Фильм «Виды доброты» — это новая работа Йоргоса Лантимоса, который снова удивляет зрителей своим уникальным стилем.
В этот раз в главных ролях уже знакомые зрителям по его работам актеры — Эмма Стоун, Уиллем Дефо и Маргарет Куолли. К ним присоединился Джесси Племонс, который, кажется, скоро тоже станет постоянным участником проектов Лантимоса. Кстати, в следующем году у режиссера выходит еще один фильм — «Бугония», где Стоун и Племонс сыграют главные роли.
«Виды доброты» интересен еще и тем, что это своеобразное возвращение Лантимоса к его «художественному Я». После таких крупных и нашумевших картин, как «Фаворитка» и «Бедные-несчастные», которые прославились не только благодаря талантливой постановке, но и впечатляющим костюмам и огромному бюджету, режиссер возвращается к более камерной, можно даже сказать, личной истории. Это что-то вроде возвращения к его ранним фильмам, таким как «Клык» и «Кинетта», только с голливудскими звездами вместо греческих актеров.
Этот фильм — своеобразный вызов зрителю. Понять его до конца или хотя бы попытаться — задача не из легких. Лантимос не любит прямых объяснений, он предлагает задуматься, почувствовать и поразмышлять. Поэтому возникает вопрос: а нужно ли вообще пытаться понять «Виды доброты»? Может, стоит просто насладиться этой странной историей, оставив за кадром все догадки и интерпретации?
В нашей статье мы попробуем разобраться, о чем на самом деле этот фильм, как его понять, и стоит ли вообще стремиться к пониманию.
О чем фильм?
Фильм «Виды доброты» состоит из трех разных историй.
Первая новелла рассказывает о трудоголике Роберте (его играет Джесси Племонс), который настолько предан своему начальнику (Уиллем Дефо), что выполняет даже самые странные его поручения. Например, босс выбирает ему одежду или составляет рацион питания. Начальник так сильно влияет на жизнь Роберта, что тот даже отказывается от идеи завести детей, просто потому что так сказал босс. В какой-то момент начальник просит его сбить на дороге другую машину, но Роберт отказывается, ведь это может привести к смерти водителя. После этого жизнь Роберта рушится. Он начинает терять доверие своего начальника, а затем и работу. В конце концов, Роберт пытается вернуть расположение босса, потому что без него он не может принять ни одного решения в жизни.
Во второй новелле Племонс играет полицейского Даниэля, который горюет по своей жене Лиз (Эмма Стоун). Она пропала без вести во время морской экспедиции, и это сильно ударило по нему. Несмотря на его пессимистичный настрой, жену все-таки находят живой. Однако вскоре герой начинает подозревать, что это не его настоящая жена, а кто-то другой, будто её подменили. Чтобы проверить это, он прибегает к странным методам. Например, в одной сцене он просит её отрезать себе палец и подать его на обед.
Третья новелла рассказывает о двух сектантах (Племонс и Стоун), которые пытаются найти девушку, способную воскрешать мертвых одним прикосновением. Эту загадочную девушку они ищут не просто так — у них есть задание от своих лидеров культа (Дефо и Чау), которые ведут закрытый образ жизни, не разрешают отношения членам группы с другими людьми, а также пьют воду только с добавлением своих слез.
В чем соль?
«Виды доброты» — это фильм, который с первой минуты говорит тебе: «Расслабься, ты ничего не поймешь». И это нормально. Потому что, когда речь идет о Йоргосе Лантимосе, так и должно быть. Его фильмы — это всегда что-то особенное. Они не для тех, кто ждет простых решений или объяснений на поверхности.
Теперь давайте вернёмся к фильму «Виды доброты». Уже само название заставляет задуматься. Кажется, что речь пойдет о чём-то светлом и хорошем — ведь доброта, казалось бы, всегда положительна. Но нет. У Лантимоса всё наоборот. Здесь надо сразу настроиться на то, что «виды доброты» — это изнанка, это перевёрнутая реальность, где всё знакомое становится чужим.
Первая новелла. Вроде бы обычная история: начальник даёт своему сотруднику всё — уважение, деньги, стабильность. Но только в обмен на полное подчинение. Начальник как бы говорит: «Я дам тебе всё, что ты хочешь, но ты будешь жить только по моим правилам». Это манипуляция, скрытая под маской доброты. Роберт вроде бы получает всё, что ему нужно, но он перестает быть самостоятельным. Начальник решает, что ему носить, что есть, даже то, как ему жить свою жизнь. Под видом заботы и щедрости — полное подавление воли другого человека.
Вторая новелла. Полицейский, потерявший жену, не может смириться с ее исчезновением. И когда она возвращается, его подозрения перерастают в навязчивую идею. Он больше не уверен, что это та самая женщина, с которой он когда-то был счастлив. Вместо радости он чувствует страх и недоверие. Казалось бы, здесь должна быть история о любви, о том, как люди находят друг друга после утраты. Но Лантимос снова выворачивает всё наизнанку. Это история о созависимости, о том, как человек готов разрушить другого ради того, чтобы вернуть его в «удобное» состояние. Любовь превращается в способ контроля, а человек, который когда-то был близким, становится чужим. Под видом любви полицейский пытается изменить жену, чтобы она соответствовала его ожиданиям.
Третья новелла — это история о сектантах, которые верят в свою "великую миссию". Они ищут девушку с чудесной способностью — она может воскрешать людей одним прикосновением. Их цель кажется благородной: они хотят принести в мир больше жизни, больше добра. Но это доброта на грани безумия. Эти люди забывают обо всем ради своей цели. Они теряют контакт с реальностью, полностью подчиняясь своим видениям и идеям.
Не надо быть буквальным
Фильм «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса вызвал много разных мнений. Как и в случае с его предыдущей работой «Бедные-несчастные», многие зрители критикуют режиссера за излишнюю откровенность и шокирующие сцены.
Но давайте смотреть шире и попробуем понять, зачем автор добавляет эти сцены в фильм.
Оргия во второй новелле действительно выглядит странно и чужеродно, как будто её вставили специально, чтобы шокировать зрителя. Но на самом деле она здесь неспроста. Этот эпизод подчеркивает тему созависимости между людьми. Лантимос показывает, что отношения, будь то дружба или семья, часто основаны не только на любви и взаимопонимании, но и на странных формах власти друг над другом. Оргия становится символом: вот мы все вместе делим одно пространство, одну тайну, одну кровать. И теперь мы можем давить друг на друга, влиять на решения, даже если кому-то это неудобно или неприятно. Мы связаны этой общей тайной, и это делает нас не только ближе, но и более зависимыми друг от друга. В жизни ведь тоже часто так бывает: человек не может просто взять и уйти, потому что прошлое связывает его с другими.
А теперь обратимся к сцене насилия в третьей новелле. Здесь Лантимос мастерски показывает, как тонка грань между жертвой и агрессором. Вчера Эмили сама оказалась в страшной ситуации, но сегодня она уже готова делать то же самое с другими ради своей "великой миссии". Этот момент показывает, как двусмысленны могут быть наши действия. Тут Лантимос снова играет на контрасте и заставляет зрителя задуматься: что делает человека жертвой, а что агрессором?
Одна из причин, почему многие критикуют Лантимоса, — это его стремление к телесности. Он не боится показывать тела, боль, насилие. Но важно понимать, что для Лантимоса это не просто шок ради шока. Это способ рассказать историю. Через тело он выражает идеи, которые нельзя передать словами. Его герои часто действуют молча, но их поступки говорят сами за себя. Например, в «Видах доброты» ключевые моменты передаются не через диалоги, а через действия персонажей — их жесты, поступки, то, как они взаимодействуют друг с другом.
Не стоит забывать, что Лантимос — грек. А в греческой мифологии телесности всегда было много. В мифах тела часто были не просто оболочками, а важными элементами сюжета: они становились жертвами богов, превращались в деревья, камни, животных, переживали все мыслимые и немыслимые страдания. Так и у Лантимоса: через телесность он показывает, как глубоко могут проникать чувства, страсти и трагедии в человеческую жизнь.
Что для одного человека кажется добром, для другого может стать трагедией. Это история о том, как люди могут использовать друг друга, даже когда думают, что делают что-то хорошее.
Стоит ли смотреть?
Ответить на этот вопрос можно одним словом — нет. Если вы не готовы тратить три часа своей жизни на медленное и порой совсем молчаливое кино, которое не спешит развлекать зрителя, то этот фильм точно не для вас.
Лантимос вообще любит растягивать время, заставляя нас просто смотреть, наблюдать, думать. В его фильмах редко что-то объясняют напрямую. Многое остается на усмотрение зрителя, и если вам не нравится разгадывать смыслы — скорее всего, это кино не для вас.
Если вы любите фильмы, в которых всё ясно с первых минут, где герой проходит путь от начала до конца, переживает понятный кризис и получает заслуженную награду, то «Виды доброты» вас разочарует.
Ответ тоже нет, если вас смущают жестокие или чрезмерно откровенные кадры. Лантимос не стесняется показывать то, что другие режиссеры предпочли бы оставить за кадром. Его герои не живут в красивом и безопасном мире. В их жизни есть место боли, отчаянию и даже уродству. Он вытаскивает наружу всё, что обычно принято прятать, и заставляет зрителя смотреть на это. Это не то кино, которое хочется смотреть за ужином или в компании друзей, настроенных на лёгкое развлечение.
Если для вас кино — это отдых, способ отвлечься от повседневных проблем и расслабиться, то, увы, Лантимос снова не для вас. «Виды доброты» не предлагает простых ответов и не стремится быть понятым. Кино запутывает мысли, заставляет сомневаться в героях, в их мотивации, в самой реальности того, что происходит на экране. Здесь нет классической структуры с началом, серединой и концом. Порой кажется, что ты что-то упустил, но, возможно, так и было задумано.
И всё же, как бы ни казалось, что ответ очевиден, для кого-то этот фильм станет "да". Это фильм для тех, кто ценит кино, где нет буквальности. Здесь многое остаётся за кадром. И это не про сюжет в привычном смысле. Лантимос интересен тем, как он подаёт темы — через визуальные образы, молчание, жесты. Он бросает вызов зрителю: попробуй понять, что я хотел сказать, попробуй сам додумать финал.
Только не ждите, что Лантимос проведет вас за руку к финалу. Его мир — это лабиринт, в котором каждый теряется по-своему.