Республика может получить право определять порядок установления цен на муниципальные парковки. Но платить за места на стоянках, похоже, придется столько же.
Переменится ли сумма чеков за оплату парковки от перестановки полномочий?
В новом, седьмом созыве Государственного Совета Татарстана депутаты рассмотрят законопроект, передающий право определять методику расчёта стоимости платных парковок в ведение республиканского Кабинета министров. Законопроект внесен в республиканский парламент экс-директором казанского «Водоканала» Андреем Егоровым, руководившим в прошлом созыве Госсовета комитетом по жилищной политике и инфраструктурному развитию. В документе указывается, что в случае его принятия республиканское правительство сможет определять методику расчета и максимальный размер платы за пользование парковками.
Как пояснили «Вечерней Казани» в мэрии столицы Татарстана, сейчас параметры расчета платы за парковку разрабатывает федеральный Минтранс. Действующий в Казани размер платы за пользование платными парковками также определен на основании федеральной методики. Впрочем, согласно тексту предлагаемого к принятию республиканского законопроекта, у муниципалитетов раньше было право определять способы подсчета платы за парковку. И эти полномочия теперь передают татарстанским властям.
Федеральные методики утвердили в 2023 году — в них ведомство объясняло регионам, как правильно считать плату за парковки. В документе указывалось, что главной целью установления платных парковок является не извлечение прибыли, а улучшение доступности городской территории. Также в ведомстве рекомендовали устанавливать плату за стоянку на основании данных о заполняемости парковок.
В Татарстане к этим рекомендациям, в общем-то, прислушались. И в апреле 2024 года Кабмин республики свою методику определения платы за парковку. Максимальная цена парковки в республике составила 140 рублей в час. Также было определено, что если парковка заполняется менее чем на 70%, то плату за ее использование нужно снижать, а при заполняемости выше 85%, наоборот, увеличивать цену. В случае принятия закона, татарстанские парламентарии хотят внести изменения в методику местного Кабмина. Но какими они будут — неизвестно.
На данный момент в Казани действует 185 платных стоянок, на которых находится 9813 парковочных мест. Кроме того, городские власти планируют изменить стоимость парковки на 24 стоянках: на 20 из них цена будет повышена, а на четырёх — снижена. В этом случае за час парковки, например, на трех участках в центре города, улицах Театральной, Пушкина, площади Свободы — придется отдавать 130 рублей. Муниципальные парковки продолжают «наступать» на город — так, в начале 2024-го года платной стала стоянка у Центрального стадиона, что вызвало возмущение казанцев. Как ни странно, не рады большому количеству платных парковок в городе и водители мэрии, которые иногда предпочитают ставить автомобили не на муниципальных стоянках, а запрещенных для парковки участках.
Излишняя централизация не поможет
Опрошенные «Вечерней Казанью» эксперты уверены, что вопросы с платными парковками необходимо решать на региональном и муниципальном уровне. Депутат Казгордумы Алексей Серов полагает, что местные власти могут решать данные вопросы более эффективно.
- Властям районов или городов виднее, как устанавливать цену на парковку, чем чиновникам из, например, Минтранса. К тому же мы помним, что передача градостроительных полномочий местных властей в республиканский Минстрой пока не оправдала себя, — говорит наш собеседник.
Платные парковки — не панацея, отмечает депутат. Для борьбы с загруженностью дорог нужно развивать общественный транспорт, и тогда люди будут голосовать за этот способ передвижения «рублем». Но сейчас отрасль перевозок деградировала, поэтому люди предпочитают частные автомобили.
- Еще одна негативная тенденция — распространение платных парковок за пределы центра города и не в тех местах, где есть пробки. Просто пытаются сделать каждый участок асфальта платным, — констатирует Серов.
Похожего мнения придерживается и юрист Федерации автовладельцев Владлен Копвиллем. Он полагает, что излишняя централизация в таких вопросах не нужна и приводить все к «единому знаменателю» не стоит.
- Все же хорошо, что теперь эти полномочия передали на региональный уровень. В данном случае чем «ближе к земле», тем лучше. В высоких кабинетах не всегда могут учесть местных реалий. Но главное, чтобы деньги от платных парковок продолжали получать муниципалитеты, — заключил юрист.
Что же касается платных парковок, Копвиллем напоминает, что с момента их появления в Казани в 2015 году увеличение количества таких стоянок в городе было предсказуемым. Как и распространение муниципальных парковок за пределы центральных улиц.
Автор материала: Рамиль Акберов