Старое устье реки Ухры нынче скрыто водами Рыбинского водохранилища. Расположение и названия притоков нижней Шексны, в число которых раньше входила и Ухра, сегодня мы можем полноценно изучать только по старым дореволюционным картам. Наиболее информативными для этого являются так называемые планы генерального межевания конца 18 века (ПГМ). Их чертили ещё во времена правления Екатерины при создании Ярославской губернии.
Для каждого из уездов новой губернии (тогда ещё наместничества) были тщательно отрисованы очень подробные и информативные атласы, на которых скрупулёзно были отмечены границы земельных владений. Каждое угодье было пронумеровано и внесено в реестры - приложения к планам межевания.
На картах старательно отмечались названия самых мелких речек и ручьёв, так как они служили отличными межевыми границами. У многих не было собственного названия, поэтому они помечались просто как "ручей безымянный" (ру:бе:). Благодаря этим атласам, мы можем существенно пополнить наши знания о микротопонимике Ярославской области. Эти сведения в свою очередь позволяют понять и разобраться в языковых особенностях региона в исторической перспективе.
Большинство истоков верхней Ухры представляют собой субстратные словоформы, свойственные финно-угорской лексике. Но, чем ближе к её устью, тем чаще местные гидронимы основаны на корнях из русского языка. Передвигаясь виртуально вдоль реки Ухры, мы всё чаще фиксируем славянские "речные" термины. Мы словно бы выходим из глухой лесной чащи "на простор речной волны".
Эти факты свидетельствуют о том, что берега Шексны гораздо активнее и вероятно раньше заселялись славянами, нежели центральные водораздельные холмы. Большая река с глубокой древности использовалась в качестве крупной транспортной артерии и быстро приобрела важное государственное значение.
Кузняча
Между деревнями Демихово и Панфилово в разлив Ухры бежит малая речка Кузня́ча или Кузнячка. Название имеет признаки старинной русской лексики. Кузняча – значит Кузнечная. Когда-то на берегу здесь видимо стояла кузница. Пошехонье было известно месторождениями болотного железа и славилось кузнецами.
Гремяча
В деревне Обновленское течёт Гремяча (Гремячка). Здесь мы видим взаимовлияние соседних гидронимов. Оба сформированы в похожих формах с редкими концовками -яча, характерными скорее для новгородской лексики. Гремяча значит "громкая, журчащая". Современный подпор водохранилища уменьшил перепад высоты и лишил речку её звучности.
Городишка
Напротив Кузнячки и Гремячки на левом берегу в Ухру течёт речка с забавным названием Городи́шка. Нарочито уменьшительная форма с суффиксом -ишк - это очевидно стандартная форма для гидронимов, которые являются компонентами топонимических пар типа "город+река". За примерами нам не нужно ходить далеко. На Ухре таких предостаточно:
Шаготь - Шаготка, Пачебол - Пачеболка, Вослома - Восломка и т.д.
Отсюда следует, что для Городишки был когда-то парный топоним, точнее ойконим – населённый пункт под названием Городок.
Действительно, согласно предания, записанного священниками села Никольского на Лапушке, когда-то на Ухре в этих местах было укреплённое поселение – Белый городок. Рассказывали, что именно там первоначально был местный церковный приход, перенесённый впоследствии на другой берег, в Лапушку. Острог якобы был сожжён ещё ханом Батыем во время татаро-монгольского нашествия в 13 веке и более уже не восстанавливался.
Если судить по историческим сведениям, то существование городка на Ухре можно увязать с несколькими факторами. Во-первых, здесь было пограничье Белозёрских княжеств и название Белый сообщает нам о изначальной принадлежности пункта к Белозёрью. Городки строились для контроля торговых путей по Шексне. Здесь при пересечении границ взимали пошлину за провоз товаров. С севера санными обозами везли рыбу, обратно - зерно.
Во-вторых, городок наверняка был связан с соледобычей в местных источниках, о которой также имеются надёжные свидетельства. Исчезновение острога вероятно связано не с татарами, а относится к периоду ликвидации удельных княжеств 15 века. Упадок сети укреплённых городков на Шексне и Ухре происходил параллельно с угасанием Усть-Шексны, прототипа города Рыбинска.
Сейчас устье речки Городишки, место бывшего Белого городка и соляных варниц скрыто водами водохранилища. От них остались лишь название ещё одного ручья, о котором пойдет речь далее. Истоки Городишки ещё можно наблюдать на трассе Рыбинск-Пошехонье. Она пересекает дорогу в лесном массиве, не доезжая километра до села Пачебол.
Сольцагорка
Далее вниз по Ухре, в пяти верстах от села Никольское-на-Лапушке до 1940 года в Ухру бежала мелкая речка с оригинальным названием Сольцагорка. Её устье находилось между деревнями Опалиха и Залазовка. Сейчас русло Сольцагорки в основном скрыто под водой. Исток, небольшой лесной ручей, тоже скрывается в лесной чаще.
Название ручья служит подтверждением легенды о соляных варницах и хранит память о бывшей здесь деревне Сольцы Горские, которая упоминается в писцовых книгах 16 века.
Дана ... в поместье Фёдору Офонасьеву сыну Львову в его оклад ... в Пошехонском уезде ... половина деревни Солцы Горские на речке Ухре, а в ней крестьян Посничко Родивонов да брат его Смирка, Тренка Иванов, пашни паханые худые земли шесть чети да перелогу одна четь с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена сорок пять копён... (выпись 1612 г.)
По всей видимости деревня являлась слободкой при варницах, "у соляных колодцев". Сольцы Горские исчезли очень давно, ещё в 17 веке. Угасание и исчезновение поселений на левом берегу Ухры вероятно было связано с экономическими причинами. Соляные источники были малопродуктивны. С развитием торговых связей с нижним, степным Поволжьем, богатым солончаками, местные варницы, требовавшие большого количества топлива, стали нерентабельными. Население постепенно переселилось на правый берег Ухры. Причины переселений могли быть климатическими и военными. Возможно земля там была более пригодна под пашню. Набеги татар, литовское разорение начала 17 века также сказывались на демографии.
По сведениям старожилов некоторые иконы в храме Троицы села Никольского сохранились ещё со времён Белого Городка и называли "усольскими", а Сольцагорка когда-то именовалась речкой Усолкой. В 19 веке в этих местах, заросших лесом, ещё можно было найти остатки дубовых соляных колодцев. В летнее время ветхие срубы покрывались белым соляным налётом (накипелью), который привлекал лесных животных. Сюда приходили лоси и кабаны лизать просоленные брёвна, этим обстоятельством пользовались местные охотники.
Крестовка
Далее по реке на правом берегу раньше была деревня Залазовка. Здесь в Ухру впадала речка Крестовка, названная так по деревне Крестцы. Кресты, Крестцы – это перекресток дорог или межей. Здесь издавна была развилка дорог, проходящих вдоль Ухры и по Шексне. Крестцами рыбаки зовут и по сей день всю окружающую местность в устье Ухры.
Вигора (Акатовка)
Последний крупный приток реки Ухры носил название Ви́гора. Местные жители называли её в уменьшительной форме - Выгорка.
С точки зрения структуры слово Вигора аналогично другому ухринскому гидрониму – Вожера и возможно в языке меря звучало как Вигораш (Вигорас). Морфологически Вигора состоит из корня виг- и суффикса –ра. По данным вологодского краеведа Кузнецова основу виг-, которая встречается и в других названиях северных рек, можно сопоставить с корнем, который имеет значение «быстрый, стремительный, юркий» (эрзя - вигине, саамский – веггас). Название Вигора таким образом можно перевести на русский язык как «Быстрица». У Вигоры есть тёзки, например река Вига – правый приток костромской Унжи.
Название Быстрица коррелирует с соседней Гремячкой. О действительном характере речки нам сейчас остаётся только гадать. До 1940 года Вигора впадала в Ухру с правой стороны. Река начиналась возле деревни Бараново и её длина составляла порядка 15 километров. В месте слияния Ухры и Вигоры находилась старинная деревня с тем же названием Вигоры. Сейчас ни деревни, ни реки не существует. Русло наполовину затоплено водами Рыбинского водохранилища.
Остаток Выгорки ещё течёт в водохранилище между Крестцами и Кременёвым, но на современных картах он носит другое название – Акатовка. Вероятно так назывался ручей, один из двух истоков Вигорки, в котором запечатлён давно исчезнувший починок или бывшая пустошь. Акат – деревенская форма православного имени Акакий.
Второй исток Выгорки, вытекающий из урочища Курочкино, носил название Булдаковский ручей.
Здеришка
Дальше по реке, за версту от Выгорки в Ухру впадал ручей Здеришка. Это уже второй гидроним в ухринском бассейне с основой "задери". Он также исчез в волнах рукотворного моря.
Сенной исток
Судя по первым картам Ярославской губернии 18 века, напротив бывшей деревни Высоково в Ухру тёк ручей, обозначенный как Исток Сенной. Когда-то в его устье располагались приречные наволоки с богатым травостоем.
На старых картах Сенной выглядит весьма внушительно, начинаясь аж от деревни Костино. Там он ошибочно соединён с речкой Полежаихой, относящейся на самом деле к притокам уже другой реки - Воли.
Сейчас Сенной исток никак нельзя ассоциировать с покосами. Ручеёк скрылся в лесной чаще у деревни Григорово. Его можно обнаружить лишь на берегу водохранилища, тонкой струйкой торфяного цвета пересекающей песчаный пляж.
Вепревка
В устье Ухры раньше располагались деревни Высоково, Плешевское и Марьино. Возле Плешевской в Ухру с правого берега сбегал одноимённый Плешевский ручей, а напротив с другого берега тёк ручей, который на картах подписан как Вепревка. Вепрь - так в старину называли кабана. Что было в основе такого названия, случай на охоте или прозвище хозяина покоса?
Все эти мелкие речки, тёкшие когда-то с левого берега в низовьях Ухры, очень неясно отмечены на старых картах. У Вепревки, Сольцагорки, Здеришки и Сенного ручья более-менее обозначены лишь устья. Откуда текли реки, где находились их русла - неизвестно. На карте Ярославской губернии до революции ещё оставались настоящие "белые пятна" - слабо исследованные области. Местные крестьяне конечно хорошо ориентировались в этих пущах, но для картографии это была настоящая terra incognita.
Озеро Кривое
На "Плане генерального межевания" Ярославской губернии 1792 года вблизи устья Ухры обозначено ответвление - старица "Озеро Кривое". Учитывая, что в переводе на русский язык Ухра значит Озёрная или Озерица, то в связи с этим можно выдвинуть ещё одну версию происхождения её названия.
Многие специалисты по топонимике согласятся, что в качестве мотиваторов для этимологий гидронимов чаще выступают не истоки, а низовья и даже устья рек. Низкие, заливные берега реки Шексны в том низком, болотистом крае, на месте которого сейчас плещутся волны рукотворного моря, раньше были усеяны старицами, заводями и глухими курьями. Такие прудки в поймах рек называли озерками.
Вблизи устья Ухры было несколько стариц, соединённых протоками с Шексной. Возле деревни Марьино в речной пойме было ещё одно озерцо, имевшее ровную кольцеобразную форму. Самые значительные озерки имели собственные названия: Дивное, Долгое, Бухалово. Именно от этих стариц и получила вероятно своё название река Ухра. Такое объяснение выглядит более надёжным и убедительным, нежели легенды Волчьего болота, в котором Ухра берёт своё начало.
На этом наш обзор топонимического заповедника ярославской реки Ухры завершён.
В статьях использованы краеведческие материалы, собранные учениками под руководством учителей Белосельской средней школы Пошехонского района Ярославской области.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!
Ссылки на предыдущие части:
Литература и источники:
1. Субстратная топонимия Русского Севера : в 4 ч., Матвеев А. К., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
2. Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. Чайкина Ю.И. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988.
3. Следы времён минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Попов А.И., М., 1981
4. Ярославский областной словарь, ЯГПИ, 1985, под ред. Г.Г.Мельниченко
5. Гидронимия Русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. Р.А. Агеева, М., 1989
6. Метонимическое калькирование архаических гидронимов в Приильменье // Топонимия и диалектная лексика Новгородской земли. В.Л. Васильев., Великий Новгород, 2001
7. К проблеме расселения летописной мери. А. К. Матвеев. Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 1997
8. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. Веселовский С. Б., Москва, Наука, 1974.
9. Списки населённых мест Российской империи. Издание ЦСУ МВД, СПб. L. Ярославская губерния. 1865 г.
10. Алквист Арья. Субстратная топонимия Ярославского Поволжья // Очерки исторической географии. Северо-запад России. Славяне и финны. Изд-во СПбГУ. Под ред. А. С. Герда и Г. С. Лебедева. 2001
11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. СПб, М, 1880 – 1882
12. Галанин А.В. Волоки Северо-Восточной Европы // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2009–2013.
13. Рябинин Е.А. Археология Костромского края. Кострома, 1997
14. Исследования по мерянскому языку. О.Б.Ткаченко. Кострома, 2007
15. Эрзянско-русский словарь. Под ред. Серебренникова Б. А., Бузаковой Р. Н., Мосина М. В. – М., 1993
16. Мокшанско-русский словарь. Под ред. Серебренникова Б. А., Феоктистова А. П., Полякова О. Е. – М., 1998
17. Словарь вепсского языка. Зайцева М. И., Муллонен М. И., Л., 1972
18. Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья // Материалы и исследования по археологии. 94. М., 1961;
19. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970;
20. Этапы и формы ассимиляции летописной мери. Леонтьев А.Е., Рябинин Е.А. // Советская археология. 1980. № 2;
21. Костромское Поволжье в эпоху средневековья. Рябинин Е.А., М., 1986; Финно-угры и балты в эпоху средневековья / ред. В.В. Седов. М., 1987;
22. Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. М., 1996;
23. Рябинин Е.А. Финноугорские племена в составе Древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. СПб., 1997;
24. Алексеев С.И., Комаров К.И., Леонтьев А.Е., Ошибкина С.В., Рябинин Е.А. Археология Костромского края. Кострома, 1997;
25. Седых В.Н. Археология и древняя история Ярославско-Костромского Поволжья // Очерки исторической географии: СевероЗапад России: Славяне и финны. СПб., 2001.
26. Акты социально-экономической истории СевероВосточной Руси конца XIV – начала XVI вв. в 3-х тт. М., 1952 - 1964
27. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV – XVI вв. Под ред. Л.В.Черепнин, М., 1951.
28. Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII вв., М. 1997.
#Ухра #Гремяча #Кузняча #Крестовка #Городишка #Пачебол #Сольцагорка #Вигора