Начало. Глава 1
- Не надо было наглеть, мама! Мало мой Женя для вас сделал? Машину Марату отдал, этого мало? Одел его к институту с ног до головы, мало? Каждый месяц деньгами его снабжает, тоже мало?
Я не готова ради вас разводится с мужем, не готова, как ты, копейки считать до зарплаты, носить дешевые блузки, ждать подачки от родителей.
Юлия прекрасно выспалась и проснулась с чувством спокойствия и свободы. Она не могла жаловаться на жизнь у бабушки Ракии, но ощущение, что живет на чужой территории и должна соблюдать чужие правила немного угнетало ее.
Отодвинув в обе стороны тяжелые шторы, она выглянула в окно. Здорово! Новый год стучится в стекло, снег идет хлопьями. Эх, выйти бы на балкон, но, двери заделаны, зато форточку можно открыть. Встав на цыпочки, Юля открыла форточку, подставила лицо пол потоки холодного свежего воздуха. Здорово-то, как!
Подойдя к кроватке Алисы, она откинула одеяло, пощекотала сестренку
- Лисонька, Алисонька! Открой немедленно глазки, а то защекочку, как Шурале!
- Юлька, не надо, дай еще немножечко поспать!
- Надо, Лиса, надо! Вставай, посмотри, какой снег идет! Алиска! Сегодня Новый год. Уррра!
Алиса села на кровати, сложив ноги калачиком, потерла глаза кулачками
- Ой, Юлька, а мне лето снилось, помнишь, как нас папа возил за земляникой? Помнишь поляны, красные от ягод, а какой стоял аромат, как кузнечики стрекотали, какие яркие бабочки летали над поляной у окраины соснового бора, помнишь? Тогда еще Алешка ушел в лес и чуть было не заблудился, но больше всех ягод набрал.
- Алешка тебе снился? Помнишь такое, «На новом месте приснись жених невесте?» Лисонька, ты, случайно, не влюблена в Лешку? А? Не носит ли он теперь твой портфель?
- Нет, Юль, не носит он мне портфель, даже иногда и не подходит ко мне. Зато, они подрались с Костиком из-за меня.
- Ничего себе, из-за меня он ни с кем не дрался. Нет, Лис, помню, дрался, когда мы совсем маленькими были. Ему тогда еще нос разбили.
- Правильно, с кем Леше было драться, ты ни с кем и не ходила курить в развалины замка.
- Ах, ты, зас ран ка! Я тебе сколько раз говорила, не сметь!
- Да, ладно! В начале учебного года первый раз пошла, Алеша увидел и на Костяна наехал, мол чему малолетку учишь? Костя толкнул Лешу, сказал, что я классная, не то что старшая сестра, что я под его защитой.
Ну и разодрались они. Потом Лешка сказал мне, если еще раз увидит в компании Костяна, он меня знать не хочет.
- И что, отстал Костян?
- Отстал, когда сказала, что отцу пожалуюсь. Его мать в нашей гостинице работает. Испугался, что родители разбираться станут.
- Молодец, Алешка, ты тоже! Леха замечательный парень, советую тебе с ним дружить. Знаешь, у меня здесь тоже есть друг, Рафис. Он совсем не похож на Лешку, но очень умный, с ним так интересно! Ой, мать моя, женщина! Лиска, у меня же сегодня две пары, время-то сколько?
Схватив с тумбочки часы, Юлия глянула на них
- Ой, слава Богу, успеваю. Лис! Я умываться и бегом в институт. Скажешь маме, я к обеду буду, нам сегодня сократили пары! Новый год, Лисонька! А ты спи, если не выспалась, форточку я закрою, проветрилось уже.
Рафис ждал подругу на остановке трамвая. Увидев в толпе, сошедшей с трамвая, ее голубой пуховик, помахал рукой. Юля, помахав в ответ, подошла к нему, стряхнула с его плеч нападавшие снежинки
- Рафис, ты чего здесь мерзнешь?
- Жду. Хотелось скорее увидеть тебя.
- Соскучился? Ну-ка, друг, посмотри мне в глаза, ты, случайно, не влюбился? Пошли, объяснишься по дороге.
- Я? Выдумаешь тоже! Я еще не совсем сошел с ума. Юлька! Какая любовь? Мне сессию без троек сдать надо.
- Фу, Рафис, какой ты скучный. Хоть бы соврал что ли ради Нового года. Сказал бы, что влюблен. Идем, чего остановился?
- Да, вот, задумался, вспомнилась какая-то песня, там что-то такое: «Скажи, скажи, мне, зачем тебе моя любовь». Правда это девушка спрашивает. Юль, зачем тебе моя любовь?
- Рафис, я просто пошутила, настроение хорошее. Мне, как и тебе, совсем не до любви, которая, между прочим, встречается не так часто, как пишут в книжках.
Рафис улыбался, вот и хорошо, что Юленьке не до любви. Пока ему достаточно, что она рядом, пусть пока будет так. Придет Юлие время любить, а Рафис тут, в Марата или Игорешку Юля точно не влюбится. Она терпеть не может глупцов.
- Юль, я что хотел сказать, сегодня Новогодний бал, а мне надо домой ехать. Я с Шамилем поговорил, ты можешь с ним пойти.
- Не, не могу. У меня родители приехали, я с ними буду встречать Новый год. Спасибо, конечно, за заботу, только не надо больше за меня решать с кем и куда мне пойти.
Юлия резко прибавила шаг, вошла впереди Рафиса в вестибюль, скинув пуховик и сдав его в гардеробную, пошла в аудиторию, не оглядываясь на своего друга. Обиделась, влюбиться в нее нельзя, отправить с соседом по комнате на бал можно. Ду рак!
Трудное утро выдалось и у Адели. Хмель прошла, голова болела от дум. Мать, все мать виновата! Дожужжала! Ты молода, красива, он тебя никуда не водит, сидишь в четырех стенах! Ему, конечно, никуда неохота, он уже нагулялся вволю.
Чего теперь делать? К матери в двушку обратно? А Лилечка как? Женя ее ни за что не отдаст. Ой, что теперь будет? Что делать-то, Господи? Услышав, как заплакала дочь, Аделя пошла в спальню, достала дочь из кроватки
- Махонькая моя доченька! Вся ты сырая, плакала моя крохотулечка! А мама не услышала тебя сразу, папа наш рассердился на нее, выставил из спальни. Сейчас мама перепеленает свою сладкую девочку, накормит ее.
Евгений слушал, как разговаривает Адель с дочкой, лежа, отвернувшись к стенке. Что правда, то правда, Адель замечательная мать. Кто сможет Лилечке заменить ее? Кто вообще может заменить ребенку маму?
Стоит ли из-за одного проступка жены, разрушать всю свою жизнь? Сама по себе Аделя неплохая жена для него. Она ласковая, конечно, капризная, но ведь надо учитывать, родила не так давно, грудью кормит.
Он, взрослый мужчина, взял на себя ответственность, женившись на молодой девушке, значит, будь ей не только мужем, но и воспитателем в какой-то мере. А как ты хотел? Наверно, у Сании с Виктором тоже не сразу такая семья сложилась. Насколько помнится, у Сании характер далеко не мед.
Евгений развернулся на кровати. Адель кормила дочь, сидя в глубоком кресле, склонивши светлую голову к дочери, по щеке ее катились слезы. Адель не могла их вытереть, руки заняты. Чтобы слезы не капали на дочь, она слизывала их кончиком языка.
Какое нужно иметь сердце, чтобы эта картина не тронула его? Евгений сел на кровати, вдел ноги в тапочки, рубашку надел.
- Ну, чего ты плачешь? Откуда эти слезы? Разве я тебя ругал, или избил?
- Радоваться я должна? Ты приводил в наш дом женщину, отправив меня к матери. Да, не смотри так на меня. Если бы не хотел, ты бы не позволил моей матери увезти меня.
Тебе нужно было, чтобы я на этот вечер исчезла из дома. Ты так и не забыл свои старые привычки. Тебе нужны разные прости господи, я тебя не устраиваю, я для тебя слишком пресная и неопытная.
- Понятно, почему ты оказалась в объятиях другого мужчины, решила понабраться опыта. Да, ты же невинной вышла замуж, теперь надо нагонять бесцельно прожитые годы! Так держать! У тебя прекрасно получается!
- И у тебя получается жить так, как ты хочешь. Жена молодая, дочь, и любовницы имеются.
- Не надо валить с больной головы на здоровую. Ко мне приезжали Виктор с Санией, всего-то.
- Надо же? Приезжали именно тогда, когда меня нет дома.
- Наверно, потому что ты не очень ласково встречаешь моих друзей. Между прочим, у меня нет родственников, и друзья мои мне дороги, как родственники. Почему так получилось, Адель, твоя родня постоянно крутится в моем доме, а Виктору с семьей не должно быть места?
- Ты про мою маму? Про Марата? Потому что мама помогает мне с ребенком, как бы я одна справилась? Ты должен молиться на нее, она тратит столько времени на нас.
А с Маратом мы вместе выросли, он привязан ко мне с детства, я всегда его опекала. Разве ты, как мой муж, не должен ему тоже помогать?
- Вот! Мы с тобой дошли до главного. Женившись на тебе, я весь погряз в долгах перед твоими родными. Я должен отвезти куда-то твоего отца. Я должен благодарить твою мать за то, что она целыми днями торчит у нас, перекладывает мои вещи так, как ей кажется правильным. Я же должен доставать дефицитные лекарства. Не только для нее лично, а для ее друзей тоже.
Я должен содержать твоего брата-балбеса, который вечно нуждается в деньгах. Подарки дорогие дарить Далие и Данису, это же твои младшенькие, самые любимые братишка и сестренка. Пусть порадуются!
Аделя! А мне, единственному зятю всего большого семейства, кто-нибудь, что-нибудь должен? Или они считают, что облагодетельствовали, отдав тебя замуж за меня. Может они забыли, при каких обстоятельствах я был вынужден жениться на тебе?
- Так и знала, что ты упрекнешь меня! Я просто не в себе была, а ты воспользовался! Конечно, я не смогла устоять! Я же с юности в тебя влюблена, ты такой красивый, такой элегантный. Мальчишки, которые за мной бегали, тебе в подметки не годятся.
Аделя снова заплакала, теперь уже вслух и навзрыд. Евгений встал, забрал у нее из рук дочку, положил в кроватку.
Конечно, так оно и было, это правда, он не удержался, воспользовался ее слабостью. Аделя тогда была такой несчастной, такой заплаканной. Жалость к плачущей матери его маленькой дочки наполнила его сердце.
- Ну, ладно, Адель, прости! Сорвалось с языка, не хотел я тебя обидеть.
- Да, не хотел, а сам все время меня обижаешь, посадил дома, никуда меня не водишь. Я для тебя не любимая женщина, а кормилица любимой дочери. Думаешь не обидно, я же люблю тебя, мне хочется все время быть рядом, а вместо этого я сижу одна.
У людей праздник, у людей Новый год, а мы опять будем дома сидеть. На что было покупать новое платье, если мне идти в нем некуда?
- Вообще-то, Адель, я забронировал столик в ресторане, хотел сделать сюрприз тебе и твоим родителям. Однако, не придется мне порадовать тещу. Мы с тобой пойдем в ресторан вдвоем.
- Как вдвоем? С Лилечкой может бабушка посидеть. Ты молодец, мама будет очень довольна.
- Аделя, больше твоя бабушка и твоя мать не будут сидеть с моей дочкой. Они дурно влияют на тебя, боюсь, они и Лилечку испортят своим воспитанием.
- Хочешь сказать, что мои мама с папой сегодня не пойдут с нами в ресторан? Я правильно тебя поняла? Тогда и я не пойду!
- Твое право! Я найду с кем встретить Новый год, друзей у меня мало, но знакомых, с которыми можно посидеть в ресторане, хватает.
- Да, что же это такое, Жень! Ты сегодня совсем что ли? Что бы я не сказала, все поперек. Зачем ты так делаешь, что такого случилось? Тебе враз стали неугодными мои родители, мои братья, даже младшая сестренка?
- Не враз, Аделя, копилось, копилось и накопилось. Чем больше я делаю для вашего семейства, тем больше вы наглеете. Вот в чем дело.
Я прекращаю это. Я сказал теще, что не хочу видеть ее у себя. Надоело терпеть, как она командует в моем доме.
- Ты мог сказать такое моей маме? Она же для нас готова разбиться в лепешку, она же рада водиться с нашей Лилей день и ночь. Как ты мог, Евгений?
- Хватит причитать и выговаривать. Если ты готова жить отдельно от мамочки, и я готов жить с тобой. Если ты ставишь вопрос так, что без нее ты никуда, значит, иди и живи с ней. Я для своей дочери найду няню и кормилицу.
Семейная ссора, как известно, может длиться бесконечно. Дело закончилось миром. Евгений пошел к тете Вале, уборщице из его магазина, попросить, чтобы она посидела с Лилечкой, пока они с женой будут в ресторане.
Получилось очень удачно, как раз в это время к нему в квартиру явилась Камила. Увидев, что зятя нет дома, пристала к Адели с расспросами.
- Доченька, ну как? Очень сильно ругались? Что там у Марата произошло, что так вывело Евгения из себя?
- Мама, вы все вывели его, ты постоянно вмешиваешься в мою жизнь, капаешь мне на мозги. Хватит! Женя сказал, что разведется со мной, если так дальше будет продолжаться. Так что, ступай-ка, мама, к себе домой, пока мой муж не вернулся.
- Вот, значит, как! Не нужна мама стала, муж богатый появился, родных по боку. Я тебя как принцессу одевала, все для тебя, для старшенькой. Думала, выйдешь удачно замуж, поможешь младших поднять. Эгоистку вырастила, только о себе думаешь!
- Не надо было наглеть, мама! Мало мой Женя для вас сделал? Машину Марату отдал, этого мало? Одел его к институту с ног до головы, мало? Каждый месяц деньгами его снабжает, тоже мало?
Я не готова ради вас разводится с мужем, не готова, как ты, копейки считать до зарплаты, носить дешевые блузки, ждать подачки от родителей. Ты, мама, привыкла, так жить, нам всегда помогали бабушки, дедушки.
Сейчас желаешь, чтобы Женя помогал. А он не обязан, мама! Я тоже. Я не просила тебя меня рожать, тем более, одевать, как принцессу, ты сама так хотела. А я хочу жить так, чтобы не нуждаться ни в чьей помощи.
Поэтому, мамочка, тебе сейчас лучше уйти. Женя не злопамятный, он отойдет и разрешит тебе навещать внучку. Но ты, мама, сможешь приходить только в гости, командовать и учить нас жить, и правильно воспитывать нашу дочь, ты не сможешь.
- Ну, что же, Аделя! Смотри, тебе жить! Не пришлось бы тебе пожалеть о сказанных тобой словах. Ты сейчас отказалась от своей семьи, от родной матери ради мужчины. Он сегодня есть, завтра его нет. Когда останешься одна, ты вспомнишь о нас.
Продолжение Глава 164