ОАО РЖД предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Как выяснил «Коммерсант», компания предлагает два варианта развития событий. Первый — суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, при этом первую индексацию на 3,6% провести 1 ноября 2024 г., а 1 января 2025 г. доиндексировать еще на 13%. Второй вариант предполагает, что тарифы единовременно вырастут на 22,7% с 1 января 2025 г.
В первом случае компания рассчитывает привлечь дополнительно 1,1 трлн руб. на инвестпрограммы, это минимальный необходимый уровень. Во втором случае РЖД получит финансирование в 1,8 трлн руб., что соответствует инвестиционной политике компании.
Также компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов. Сейчас условно индексация тарифов происходит по формуле «инфляция минус 0,1%», однако она не учитывает индекс ценового давления, говорят в компании. РЖД просит перейти на индексацию, которая будет включать в тариф разные статьи не только потребительской, но и промышленной инфляции: удорожание материалов, топлива, электроэнергии и т.д. В этом случае монополия рассчитывает получать от индексации дополнительно 30 млрд руб. в год.
Как пишет издание, в последние десять лет индексация тарифа на железнодорожные грузоперевозки в основном держалась в пределах 10%, а в 2014 г. ее в принципе не было. В 2022 г. тариф был суммарно проиндексирован на 18,6%, затем темпы вновь составили 10%.
Один из собеседников говорит, что запросы ОАО РЖД, с учетом перехода экономики на военные рельсы и глобального изменения логистических потоков, вполне понятны. Однако монополист катастрофически уронил качество услуг в последние годы: растут обороты вагонов и замедляется их движение. В то же время крупнейшие клиенты РЖД не выступают резко против индексации, так что велика вероятность, что запланированное повышение тарифов состоится.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что компании из экспортно ориентированных отраслей способны безболезненно пережить будущую индексацию, если рубль ослабнет на 10% за полгода, к чему есть все предпосылки. По словам эксперта, правительство удовлетворит требования ОАО РЖД:
В этой ситуации экспортеры осознают, что нет смысла в том, чтобы «идти навстречу поезду»: нужно соглашаться, но при этом попытаться выторговать себе условия получше — в плане увеличения объемов вывоза продукции, — говорит он.
Однако для грузоотправителей, которые ориентируются на внутренний рынок, повышение тарифов может быть критическим, и они переориентируются на автомобильные перевозки.
Ранее DK.RU рассказывал, что стоимость морской доставки из Китая в порт Владивосток в августе подскочила более чем в два раза по сравнению с маем, до $2,5–3 тыс. за контейнер типа 20 DC. На фоне повышения стоимости морских перевозок вырос спрос на доставку ж/д транспортом из КНР в РФ, что спровоцировало рост цен на 31%, до $7,5–8 тыс. за контейнер типа 40 DC по сравнению с маем 2024 г. Из-за того, что груз скапливается в восточной части страны, РЖД не хватает свободных вагонов, и грузоотправители жаловались, что доставка грузов по железной дороге задерживается вплоть до месяца.
Добавим также, что летом 2024 г. стало известно, что крупнейший железнодорожный оператор в России — Первая грузовая компания (ПГК) — переходит под управление ВТБ. Источники сообщали, что переход ПГК в периметр активов ВТБ — начало крупного консолидационного процесса по созданию сверхкрупного игрока. В перспективе к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и железнодорожный оператор «Атлант».
Также активизировалась дискуссия о передаче в частные руки «Федеральной грузовой компании» (ФГК), владельцем которой выступает РЖД. ФАС предлагает ограничить или запретить участие ОАО РЖД в капитале транспортных операторов.
Более того, собеседники говорят, что обсуждается слияние ПГК и ФГК. Такая сделка приведет к консолидации около 200 тыс. вагонов на одном собственнике, писал DK.RU.