А зародились они из школьных сочинений. Из всех этих «Как я провел лето», «Золотая осень», «Моя любимая книга» и прочее. Потому что именно там мы учились правильно формулировать мысли и ставить запятую так, чтобы полностью изменить значение предложения.
Вспоминаю свои школьные сочинения. Сначала простенькие, написанные примитивными односоставными предложениями. Потом сложнее, с причастными и деепричастными оборотами. В одном, училка сказала, я даже использовала несобственно-прямую речь. Я тогда очень удивилась, ибо что это такое представляла весьма смутно.
Нас учили строить рассказ – завязка, кульминация, развязка. В конце делать выводы и озвучивать мораль. Получалось, конечно, не у всех. Но и не все после окончания школы продолжали держать ручку.
Теперешние мои ученики (не все, но многие), бывает, за год не напишут ни одного сочинения. Ну или спишут одно с интернета. И это заметно. В речи, в умении донести до меня свою мысль. Некоторых слушать очень трудно. Пока дойдет до сути, пять минут приходится выслушивать «тысячи тонн словесной руды», бессмысленной, беспощадной.
Именно они презирают все эти сочинения-изложения и пытаются убедить меня, что они не нужны, что толку от них нет. Убеждают плохо, так как навыками убеждения не владеют и не могут придать своим мыслям словесную форму. Словарный запас у них тоже весьма убогий. А когда не можешь подобрать слова, чтобы выразить свою идею, кого ты в чем убедишь.
Ну куда деваться, я озвучиваю их мысли за них. Они радуются, кивают и говорят, что именно это они и хотели сказать, только слов не хватило. И умения связывать их друг с другом.
Таких учеников сразу видно по пересказу. Обычно прошу по-русски в двух словах рассказать о сюжете книги или фильма. Если ученик говорит – там тетка мужа не любила, он чудак, любовника завела, а он тоже чудак, со свекровью бодалась, та ее гнобила постоянно, страдала-страдала, а потом не выдержала такой жизни и с моста в речку сиганула, сразу понятно – он уловил суть пьесы «Гроза» и все понял. И дал хорошую выжимку, ну пьеса ведь действительно об этом.
Другие же начинают рассказывать – и понимаешь, что так они могут говорить еще два дня и ничего не сказать. Они зависают на ненужных деталях (видимо, которые лучше запомнились), возвращаются к этим деталям, повторяют их несколько раз. И при этом полностью игнорируют важные сюжетные ходы. То есть я узнаю о полянке, по которой героиня гуляла, о ее собачке, о летнем дожде, а что собственно произошло с героиней – влюбилась она, женилась, украла, убила, устроилась на работу, родила троих детей, угнала корабль и стала пиратом, этого я не узнаю. А спрашиваешь в лоб – так о чем фильм-то? Отвечают – ну, там вот она пошла в магазин… А потом выясняется, что магазин вообще ни при чем, а фильм о девушке-киллере, которая влюбилась в свою жертву.
И как вы думаете, какая категория учеников хочет стать блогерами? Потому что там большие деньги можно зашибать. Одного спросила – ну блогер, ладно, о чем ты будешь писать или о чем рассказывать на видео? Он ответил – о фильмах. Ну расскажи мне о фильме. Рассказал. Поинтересовалась, считает ли он сам свой рассказ интересным и увлекательным. Ученик задумался, потом честно ответил – пожалуй, нет. Посоветовала впредь записывать свою речь на телефон, прослушивать, а потом думать – а сам бы он захотел слушать весь этот бред и всю эту муть. И на какой секунде он бы выключил запись. И да, именно этот ученик с пеной у рта доказывал, что литература в школе не нужна, читать вообще не надо, это отстой, а изложения и сочинения – вселенское зло.
В общем, из таких учеников конкурентов мне не вырастет. Что радует. Хотя… Может быть, они найдут свою аудиторию.
Рассказ об истинной цели школьных сочинений: