Михайловский замок – одно из мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга. Замок совсем не похож на императорские помпезные резиденции, мрачноватый, с какой-то грустинкой, да и прослужил он владельцу всего 40 дней.
Расположен замок в центральной исторической части города у набережной реки Фонтанки рядом с Летним садом. Ранее на этом месте стоял Летний дворец Елизаветы Петровны, который был снесен в 1797 году из-за ветхости (дворец был деревянный на каменном фундаменте).
Михайловский замок (построен в стиле романтического классицизма) возводился как резиденция Павла I в 1797-1801 годах. Архитекторы замка В. Бренна, В. И. Баженов и А.Ф.Г. Виолье. Постройка и убранство замка обошлось казне примерно 6 млн. рублей. На конец 18 века эта стройка стала самой дорогой.
При Павле I строились не дворцы, а замки, он с детства буквально болел рыцарством, а став Императором принял титул Великого магистра Мальтийского ордена. Это увлечение отразилось и в архитектуре его резиденции.
Изначально замок окружали реки и каналы со всех сторон: река Фонтанка с восточной стороны, с северной – река Мойка, с южной и западной искусственные каналы.
Позже, в 1879-1882 годах, каналы были засыпаны. Ниже на фото сохранившийся 2-ой Инженерный мост, находится по правую сторону от главного входа в Михайловский замок, ранее под ним южный канал выходил на Фонтанку. Теперь мост является просто декоративным элементом набережной Фонтанки. То, что канал под мостом засыпан, можно разглядеть с набережной.
В 2003 году восстановили небольшую часть южного Воскресенского канала с мостом в виде трезубца (Архитектор В. Бренна, инженер П. Сакен)
Слева и справа от главного входа, ниже уровня мостов, стоят сторожевые – деревянные солдатики. Но это не исторические фигурки, они появились в наше время, установлены в ниши, ранее служившие для освещения подвальных помещений. К сожалению, с подачи уличных экскурсоводов, фигурки стали забрасывать монетами "на удачу", от чего их внешний вид страдает.
Император Павел I спешил со строительством. Стройматериалы забирались с разных городских строек. Так на южном фасаде замка мог появиться фриз из шокшинского порфира с надписью из псалма Давида, предназначавшийся для Исаакиевского собора (1768-1802 гг.).
Но есть мнение, что приказ Павла изъять надпись в пользу замка была не случайной, ведь Павел строил не просто замок, а резиденцию царя-первосвященника, коим он себя воспринимал.
Название замок получил в честь Архангела Михаила – покровителя Дома Романовых. В истории Петербурга это единственный случай, когда "дворцовое строение" назвали в честь святого, но есть и другая легенда:
Возле пустующего дворца Елизаветы стоял караульный пост и будто бы одному из караульных явился Архангел Михаил и повелел передать императору, что он желает видеть здесь храм.
Павел строит светское сооружение, но многое в нем отсылает к храму: название, надпись из псалма на фасаде, необъяснимые названия ворот – Воскресенские, Зачатейские, Рождественские.
Вся эта излишняя сакральность замка породила множество мифов, а надпись на фасаде стала самой загадочной и мистической в Петербурге, ведь это измененные строки из псалма Давида, в оригинале звучит так:
Дому твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу днiй
на фасаде:
Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу днiй
Если бы Павел поместил на дворце надпись без изменений, место которой на храме, он совершил бы кощунственный жест. Изменение всего одного слова делает из замка не Дом Господа, а дом, которому подобает Святыня Господня. Конфликта не случилось, тем не менее, надпись красовалась перед всеми жителями и все понимали её религиозное происхождение. Эта надпись стала основой для мистических слухов про смерть Павла.
Известная в Петербурге в те времена юродивая Ксения (Ксения Петербургская) предсказала: «Ныне царствующий император проживет столько лет, сколько букв в этой надписи». Однако, доказательств, что это пророчество имело место быть не существует. Есть упоминания, что эти слова принадлежат предсказателю монаху Авелю.
Надпись из 47 букв совпала (почти) с возрастом Павла I. Император родился 20 сентября 1754 года, умер 12 марта 1801 года, до своего 47-го дня рождения он не дожил. Получается, пророчество оказалось неточным, но с другой стороны, умер Павел на 47-ом году жизни. Кто-то из жителей мог обратить внимание на это совпадение, что и стало основой для появления слухов, но уже после смерти Императора.
Но это не единственная магия чисел с вязанная с Павлом I, есть еще интересное совпадение: правил император 4 года, 4 месяца и 4 дня.
Известна еще одна загадочная история, связанная со смертью Павла. Баронесса Генриетта Луиза фон Оберкирх, подруга Марины Фёдоровны (супруга Павла I), оставила мемуары, в которых упоминает рассказ Павла о видении ему в Санкт-Петербурге призрака Петра I. Цесаревич рассказал, что дух предрек ему раннюю смерть.
Убийство императора Павла I произошло в замке ночью с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 года. После убийства семья Павла стремительно покинула замок, забрав с собой всё что можно. Началось разорение замка. Из замка выносили всё и к 1802 году замок опустел.
В 1819 году в замке разместили Инженерное училище. С этого момента замок получил новое название – Инженерный. Тогда же появился новый слух о том, что кадеты по ночам встречали призрак Павла I со свечой в руке, бродившего по коридорам. Возможно, это были шалости молодых кадетов, но когда замок стал музеем, приведение, стали видеть сотрудники музея.
Во время Великой Отечественной Войны в замке располагался госпиталь, который стал целью фашистов.
После войны, до 60-х годов, здесь были факультеты некоторых военных училищ, потом размещались разные государственные научные учреждения. В 1994 году замок перешёл в распоряжение Русского музея. Началась постепенная реставрация залов. Сейчас замок открыт для всех желающих.
Филиал Русского музея «Михайловский замок»
Вход во внутренний двор замка через парадные Воскресенские ворота у Южного канала (Замковая улица). Вход во двор бесплатный.
Двигайтесь ко входу, по обеим сторонам которого расположена колоннада. Поднимаемся по лестнице, справа вход в замок, где можно приобрести билеты.
За многие годы в убранстве замка многое утрачено. Практически без изменений сохранилась только парадная лестница. Стены ее отделаны мрамором. В центре установлена статуя «Умирающая Клеопатра». Над статуей герб Российской Империи при Павле I с мальтийским крестом в центре. Это единственный сохранившийся элемент в замке указывающий на отношение императора к Мальтийскому ордену.
Павел въезжал в замок спешно, не дождавшись окончания работ по внутреннему убранству замка. Что-то было законченно уже после гибели Павла, некоторые стены и потолки так и остались без росписи.
На втором этаже в залах справа при Павле I располагалась казарма Лейб-гвардии, которая охраняла парадную лестницу. Сейчас в этих залах экспонируется выставка "Лица России".
В залах представлены картины следующих тематик: "Военные", "Крестьяне, ремесленники", "Аристократы", "Купцы, разночинцы, священнослужители", "Композиторы, писатели", "Художники".
Интерьеры парадных залов замка были созданы по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1798-1801 годах.
Покои Марии Федоровны
Зал Антиков
Раньше в этом зале в нишах стояли античные статуи, а стены были отделаны мрамором разных цветов. Сегодня здесь экспонируется постоянная выставка "Античные сюжеты в русском искусстве".
Галерея Рафаэля (Готлисовый покой)
Галерея входит в комплекс покоев императрицы Марии Фёдоровны. В галереи были размещены четыре шпалеры (тканые стенные ковры), вытканные на королевской фабрике с сюжетами росписи Рафаэля в Ватикане – подарок короля Франции Людовика XVI.
Сохранилась плафонная живопись перекрытия - "Храм Менервы" немецкого художника Я. Меттерлейтера (1750-1825):
Это самый красивый и интересный зал. В нем можно познакомиться со всеми обитателями Дома Романовых.
В зале представлены не только портреты императорской семьи, но и миниатюры с портретами представителей рода Романовых, вазы, бюсты и личные предметы.
Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны
Парадные интерьеры императрицы были оформлены по проекту В. Бренна, начало 19 века. В интерьере были использованы малиновый бархат, мрамор, позолота. Реставрация залов происходила уже в начале 21 века.
Сегодня здесь экспонируются картины, бюсты и трёхмерная инсталляция Большой императорской короны. Оригинал короны хранится в Оружейной палате Алмазного фонда в Кремле.
Рядом с инсталляцией установлен экран, где можно узнать много интересного о Большой российской короне.
В Михайловском замке есть несколько экспонатов специально сделанные для незрячих и слабовидящих людей (тактильные модели), которые можно потрогать при экскурсоводе.
Большой столовый зал
Здесь проходили обеды и ужины, иногда устраивались театральные представления и камерные концерты. Последний концерт состоялся 10 марта 1801 года. И здесь же, 11 марта 1801 года, был последний ужин императора Павла I.
Две огромные позолоченные люстры по 50 свечей являются центром интерьера Большого столового зала. Первоначально эти люстры предназначались для Георгиевского зала Зимнего дворца, но, как и многое другое, плавно перекочевали в Михайловский замок.
Когда в замке находилось инженерное училище, зал был разделён на три класса. После реставрации в 2002-2003 годах Большой столовый зал вернул свой первоначальный облик и объём.
Спальня Марии Фёдоровны
Интерьер и мебель не сохранились, но реставраторы восстановили интерьер полностью. Сейчас здесь в нескольких витринах экспонируются памятные медали, медальоны и камеи.
Покои императора Павла I
Георгиевский зал
Георгиевский зал является одним из трёх самых больших парадных залов замка. Из-за обилия разноцветного мрамора его называли ещё мраморным. Зал предназначался для караульных постов и место встречи кавалеров Мальтийского ордена.
Первоначальный вид зала утерян, так как неоднократно перестраивался под нужды разных организаций.
После отъезда семьи императора из зала вывезли всё самое ценное. Зеркала, скульптуры, полы перекочевали в Таврический дворец, камины из белого мрамора вывезли в Павловский дворец, барельефы, колонны, мрамор попал в Новый Эрмитаж. Даже двери перевезли в Мариинский дворец, который строился для дочери Николая I - Марии.
Георгиевским зал стал после размещения в замке Инженерного училища. На стенах зала были размещены мраморные доски с именами георгиевских кавалеров - выпускников училища.
Воскресенский зал
Воскресенский зал, он же Кавалергардский, предназначался для проведения официальных приёмов, праздников и балов. Здесь же в середине марта 1801 года было выставлено для прощание тело императора Павла I.
Стены Воскресенского зала были отделаны искусственным жёлтым мрамором с тёмными пятнами. В специальных нишах размещались художественные полотна со знаковыми историческими событиями в России. Тематику и сюжеты полотен Павел I определял самостоятельно.
Две картины возвращены на свои места. Остальные находятся на реставрации и сегодня их временно заменяют специально подготовленные полотна.
После выезда из замка семьи императора, зал использовался под склад "астрономических инструментов". Потом здесь размещались канцелярии, книгохранилище. Использовался зал и для занятий юнкеров. В советское время в этом зале занимались спортом курсанты училища им. Ф. Э. Дзержинского. Последним обитателем был архив Центральной военно-морской библиотеки.
Овальный зал
Небольшой Овальный зал тоже входит в покои императора. Во времена Павла I зал был одним из самых красивых залов дворца. Но, когда здесь было инженерное училище, зал разделили на два этажа. Часть убранства интерьера было сбито и утрачено. Реставрационные работы проводились в 2008 году.
Большой Тронный зал императора Павла I
Большой Тронный зал за время короткого проживания Павла I в замке ни разу не использовался. Стены зала затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём.
По периметру потолка размещены 76 гербов российских городов и губерний. С "павловских времён" сохранилось только 32 герба. Недостающие гербы были сделаны заново по описаниям, которые хранятся в фондах по охране памятников и в манере соответствующей "павловской" эпохе. Здесь же, ближе к трону, 47 титульных гербов и 48-ой - мальтийский.
Живописный плафон из двух частей на потолке - холст (копия), представляющий "Аллегорию Мира" и "Аллегорию Победы", художник Д. Валериани. Оригиналы в Екатерининском дворце.
В Большом Тонном зале скоро появится копия трона Павла I. Оригинал трона находится в Оружейной палате Московского Кремля. Сейчас вместо трона стоит кресло времён Павла I из коллекции Русского музея.
Книжные шкафы в зале появились позже. При жизни Павла их здесь не было. По распоряжению Александра I несколько помещений замка были переданы для проживания инженер-генерала П. К. Сухтелена. В этом зале и разместилась его уникальная библиотека.
В 1820 году, когда в замок переселили Главное Инженерное училище, для размещения архива Инженерного департамента были сделаны двухъярусные шкафы.
Галерея Арабесок
Галерея арабесок, как и все залы были создана в период 1798-1801 годов по проекту В. Бренны и входила в состав покоев императора Павла I. Бренна решил повторить в своём проекте знаменитые Лоджии Рафаэля в Ватикане. Ему это удалось и галерея Арабесок стала одним из эффектных залов замка. Здесь выставлялись копии античных скульптур Рима. Две скульптуры находятся в Эрмитаже, а где остальные – неизвестно.
До реставрации здесь был читальный зал Центральной военно-морской библиотеки. Сейчас здесь выставлены подлинники скульптур Летнего сада.
Проектно-исследовательские работы по воссозданию первоначального интерьера ведутся в настоящее время. Появятся настенные росписи с позолотой.
Покои камер-фрейлины Анны Протасовой (1745-1826)
Анна Степановна (родственница братьев Орловых) была близкой подругой Екатерины II. Ей удалось сохранить своё положение при дворе. Императоры Павел I и Александр I также относились к ней с уважением. При коронации Павел I наградил её орденом Святой Екатерины 2-й степени. Александр I присвоил ей титул графини. Похоронена Анна Протасова в Александро-Невской лавре.
После отъезда императорской семьи из дворца в покоях камер-фрейлины инженер-генерал П. К. Сухтелен расположил свою большую коллекцию художественных картин.
Сейчас в бывших залах камер-фрейлины размещена выставка "Галерея Романовых" - 46 портретов.
Реставрация залов замка продолжается. Проходя по узким проходам между залами можно увидеть ещё пустующие комнаты.
По лестнице спускаемся на первый этаж. Здесь тоже проходят экскурсии по отреставрированным залам. На некоторые экскурсии первого этажа существует предварительная запись.
Если самостоятельно знакомитесь с парадными залами замка, спустившись на первый этаж попадаете на выставку "Скульптура летнего сада - Пётр I коллекционер". Теперь здесь хранятся оригиналы скульптур Летнего сада. В Летнем саду стоят копии.
Внутренний двор Михайловского замка
На плане Михайловского замка мы видим, что внутренний двор состоит из Большого двора и двух маленьких. Парадный большой двор имеет восьмигранную форму, что может указывать принадлежность императора Павла I к масонам. Впрочем, идея могла исходить от архитектора Баженова, который являлся членом масонской ложи.
Парадный двор использовался только для семьи императора и гостей замка.
Ниже фотографии внутреннего двора
Внутренний двор замка можно посмотреть бесплатно пройдя через Вознесенский мост, далее через колоннаду во двор.
Посетить музей можно самостоятельно или с экскурсией. Билеты приобрести в кассе замка или на сайте. Есть льготы для учащихся и пенсионеров. Некоторые экскурсии только по предварительной записи.
Не спутайте Михайловский замок с Михайловским дворцом. Замок расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, дом 2.