Российскому императору Александру III, как известно, долго править было не суждено. Этот правитель пользовался популярностью в народе, но просидел на троне всего 13 лет. Внешне Александр III, которого в юности домашние звали "бульдожком", был настоящим богатырем. Рост императора при очень широких плечах составлял целых 190 с лишним метров. Пышущий внешне здоровьем Александр III однако скончался совсем молодым.
Молодой царь
Когда царя не стало, ему было всего 49 лет. Причиной трагедии врачи назвали болезнь почек. После ухода Александра, по большей мере неожиданно для себя, на российском троне оказался его старший сын – Николай II. Романовы надеялись, что Александр III проживет еще долго, и цесаревич полагал, что у него есть еще много лет на подготовку к управлению Россией.
Этого однако не случилось. Уход императора, по воспоминаниям современников, поэтому подействовал на Николая крайне удручающе. Николай не был уверен в своих силах, но надень корону ему тем не менее пришлось.
Управлять страной кому-то было нужно и новый император принял государственные дела. Николай II взошел на трон, но в первое время чувствовал себя в качестве правителя Российской империи крайне неуверенно. К концу правления Николай II стал крайне непопулярным правителем.
Но в первые годы его царствования народ относился к нему вполне лояльно. Простые люди, по сути, выказывали понимание молодости императора.
Высокородные приближенные же Николая II сразу же обратили внимание на его неуверенность и попытались этим воспользоваться. Речь идет прежде всего о дядях императора, которые под конец правления Николая даже создали против него своего рода фронду. Неуверенность молодого царя в первые годы правления, видимо, во многом заложило предпосылки его последующей непопулярности.
Увлечение Марии Федоровны политикой
Известно, что беспокоилась о России и ее судьбе после восхождения Николая на трон даже его матушка – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Валентин Пикуль в одной из своих книг написал, что Мария Федоровна отказалась присягать сыну, находя его неспособным править страной.
Пикуль в своем произведении, конечно, преувеличил ситуацию. Но то, что вдовствующая императрица действительно переживала за судьбу страны и способность сына справиться с правлением, не вызывает сомнений. В любом случае известно, что после кончины Александра III Мария Федоровна неожиданно для окружающих сильно увлеклась политикой.
Об этом вспоминала в частности младшая сестра Николая II, великая княгиня Ольга Александровна:
…после кончины Императора Александра III вдовствующая императрица находила для себя все новые и новые занятия. У Марии Федоровны словно открылось второе дыхание. Прежде ее занимали женское образование и больничное дело, теперь же круг интересов охватывал политику и вопросы дипломатии. Неопытность старшего сына оправдывала этот интерес. Надо отдать ей должное, действовала она умело.
К моменту ухода Александра III Мария Федоровна прожила в России уже 28 лет. С мужем она жила душа в душу, и конечно же, будучи женщиной очень общительной и неглупой хорошо понимала, каким образом в стране ведутся государственные дела.
По воспоминаниям Ольги Александровны, Мария Федоровна начала внимательно изучать международную обстановку, общаясь с послами, и часто давала сыну вполне дельные советы.
Недовольство Аликс
Возможно, влияние Марии Федоровны на Николая II было благотворным. Но может быть, вдовствующая императрица и слегка перегнула палку. В любом случае вмешательство Марии Федоровны в государственные дела крайне не понравилось действующей молодой императрице – Александре Федоровне.
Император Николай II, как известно, несмотря на траур по отцу, женился практически сразу же после того, как стал российским царем. По легенде, скорая его свадьба с Алисой Гессенской была завещана ему уже больным Александром III.
Известно, что молодые любили друг друга. Однако, как только Алиса Гессенская оказалась в России, у нее тут же возникло недопонимание с Марией Федоровной.
Нежеланная невестка
Случилось так, в том числе и потому, что изначально и Александр III, и Мария Федоровна выступали против женитьбы Николая на Алисе.
Александр считал, что цесаревичу стоило бы жениться на какой-нибудь другой принцессе. По мнению императора, свадьба с немецкой невестой на тот момент, не несла для России никакой практической пользы. Мария Федоровна же очень не любила всего немецкого, включая немецких принцесс.
К тому же императрица была крайне раздосадована тем, что Николая с Алисой "свели" практически у нее за спиной родственники-Романовы. Известно, что брак Аликс Гессенской и Николая Александровича был по сути инициирован старшей сестрой принцессы – великой княгиней Елизаветой Федоровной (в девичестве Эллой Гессенской) и ее супругом – великим князем Сергеем Александровичем.
Когда Мария Федоровна узнала об этой интриге Елизаветы Федоровны, она пришла в страшную ярость. Ведь императрица была крайне ревнива по отношению ко всему, что было связано с ее детьми. Вызвав Елизавету Федоровну к себе, она высказала ей все, что она о ней думает.
Но как бы там ни было, помешать свадьбе Николая и Аликс Марии Федоровне и Александру III не удалось. Понимая, что дни его сочтены, император все же дал сыну разрешение на брак с Алисой Гессенской. При этом, поскольку Николай был еще очень молод для царствования, перед кончиной Александр завещал сыну жениться как можно быстрее. По мнению императора, статус женатого мужчины придал бы его молодому сыну хоть немного веса и солидности.
Оказавшись в России, таким образом, Александра Федоровна столкнулась с холодным отношением матери мужа. Мария Федоровна критиковала в невестке буквально все – от ее манеры общения с окружающими, до ее вкуса и нарядов.
Война двух дам
Александра Федоровна однако в свою очередь также оказалась женщиной с характером. Поначалу она вела себя очень скромно, позволяя Марии Федоровне оказывать влияние на Николая и даже вмешиваться в дела ее семьи. Но постепенно Аликс освоилась и начала отстаивать свои права супруги и действующей императрицы.
В результате между двумя главными дамами Российской империи началась настоящая война. И Мария Федоровна, и Александра Федоровна старались активно влиять на еще неуверенного в себе молодого российского императора. И каждая при этом тянула царя "в свою сторону".
Мария Федоровна, конечно, заботилась и об империи, и о сыне. Но, будучи «всего лишь» вдовствующей императрицей, она в конечном итоге, конечно, проиграла.
Николай II по-настоящему любил свою супругу, и Александра Федоровна взяла верх над свекровью. Какими именно способами Аликс воздействовала на мужа, в точности, конечно, неизвестно. И Николай II, и Александра Федоровна, как известно, были достаточно замкнутыми и необщительными людьми.
В особенности их скрытность проявлялась в плане их семейных дел. Но все-таки некоторые воспоминания современников на тему отношений императора и императрицы, в том числе и в молодые годы, до наших дней сохранились.
Карикатура на мужа
К примеру, такие воспоминания оставила Александра Викторовна Богданович. Эта генеральша опубликовала свои дневники, в которых описывает и светскую жизнь Петербурга, включая первые годы правления Николая II.
В одной из своих записей Богданович описывает, к примеру, случай, связанный с натянутыми отношениями Александры Федоровны и Марии Федоровны. Если верить словам генеральши, влияние матери на Николая II настолько выводило Александру Федоровну из себя, что она однажды даже позволила себе нарисовать на мужа довольно-таки обидную карикатуру.
3 марта 1895. Молодая царица, которая хорошо рисует, нарисовала картинку – мальчик на троне (ее муж) руками и ногами капризничает во все стороны, возле него стоит его мать и делает замечание, чтобы не капризничал. Говорят, царь очень рассердился на эту карикатуру.
Правдивы ли слова генеральши или нет, неизвестно. Поскольку принцесса Аликс имела довольно-таки высокое происхождение, рисованию она, безусловно, обучалась. Нарисовать карикатуру для Александры Федоровны особой сложности, скорее всего, не представляло. Однако известно также, что в своих воспоминаниях, помимо правдивых фактов, генеральша Богданович часто передавала и просто сплетни, ходившие по Петербургу во времена ее молодости.
Рисовала или нет карикатуру на мужа Александра Федоровна, таким образом, неизвестно. Но то, что ее влияние на Николая в конечном итоге перевесило влияние Марии Федоровны сомнений не вызывает.
Размеренная жизнь Марии Федоровны
Вдовствующая императрица в конечном итоге перестала делать попытки вмешиваться в политику и помогать своему сыну. Долгое время она жила в столице в своем любимом Аничковом дворце, занимаясь в основном лишь благотворительностью, внуками и другими подобными спокойными делами.
Конечно, Мария Федоровна не изменила свое мнение о том, что влияние Александры Федоровны лишь вредит ее мужу. Но в открытую эту свою точку зрения она выражать перестала. Мария Федоровна понимала, что ошибки Николая II, совершенные им на троне, могут дорого обойтись династии Романовых. Об этом можно судить, в том числе и по дневникам вдовствующей императрицы. Однако, устав от войны с царицей, никаких попыток изменить что-то Мария Федоровна больше никогда не предпринимала.
Спасение вдовствующей императрицы
Перед самой революцией мать Николая II даже и вовсе уехала из столицы, поселившись в Киеве. Здесь же она и получила известие об отречении сына от престола. Такое самоустранение в последующем, возможно, спасло Марии Федоровне жизнь.
Если бы на момент революции вдовствующая императрица находилась бы в Петрограде, ее, скорее всего, как и других Романовых, арестовали бы. В последующем судьба Марии Федоровны с огромной долей вероятности могла оказаться более, чем плачевной.
Но поскольку в Петербурге Марии Федоровны не было, она смогла уехать с некоторыми родственниками и приближенными в Крым. Здесь мать Николая II все же попала под арест, под которым провела два года, подвергаясь обыскам и унижениям. Но Марию Федоровну и ее приближенных спасла по сути Первая мировая война.
Крым заняли немцы и вдовствующая императрица смогла бежать в эмиграцию на присланном за ней английским королем, ее племянников, военном корабле. В последующем Мария Федоровна жила на своей родине – в Дании, и скончалась в 1928 году, когда ей было уже 80 лет.
Известно, что до конца своей жизни вдовствующая императрица так и не смогла принять гибель сына, невестки и внуков. До последнего своего часа Мария Федоровна, надеясь, что ее родные чудесным образом спаслись, даже запрещала служить по ним панихиды.