Найти в Дзене

Петербург под пристальным взором Всевидящеего Ока

Петербург Масонский город! Потому что весь в масонских символах! Петербург действительно масонский город, но только потому, что этот культ был распространен среди знати, которая собиралась в столице того времени. Масонство в Россию завезли англичане в первой половине 18 века. Какого-либо влияния масонству в России достичь не удалось – это было больше развлечением для дворян, но как объяснить огромное количество масонских символов в Петербурге? Свои дома масоны украшали соответствующими символами, обозначая свою принадлежность к новому течению, но что делает Лучезарная дельта на православных храмах и памятниках русскому воину? В Интернете попалась такая версия: когда масоны попали под повторный запрет (19 в.), сложилась противоречивая ситуация: масонство запрещено, ложи закрыты, а на множестве храмов, построенных десять-двадцать лет назад красуются лучезарные дельты. Было принято решение "подружить" ставший чуждым символ масонства с православием. А возможно ли подружить Православие с ч
Оглавление
Петербург Масонский город! Потому что весь в масонских символах!

Петербург действительно масонский город, но только потому, что этот культ был распространен среди знати, которая собиралась в столице того времени.

Масонство в Россию завезли англичане в первой половине 18 века. Какого-либо влияния масонству в России достичь не удалось – это было больше развлечением для дворян, но как объяснить огромное количество масонских символов в Петербурге? Свои дома масоны украшали соответствующими символами, обозначая свою принадлежность к новому течению, но что делает Лучезарная дельта на православных храмах и памятниках русскому воину?

В Интернете попалась такая версия:

когда масоны попали под повторный запрет (19 в.), сложилась противоречивая ситуация: масонство запрещено, ложи закрыты, а на множестве храмов, построенных десять-двадцать лет назад красуются лучезарные дельты. Было принято решение "подружить" ставший чуждым символ масонства с православием.

А возможно ли подружить Православие с чуждыми символами?

Немного истории

Всевидящее Око христианство переняло раньше, чем сами масоны.

Всевидящее Око, Глаз Провидения, Глаз в Треугольнике – христианский символ (правильнее образ), изображающий открытый глаз, в большинстве случаев заключенный в треугольник и окруженный лучами света или облаками. Символ олицетворяет присутствие Божественного провидения, посредством которого око Бога наблюдает за мыслями и делами людей.

Образ "Всевидящее Око" состоит из двух более древних символов: Око и треугольник, оба символа являлись оберегами.

Око Хора (Гора) – глаз египетского бога плодородной земли, царствования, солнца и неба. Символ олицетворяющий благополучие, исцеление и защиту. Око Хора является зеркальным отражением Ока Ра, способного силой подчиняло себе врагов.

В индийской мифологии солнечный глаз выступает в образе божества Сурьи, в зороастризме как глаз Митры. У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды означает духовное сознание и мудрость. Короче, "Око" – древний международный символ.

Как видим, символ "Око" заимствован из ранних религий, но на основании чего его смогли перенять христиане?

Использование «Всевидящего Ока» как христианского символа основано на библейских стихах: из Книги Притч «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притчи 15:3) и из Первого послания апостола Петра «очи Господа обращены к праведным» (1 Петра 3:12) из Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Псалтирь, псалом 32, стих 18).

В сети встречается утверждение, что "Всевидящее Око" присутствует в Византийской росписи. К сожалению, найти фотографии не удалось, поэтому это время развития христианской культуры далее не рассматривается.

Треугольник тоже встречается во многих древних религиях, в мифологии древнего Египта он являлся воплощением триады духовной воли, любви и высшего разума человека. В христианстве треугольник олицетворяет святую троицу, каждая из сторон это Ипостась Бога (Лица): Отец, Сын и Святой Дух, все три сущности равны и представляют единство Бога.

С развитием христианской культуры ряд символов осталось в прошлом, какие-то трансформировались в более понятные образы.

Образ Божьего благосклонного взгляда встречается на знаменах русских полков начала XVIII в. Стоит отметить, что до Петра на стягах и знамёнах всегда был изображен или лик Христа, или религиозные сюжеты, или Святые и различные раннехристианские символы.

Ниже еще одна интересная икона, которую можно увидеть в Псково-Печерском монастыре основанном в далеком XIV веке (Псковская область). Судя по стилю, написана до 1722 года (до запрета изображать евангелистов в виде животных). Скорее всего она написана в XVII веке, может и раньше. Теоретически прихожане не должны ее видеть, но она не спрятана, вероятно имеет большое значение для древней обители (буду благодарен за информацию по иконе).

-3

На православных храмах образ ока в треугольнике появляется в середине XVIII века, с приходом заморских архитектурных стилей – в 1757 году создается Императорская академия художеств, где иностранные мастера обучали русских учеников живописи, скульптуре и архитектуре. В Россию приходит барокко и классицизм. Именно тогда кардинально меняется облик православных храмов.

Чесменская церковь, годы постройки с 1777 по 1780 года. Сложно представить, что Церковь позволила разместить масонский символ на храме в честь победы русского оружия.
Чесменская церковь, годы постройки с 1777 по 1780 года. Сложно представить, что Церковь позволила разместить масонский символ на храме в честь победы русского оружия.

Изменения затрагивают и иконографию. В Екатерининский период гибнет большое количество старых русских икон. Ветхие иконы сжигают и заменяют новыми, написанными под влиянием западной христианской культуры. Так, например, в XVIII веке в православной иконописи появилась икона "Всевидящее Око".

Однако, икону эту в церквях вы не найдете, она неканоническая (не была признана Православной Церковью), потому что по православному учению Бога-Отца никто из живых не видел и не может знать как он выглядит, а на иконе просматривается лик. После запрета Синода, образ "Всевидящее Око", как на изображении, можно увидеть только у старообрядцев.

Впервые изображение Ока появляется на иконе "Всевидящее Око" XVIII (на фото примеры исполнения иконы). Но не так просто Церковь допускает внедрение новшеств, например к этой иконе до сих пор неоднозначное отношение. Размещение масонского символа на храмах как прихоть масонов звучит вообще абсурдно.
Впервые изображение Ока появляется на иконе "Всевидящее Око" XVIII (на фото примеры исполнения иконы). Но не так просто Церковь допускает внедрение новшеств, например к этой иконе до сих пор неоднозначное отношение. Размещение масонского символа на храмах как прихоть масонов звучит вообще абсурдно.

В католической церкви "Всевидящее Око" встречается на более ранних работах, например, на картине Понтормо, написанной в 1525 году, но считается, что это дорисовка, появившаяся в эпоху просвещения (конец XVII - XVIII в). Почему же пришлось дорисовывать Око?

Фрагмент картины итальянского художника Якопо Каруччи (Понтормо), на картине Христос благословляет хлеб.
Фрагмент картины итальянского художника Якопо Каруччи (Понтормо), на картине Христос благословляет хлеб.

Именно в эпоху просвещения на западе начинает набирать популярность масонство, которое заимствовало из христианства образ «Всевидящее Око», из иудаизма звезду Давида, у религиозного мальтийского ордена крест Иоанна Крестителя (Мальтийский крест) и многие другие символы (вообще, масоны, с символами переборщили).

Видимо пришло время отстаивать религиозные символ. Яркое внедрение нового символа в католицизме в период развития масонского движения, скорее всего, стало вынужденной мерой (IMHO) – не сделай этого, символ мог укорениться за новым опасным течением.

Значение образа "Всевидящее Око" (для масонов - символ) масоны не изменили, оно по-прежнему символизировало Бога как Великого Архитектора Вселенной, свет, жизнь и Логос (слово/суждение), но подавалось все в форме просвещения.

Кстати, впервые «Всевидящее Око» у масонов упоминается (описывается) в книге Уильяма Престона "Иллюстрации масонства" выпущенной в 1772 году (ссылка на переиздание 1867 г).

Чумной столб, установлен в 1715 году в Праге, как благодарность Богу за спасение города от чумы. Причем тут масоны?
Чумной столб, установлен в 1715 году в Праге, как благодарность Богу за спасение города от чумы. Причем тут масоны?

Масоны и Православие

Для масонов допускается исповедание любой традиционной религии. В масонстве нет своего религиозного учения, каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу. Есть ложи, в которых нет обязательного условия веры в Бога.

Однако, если присмотреться, в масонстве можно разглядеть какое-то религиозное сектантство, организация является тайной, проводит ритуалы и обряды, чем не новая религия? Да еще использует образ Божьего благосклонного надзора. Среди масонов были и те, кто агрессивно высказывался в адрес христианства.

Естественно, на новое опасное течение обратили внимание организованные религии, наиболее яростным противником была Католическая Церковь.

Православная Церковь вела себя более сдержанно, но в целом духовенство относилось крайне негативно к масонству, да и к любым тайным обществам. Однако, некоторые служители церкви попали под влияние нового движения.

Советский и российский историк Сергей Карпачёв, исследователь масонства, в одной из своих работ выделил немногочисленную группу священников, в количестве 23 человек, попавших в конце XVIII начала XIX века под влияние масонов (напомню, образ "Ока" на храмах появляется с середины XVIII). Среди них есть две значимые фигуры.

Из большей части российских масонских обществ резко выделались близкие к ним по духу розенкрейцеры – это были фанатичные христиане, внешне следующие учению православной церкви.

Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых строительных гильдий каменщиков, однако существуют теории происхождении масонства от орденов тамплиеров или ордена розенкрейцеров.

Поведение розенкрейцеров, отдающих много сил просвещению и благотворительности импонировало некоторым служителям церкви. Так, например, в общество розенкрейцерского ордена был принят будущий Митрополит Михаил Десницкий, чем кичатся российские масоны сегодня, не упоминая, чем закончилось его членство.

Михаил Десницкий был первоприсутствующим членом Святого Синода с 1818 по 1821 годы, с 1799 по 1802 год и с 1814 года он входил в Святой Синод и, вероятно, мог повлиять на внедрение обсуждаемого в статье символа, но на храмах образ появился раньше.

В конце жизни Михаил Десницкий преодолел розенкрейцерское влияние, с 1818 года его отношение к масонству меняется, он вступается за архимандрита Фотия Спасского, яростного борца с масонством, поддерживает русскую православную оппозицию, выступающую против масонского заговора в отношении Русской Церкви (реформа А.Н. Голицына, члена ложи розенкрейцеров и, предполагается, ряда других).

Ряд историков считает, что по молодости еще один будущий Митрополит Серафим (с 1814 года первенствующий член Святейшего Синода) тоже находился под влиянием масонов. Но также известно, что Серафим в союзе с графом Аракчеевым и архимандритом Фотием добился от Александра I отстранения в 1824 году склонного к поощрению масонских идей министра духовных дел и просвещения князя Голицына.

Учитывая, что Православной Церкви в итоге пришлось вступить в борьбу с масонами, можно утверждать: если бы символ был принесен в православие последними, Церковь бы запретила его использование, но этого не случилось:

Храм рождества Христова на Песках, построен в 1781-1787 годах, уничтожен в 1934 году, восстановлен в 2017-2020 годах.
Храм рождества Христова на Песках, построен в 1781-1787 годах, уничтожен в 1934 году, восстановлен в 2017-2020 годах.

Насколько строго всегда относились ко всему новому приходящему в православную церковь показывает еще один пример в истории иконописи: в XVII веке в православной культуре появляется икона "Пресвятая Троица", написанная под влиянием католической культуры, но вскоре, на Соборном собрании она объявляется неканонической. Догадались почему?

"Пресвятая Троица". Икона пришла в православие от латинян в XVII веке. Является неканонической, она не была признана Церковью, поскольку по православному учению Бога-Отца из живых никто не видел и не знает как он выглядит. Обратите внимание на голубя (символ Святого Духа), лучи и треугольник - очень напоминает "Всевидящее око".
"Пресвятая Троица". Икона пришла в православие от латинян в XVII веке. Является неканонической, она не была признана Церковью, поскольку по православному учению Бога-Отца из живых никто не видел и не знает как он выглядит. Обратите внимание на голубя (символ Святого Духа), лучи и треугольник - очень напоминает "Всевидящее око".

Все, что приходит в храм, "проверяется", поэтому еще одно утверждение выглядит тоже абсурдным:

Активное использование символа – это результат влияния масонства на русское общество. Русская элита в те времена увлеклась играми в тайные общества и при их участии в постройке того или иного храма, его украшали "приятными" для них символами.

Церковь позволила размещать на храмах символ тайной организации в качестве украшения? Организации, угрожающей Церкви и государству? Серьезно? Ничего по чей-то прихоти не может появится "на" и "в" храме.

Клуб развлечений, пиров и гуляний был не так безобиден. Вспомните Французскую революцию, в подготовке которой участвовали масоны, декабристов, которые выросли на масонских идеях. Какую цель преследовали создатели организации "каменщиков" собирая символы со всех религий? Желали подменить своими учениями существующие религии?

Гонения на масонов в России

В России масонские ложи расцвели при Екатерине II (Императрица России с 1762 по 1796), но с 1780-ых у них начались проблемы: проходили обыски, изымали литературу, над ними установили контроль, начались зачистки в окружении Императрицы, а в 1792 году масонство попадает под запрет, проводятся аресты, высылки, громят типографии.

К началу XIX века отношение к масонам смягчается, но не надолго. В 1822 году новый запрет, начинаются гонения на участников тайного общества, проводятся зачистки в армии.

Примечательно, что любимые альтернативщиками и сторонниками масонского заговора Александровский столб и Исаакиевский Собор были украшены образом «Всевидящее Око» после жесткого запрета масонства и любых тайных обществ в России.

Александровская колонна, открытие состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года. Памятник победы русского масонства над франкмасонами? Или все-таки дань Господу, что победа (лавровый венок) одержана с его благосклонности?
Александровская колонна, открытие состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года. Памятник победы русского масонства над франкмасонами? Или все-таки дань Господу, что победа (лавровый венок) одержана с его благосклонности?

В начале 20 века масонство в очередной раз наберет силу, члены лож проникнут в Думу и правительство, но вскоре опять неудача, их обыграют участники другого движения – большевики...

Образ Божьего благосклонного надзора

В христианстве очень много символов, как правило они скрываются в росписи храмов, какие-то остались в раннем христианстве. Многим известен вообще только один символ.

Всевидящее око Божие в православии было до того, как его "усовершенствованная версия" пришла из латинской культуры. Новый образ Божьего благосклонного надзора не вызвал разногласий с православным учением, поэтому прижился.

О том, что образ заимствованный, указано на сайте Великой Ложи России:

символ часто используемый художниками и учеными Просвещения. Этот символ использовался как символ Божьего Провидения и никогда не был масонским символом.

Масонство начиналось с глубоко верующих христиан, поэтому неудивительно, что среди символики масонства закрепилось столько христианских.

"Всевидящее Око" по сей день помещают на фасады православных и католических храмов, его можно увидеть в росписи сводов или оформлении иконостаса. Образ символизирует Троицу, вездесущность Бога и божественное провидение. Сегодня этот символ смущает только атеистов и альтернативщиков (в том числе и западных).

Принимается и будет учтена любая конструктивная критика.

В статье использовались следующие работы:

Кондаков Ю.Е. - Доктор Исторических наук: "Загадка митрополита Михаила Десницкого".

Древности россiйскаго государства. Рисунки къ изданiю Русския старинныя знамена.

Уваров А.С. "Христианская символика. Часть 1. "Символика древнехристианского периода".

Вам может быть интересно: