Найти в Дзене
RG-Soft

Переход на машиночитаемые доверенности (МЧД) с 1 сентября 2024 года

Оглавление

С 1 сентября 2024 года для подписания документов от имени организации сотруднику понадобится не только личная электронная подпись (ЭП), но и машиночитаемая доверенность (МЧД).

МЧД – это электронная версия обычной доверенности, подписанная КЭП руководителя. Она создается в формате XML и избавляет от необходимости предоставлять бумажную доверенность в налоговые органы.

Чтобы начать работать с МЧД:

1. Получите сертификат ЭП на руководителя.

2. Выпустите сертификат КЭП для сотрудника (получить КЭП физического лица можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре).

3. Оформите МЧД на сотрудника, подписанную директором своей КЭП.

При подаче документов сотрудник будет подписывать их своей КЭП и прикладывать файл МЧД.

Если МЧД потеряет актуальность, ее можно отозвать в любое время. Если у руководителя нет КЭП ФНС (ЦБ, или Казначейства), рекомендуется выпустить новую.

Выпустить ЭП руководителю можно в УЦ ФНС (для коммерческих организаций и ИП), УЦ ФК (для бюджетных учреждений) или УЦ ЦБ (для кредитных и финансовых организаций).

Список УЦ ФНС:

-2

Создание МЧД

В 1С:Бухгалтерии предприятия, для отправки отчетности с помощью МЧД, используется сервис 1С-Отчетность. Он поддерживает два формата: 002 и 003.

Рекомендуется использовать формат 003 (в распределенный реестр).

Чтобы создать МЧД, выполните следующие шаги:

1. Перейдите в раздел "Отчеты" - "Регламентированные отчеты" – "Уведомления".

2. Нажмите кнопку "Создать".

3. Выберите "МЧД".

В программе доступны два вида МЧД:

* Машиночитаемая доверенность для ФНС

* Машиночитаемая доверенность для ФСС

Выберите нужный вид МЧД и заполните все необходимые поля.

-3


Хорошо, давайте разберемся, как заполнить все реквизиты МЧД в 1С:Бухгалтерии.

1. Срок действия МЧД:

Укажите реальный срок, на который вы уполномочиваете сотрудника подписывать и сдавать отчетность от имени организации.

* Важно: Срок действия МЧД не должен превышать срок действия электронной подписи (ЭП) сотрудника.

* Совет: можно установить тот же срок действия, что и у ЭП сотрудника.

2. Реквизиты доверителя и представителя:

* Доверитель: это ваша организация. Программа автоматически подставит реквизиты вашей организации из справочника.

* Представитель: это ваш сотрудник, которому вы выдаете доверенность. Введите его ФИО, ИНН и другие необходимые реквизиты.

3. Список госорганов (получателей отчетности):

Укажите, в какие государственные органы сотрудник будет сдавать отчетность от имени организации. Например, ФНС, Росстат, ФСС и т.д.

4. Номер МЧД:

Номер присваивается автоматически, его заполнять не нужно.

5. Дата выдачи МЧД и дата окончания действия доверенности:

* Дата выдачи: Укажите текущую дату.

* Дата окончания: Укажите дату окончания срока действия МЧД.

-4

В поле "Доверитель" вам нужно выбрать организацию или индивидуального предпринимателя из списка. Система сама заполнит остальные данные о доверителе, используя информацию из карточки этой организации. Если вам нужно что-то проверить или изменить, просто кликните по ссылке "Уточнить реквизиты".

-5

Управляющая организация, действующая без доверенности – заполняется, если полномочия переданы управляющей компании.

Физическое лицо со стороны доверителя подтягивается автоматически из карточки организации.

-6

В поле "Представитель" нужно выбрать "Физическое лицо". Затем из списка выберите нужного представителя. Его данные автоматически подгрузятся из информационной базы. Не забудьте поставить галочку напротив "Сотрудник организации доверителя".

-7
-8

В поле "Налоговый орган – получатель" вам нужно выбрать ту налоговую инспекцию, в которую планируете сдавать отчетность.

-9

По умолчанию в поле "Полномочия" выбраны все доступные. Но если вам нужно ограничить полномочия представителя, просто кликните по ссылке "Все" и выберите нужные.

-10

После того как вы заполните все поля, нажмите кнопку "Отправить". Это отправит сформированный МЧД напрямую из базы 1С. Не забудьте, что МЧД должна быть подписана электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителя.

-11

Как только ваша МЧД будет отправлена и зарегистрирована в налоговой (ФНС), её статус изменится на "Зарегистрировано".

-12

Работа с МЧД в сервисе 1С-ЭДО

Для использования МЧД в сервисе 1С ЭДО необходимо последовательно выполнить следующие действия:

· выпустить КЭП на доверенное лицо;

· установить КЭП доверенного лица на рабочее место (компьютер);

· подготовить заявление на выпуск МЧД;

· подписать заявление на выпуск МЧД КЭП руководителя и отправить в ФНС;

· настроить сервис 1С ЭДО для работы с МЧД доверенного лица.

КЭП – квалифицированная электронная подпись.

Для выпуска КЭП на доверенное лицо обратитесь в удостоверяющий центр. Доверенное лицо не обязательно должно являться сотрудником организации. В КЭП на доверенное лицо отсутствует ссылка на организацию (ИНН юрлица). Список аккредитованных удостоверяющих центров можно узнать на сайте Минцифры.

После получения КЭП, установите сертификат уполномоченного лица на компьютер бухгалтера.

-13

Далее, для подготовки заявления на выпуск МЧД, перейдите в раздел "Организация — ЭДО — Машиночитаемые доверенности" в сервисе 1С-ЭДО. Там, следуя инструкциям раздела "Создание МЧД", вы сможете подготовить заявление.

После того, как ФНС одобрит вашу МЧД, вы сможете использовать ее для работы с электронным документооборотом.

Чтобы настроить сервис 1С-ЭДО для работы с МЧД доверенного лица, вам нужно зайти в раздел "Администрирование — Настройки программы — Обмен электронными документами — Учетные записи ЭДО".

-14

Перейдите в действующую настройку Учетный записи ЭДО.

-15

Перейдите во вкладку Сертификаты и нажмите кнопку Добавить.

-16

Добавьте КЭП доверенного лица через кнопку Выбрать.

-17

В учетную запись ЭДО будет добавлена КЭП доверенного лица со ссылкой на МЧД.

-18

После того, как вы выполните все настройки, доверенное лицо сможет самостоятельно отправлять документы ЭДО, используя свою МЧД и КЭП.