастного просвещения и они для всех одинаковы.
Поведенческие специалисты могут подбирать протоколы, чтобы этим навыкам научить:
- Навыки гигиены;
- Навыки коммуникации;
- Красные флаги в коммуникации, сигнализирующие о возможной опасности;
- Знать о своих особенностях;
- Знать и владеть принципами активного согласия.
Необходимо ли сексуальное просвещение для детей с низким уровнем навыков и плохим пониманием речи?
Уровень интеллектуального развития не должен определять наличие или отсутствие сексуального образования. Оно важно для всех.
Вопросы безопасности
Напомню, что вопросы безопасности стоят на первом месте в плане образовательного процесса. На что особенно стоит обратить внимание
Безопасность в интернете
Склонность аутичных людей уходить в онлайн мир, чтобы скомпенсировать свои дефициты в общении — отнюдь не означает, что это пространство безопасно.
Не каждый человек, который инициирует общение, имеет добрые намерения.
Доверительные отношения со своим значимыми взрослыми — важно.
Зона риска в сексуальном развитии
Отношение с уважением к физическим границам ещё малыша.
Совместный сон с родителями был обозначен как одна из значимых зон риска. До 80% детей в спектре имеют проблемы со сном и могут нуждаться в том, чтобы рядом с ними кто-то присутствовал в кровати и это закрепляется, как паттерн поведения.
Если вашему аутичному ребёнку 5-6 лет и он не засыпает сам в кровати, то нужно обратиться к поведенческому специалисту для решения этой проблемы, чтобы наладить самостоятельное засыпание и сон.
Активное согласие
Активное согласие это про безопасность и возможность обсуждать взаимодействие с партнёром на равных.
Это про возможность и способность конкретно сообщить о том, что ты согласен или НЕ согласен на взаимодействие.
Это когда Да — значит, да; Нет — значит, нет, а не да; А молчание — не равно согласию.
Активное согласие и информированное согласие подразумевает, что человек осознаёт механику процесса, что будет происходить и как это будет происходить, а так же осознаёт риски, связанные с беременностью или заболеваниями, и знает как это предотвратить.
Есть прекрасный двухминутный ролик на тему активного согласия: "Согласие и чай". Если человеку предлагают чай и он соглашается, то да, он хочет чай. Если вы заварили чай, а человек передумал, это не значит, что нужно заставлять его пить этот чай. Если один раз согласились на чай — это не значит, что теперь его будут пить каждый день. И никогда не поите чаем человека, который находится в бессознательном состоянии.
А теперь просто замените слово «чай» на слово «секс». Никакой разницы.
Не нужно всё усложнять и доводить до абсурда, говоря о договорах. Достаточно базовых навыков коммуникации. Уважения друг к другу и умения учитывать интересы другого человека.
Если к подростковому возрасту ребёнок не может транслировать «Да» или «Нет» или «Хочу» – «Не хочу» — это значит, вы что-то делаете не так. При любом уровне развития навыков этим базовым вещам можно научить.
Что делать в случае если активного согласия нет или его невозможно достичь?
Сексуальные желания есть у всех людей. Право на реализацию этих желаний тоже есть у всех людей. Партнёрский секс это не единственный способ их реализации. Существуют эффективные и безопасные методы самоудовлетворения. И обучать этим приёмам тоже нормально.
Идея организации коммерческих свиданий с представителями определённой профессии была отвергнута всеми участниками как неэтичная, ведь партнёрский секс — это ещё и про доверие, и про чувство близости с другим человеком.
Нет интереса — нет проблемы?
Можно ли что-то сделать, чтобы у человека не было сексуального интереса?
Есть препараты, которые влияют на силу влечения, но об этом имеет смысл говорить лишь тогда, когда исчерпаны другие методы, связанные с обучением недостающим навыкам.
Что почитать на тему сексуального воспитания
Составили для вас список хорошей литературы:
- Терри Кауэнховен «Тело, границы, сексуальность. Половое воспитание детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов». Пусть вас не смущает наличие диагноза в названии. Данная книга будет полезна для всех. Можно скачать бесплатно на сайте Даунсайд Ап.
- Давида Хартман «Программа просвещения детей и подростков с РАС в сфере сексуальности и взаимоотношений».
- Джинни Уленкамп «Руководство по свиданиям для подростков с синдромом Аспергера».
- Робби Харрис "Давай поговорим про ЭТО" (серия из 3 книг).
- Юлия Ярмоленко "Интимный ликбез с родителями и без".
- Роберт Унистон "Как помочь ребенку повзрослеть. Иллюстрированное руководство для родителей по переходному возрасту".
- Робин Стюард «Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра».
- Сара Эттвуд «Справочник подростка по половому созреванию: откровенная инструкция по половому созреванию, сексу и отношениям для людей с РАС».
- Джинни Уленкамп «Руководство по свиданиям для подростков с синдромом Аспергера».
- Давида Хартман «Взросление, руководство для девочек: что нужно знать девочкам в аутистическом спектре?».
- Давида Хартман «Взросление. Руководство для мальчишек».
От автора статьи
Добавлю небольшой комментарий от себя лично.
Мне самой было непросто погружаться в эту тему: читать, слушать, составлять конспект и впоследствии статью.
Ощущение некоторой табуированность этой темы в обществе не способствует распространению данной информации. Я даже не знаю, как воспримут статью алгоритмы Дзена, и не последует ли очередная серия ограничений на показы из-за наличия некоторых слов.
Но прослушав запись круглого стола, поняла, что это важно знать. Об этом важно говорить.
Давайте вместе менять стереотипы об аутизме и распространять проверенную информацию!
Если считаете эту информацию важной, поделитесь ей, пожалуйста, с заинтересованными лицами.
👍Ваш лайк даст мне сигнал, что тема действительно актуальна, а алгоритмам Дзена, что статья достойна показов.
Спасибо!