Причалив к берегу, Фаяз спрыгнул в воду и так дернул лодку, что Халида упала на спину.
Не дав девушке опомниться, он схватил ее на руки и понес в кусты. От ужаса и страха у Халиды перехватило дыхание. Она почувствовала себя маленькой мухой в лапах жуткого отвратительного паука.
Алиса, поздний ребенок, дитя перестройки, как ее называет мама. Девочка родилась в то время, когда с экранов телевизоров слышались громкие обещания молодых реформаторов осчастливить страну, и каждого отдельно взятого гражданина страны.
У Богатыревых Виктора Анатольевича и Сании Шайдулловны есть уже дочь, Юлечка, трехлетняя хорошенькая куколка. Сания ее тоже не особо рано родила, ибо замуж вышла довольно поздно. Пока закончила финансово-экономический институт, пока переболела поздней первой любовью, пока привыкала к Виктору, прошла куча времени и девушке исполнилось тридцать лет.
Мать ее, Халида сильно переживала за свою девочку, боялась, что повторит она ее судьбу. А судьба ее была совсем не из легких. Будучи совсем молоденькой, Халида приехала работать библиотекарем в большое красивое татарское село, раскинувшееся на берегу реки Камы.
В селе появилась новенькая, да такая хорошенькая, такая милая, в придачу образованная, почти, как учительница. Училище, говорят, окончила. Остановилась Халида у тетушки Айше, бездетной вдовы лет сорока пяти, папиной двоюродной сестры. Айша рада племяннице Вдвоем-то все веселее.
Несмотря на то, что Халида приехала из самой Казани, она не оказалась белоручкой, как думала про нее Айша. Вставала вместе с хозяйкой, шла на родник за водой для чая, затем, на Каму за водой для полива огорода.
Вообще-то в этом селе не особо занимались огородами, больше промышляли рыбалкой. Но у Айше нет мужчины в доме, надеяться на кого-то не приходится, поэтому она приноровилась выращивать капусту, огурцы, прочую огородную мелочь, грибы собирала, ягоды и шиповник сушила. Картошка-то у нее всегда отменная росла. Так вот и жила огородом, да тем, что на трудодень выдадут.
Только первые дни Айше было трудновато с племянницей. Стеснялась она своей бедности, застиранных полотенец, старых половиков. Однако, заметив, что Халида не обращает внимания на это, успокоилась
- Халида, ты не смотри, что у меня все старое, да поношенное, оно чистое. Ты же знаешь, муж-то у меня рано умер, мне тогда двадцать два года всего-то было. Дом мы строили, каждая копейка на счету. Строили два года, поизносились оба. Бедный мой, он так мечтал, что построимся, заживем. Корову купим, всяких мне нарядов. Не пришлось, не судьба.
Не стало моего мужа, унес он с собой мое счастье. Вот и маюсь одна с тех пор, донашиваю то, что есть, нового в дом заводить не хочу, уезжать не хочу, здесь могила моего Хамита, мамина могила, куда я от них?
- Айша-апа, ты чего на самом деле, бывала же у нас. Забыла, что ли? Мы также живем, у нас тоже в квартире мебель, оставшаяся от бабушки и дедушки. Казань ведь, она разная, Айша-апа. Мы живем на окраине, я также ношу воду, только не с родника, а с колонки. У нас тоже есть огородик, только он маленький. Еще у нас рядом железная дорога, день и ночь слышен стук колес и паровозные гудки. У вас здесь хорошо, тишина.
- Да, помню я, хотя была у вас, когда ты еще только в школу пошла. Уснуть не могла, такой грохот стоит, а запах? То ли чем-то горелым, то ли погашенным водой костром пахнет. Дышать нечем. Вот так, привыкай помаленьку к чистому воздуху и к тишине. Как в библиотеке-то? Управляешься? Поди там все тенетой заросло, два месяца закрытая стояла.
- Нет, Айша-апа, не так уж и пыльно. Убираюсь понемногу, народу совсем нет, нечего делать.
- Это летом так. Люди заняты на колхозных работах. Погоди, настанет осень, дожди начнутся, молодежь из библиотеки не выгонишь. Ой, там читают, и в шашки играют, и репетиции проводят. Завклубом у нас нет, летом клуб вообще не открывают, молодежь на берегу Камы гуляет.
Осенью да зимой, только по субботам и воскресеньям сторожиха открывает клуб. Протопит печь, а все равно холодрыга, чего там за один день натопишь. Вот и толкается народ в библиотеке.
- Вот и хорошо, скорее бы осень, познакомиться со всеми хочу. Может подружусь с кем?
- Чего осени ждать? Поди вечерком на берег Камы, там и познакомишься. Жаль, что раньше не приехала, если бы в Сабан-туй, то мы бы и жениха тебе приглядели.
- Жениха? Айша-апа, мне только восемнадцать, какой жених? Я даже не думаю об этом.
- Глупая, у девушки должен быть жених, особенно у такой хорошенькой, как ты. Жених тебя беречь будет, защищать, честь твою блюсти, потому что ему же самому на тебе жениться. Правильно говорю?
- От кого защищать Айша-апа? Думаю, никто на меня здесь нападать не станет.
- Милая! Девушка всегда должна помнить о своей доле. Тяжело, если нет отца или братьев, которые могут защитить ее. Любой к тебе может пристать, испортить будущее. Наши, сельские, друг друга знают с детства, а ты у меня пришлая, можешь довериться какому-нибудь негодяю.
- Айша-апа, я думаю, все зависит от самой девушки. Надо вести себя скромнее, уметь давать отпор наглецам и тогда ничего плохого не случится.
- Твоими устами мед пить. Аминь, пусть так и будет.
Разговор этот шел за вечерним чаем, когда не старая еще Айша и молоденькая Халида отдыхали после прополки огорода. Халида немного устала, да и руки исколола молочаем, хотелось опустить в холодную воду, так мозжали и горели ладони.
Но выйти из-за стола раньше тетушки, которая с удовольствием пила чай из самовара, с кусковым сахаром вприкуску, утирая время от времени разрумянившееся, помолодевшее лицо, она не смела. Спасла незнакомая девушка
- Живы здоровы ли, Айша-апа, Халида? Чай вам с сахаром!
- А, Фатьма, садись с нами самовар еще горячий
- Спасибо, спасибо, Айша-апа! Тороплюсь! Слышишь, гармошка играет, игрища начинаются. Халида, я за тобой! Девчата хотят с тобой познакомиться, да и ребята не прочь
- Правда? Я как-то стеснялась пойти.
- Чего стесняться? Я Фатьма, а во дворе Сайма дожидается. Собирайся, пойдем!
- Айша-апа! Я пойду?
- Конечно, иди! Фатьма, ты присмотри за племянницей, а то наши обормоты еще обидят ее.
- Никто не обидит, Айша-апа. Не думай даже об этом, ложись спать, только двери не запирай. В первый раз я Халиду до дома сама доведу.
Халида прижилась в селе. Она полюбила закаты на Каме, которые приводили ее в восторг своей изумительной красотой. Раздолье воды, в которой отражались облака и заходящее алое Солнце, приводило ее душу в трепет. Халида видела и в Казани Каму, но она там совсем другая, она не так пахнет, не такого цвета, Кама там просто река, а здесь она волшебная.
Может потому так кажется Халиде, что гармонь в руках Салиха поет песню о родной земле так удивительно трогательно, с такой любовью, что хочется плакать. А может еще потому, когда он запевает песню о том, как тоскует по любимым глазам, смотрит только на Халиду.
Однако, Халида отводит от него взгляд, он жених ее подруги Фатьмы. Подружилась Халида и с остальными девчатами и парнями. Особенная дружба у нее возникла с соседом, Фаязом, взрослым парнем лет двадцати пяти. Он не гулял со всеми, не становился в хоровод, не пел, не плясал. Просто сидел в стороне и наблюдал. А после шел рядом с Халидой до дома. С ней он мог говорить о чем угодно. Айше-апа эта дружба не нравилась
- Халида, зачем ты водишься с этим Фаязом, он же не от мира сего. Если был бы путным, давно бы женился, а он еще не с одной девушкой не гулял.
- Так и я с ним не гуляю, просто мне его жалко, я с ним дружу. Он хороший, Айша-апа, просто стеснительный. Его горбуном считают, но это не так, он сутулый. И стесняться этого не стоит. Если присмотреться к нему, он вполне симпатичный.
- Не знаю, не знаю. Пришлые они в селе. Мать-то у него ни с кем не поговаривает, а отец, тот вообще на медведя похож. Зачем тебе идти в такую семью? Согнут они тебя в бараний рог.
- Айша-апа, я замуж за него не собираюсь. Говорю же, мы просто дружим. Скоро мы с тобой рыбой завалимся! Фаяз обещал сделать для меня удилища и научить рыбачить
- Только этого не хватало! Разве дело, когда от девушки рыбой разит?
- У меня мыло земляничное есть, я отмоюсь. Зато засолим рыбки, зимой как нажарим картошки с лучком, почистим вяленого жереха, как наедимся и будем весь вечер чай пить. Ты мне истории деревенские будешь рассказывать, я тебе про Казань.
Мои в гости приедут, удивятся, как мы с тобой изобильно живем. Ты ведь разрешишь моим маме с папой приезжать?
- О чем ты спрашиваешь? Пусть приезжают хоть сегодня. Ты на полати залезешь, родители на твоей кровати устроятся. Представляю, как они скучают, ты же их единственная дочь, свет в окошке. Ты у нас вообще на всю семью одна.
- Наверно, скучают, письмо мама написала хорошее, веселое такое, а в самом конце чернила будто бы размазались. Плакала моя мама.
Халида всхлипнула и прижала ладони к лицу. Айша погладила ее по спине
- Ну, что такое? Взрослая девица, целой библиотекой заведуешь, и как маленькая вдруг ревешь.
- Я очень скучаю, Айша-апа! Напишу маме, чтобы приезжали, только они вряд ли соберутся до Октябрьских праздников.
-Так уже недолго осталось. Осень на носу. Пока грибов насолим, овощи приберем, картошку выкопаем, уже и сентябрь пройдет. А там всего месяц до праздников.
- Да, конечно! Так, Айша-апа, я пойду завтра на рыбалку?
- Что с тобой делать, ступай. Только надень мою телогрейку, сапоги, шерстяные носки я тебе дам. На заре на реке ветры холодные дуют, только раз простыть, потом замучаешься лечиться. Рано что ли пойдете? На лодке или с мостков будете удочки закидывать? На первый раз можно бы с мостков.
- Фаяз сказал, что будем с мостков рыбачить, можно и тут рыбы на жареху наловить
- Не к душе мне все это, не к душе. Но, если с мостков, ничего страшного. Может зря я его боюсь, может ничего, может Фаяз неплохой человек. Не много разговаривает, но не всем постоянно балаболить. Что хорошего, вон, гармонист ваш, Салих, постоянно с улыбкой до ушей, с шуточками, да прибауточками, как с ним Фатьма жить собирается?
- Всякое бывает, может остепенится еще до женитьбы.
- Когда? Мать Салиха в этот раз в магазине рассказывала, сватать в воскресенье Фатьму будут. В Октябрьские будто бы свадьба будет.
Как сильно сдавило грудь, ой, как тяжело выдохнуть. Халида с трудом сдержала слезы готовые пролиться из ее глаз. Айша, конечно заметила ее волнение.
- Ну-ка, ну-ка, опять слезы? Ты никак по Салиху сохнешь? Да пусть он скорее женится, трепло такое. Почему, думаешь, девушка, что работала до тебя в библиотеке, сбежала из села? Он голову-то ей задурил, жениться обещал. Девушка-то какая хорошая, даром не из наших, не мусульманка.
Родители заладили, не надо нам крещеную и все. Он ведь не стал ее защищать, паразит. Разве такая любовь бывает? Зачем добивался ее, если не любил. Не вертихвостка какая-то, Валентина, серьезная девушка.
Как только Салих стал провожать Фатьму, так она собралась и уехала. Райда до сих пор о своей квартирантке скучает. Говорит, как дочь была.
- Айша-апа! Фатьма же знала, что у Салиха любовь с Валентиной, зачем она с ним пошла?
- Милая моя, когда любовь приходит, разум из головы исчезает. Фатьме кажется, она лучше Валентины, поэтому Салих ее выбрал. Только ведь надо думать, на свете очень много девушек, одна другой краше. Трудно будет такого парня около своей юбки удержать.
***
Фаяз налаживал в сарае удилища, когда отец зашел, присел на корточки, закурил
- Ну, ты долго думаешь телиться?
- О чем ты?
- О чем? Люди, вон, женятся, работниц в дом приводят, а ты все на материной шее сидишь. Сколько она будет обстирывать тебя? Женись, а то скоро картошку копать, гусей резать, на помощь никого не дозовешься. Не любят нас в селе.
- За что нас любить? Ты сам когда-то кому-помог?
- Не про меня речь. Когда жениться будешь?
- Не на ком.
- Как это не на ком, а племянница Айши, чем тебе не жена? Приглядывался я к ней, не в теле, конечно, девка, но видно, руки у нее к работе привычные. Женись на ней.
- Не пойдет она за меня. Сватай какую-нибудь разведенку или вдову, женюсь.
- Вот еще, зачем тебе обглодыши подбирать? Ты парень, хоть куда, в работе сноровистый, хоть косить, хоть молотить. Не красавец, но с лица воду не пить. Я тоже не больно приглядный, а мать твоя за меня пошла.
- Не люб я ей, жалеет она меня.
- Ну и не люб, привыкнет. Думаешь мать твоя по мне сохла? Нет, был у нее на примете паренек, только я проворнее оказался, понимаешь, о чем я говорю?
- Не понимаю.
- Ну, я вперед ее повалил, все ему растолкуй, телепень несчастный. Спортил я ее, мать твою.
- Как? Она согласилась? Мама согласилась с тобой до свадьбы это самое?
- Ду рак! Кто бы ее спрашивал! Они все стараются показать, что не согласны, а сами только и мечтают попробовать. Я точно знаю, я по их глазам читаю.
- Ну, нет! Халида не такая, она еще молоденькая и вообще.
- Хочешь сказать, что твоя мать хуже других? Все они такие. И, давай, если хочешь, чтобы я считал тебя мужиком, бери ее, а то найдутся желающие без тебя. Хватит быть посмешищем, докажи всем, что ты настоящий мужчина!
Фаяз дождался Халиду у ворот, держа в руках удилища, садок, ведерко. Он хмуро поздоровался, кивнул в сторону реки
- Пошли, что ли!
Халида внимательно посмотрела на парня
- Фаяз, что с тобой? Ты не выспался или заболел? Может быть тогда в другой раз порыбачим
- Нет, сегодня! Пошли!
- Ладно, но ты какой-то странный, будто недовольный чем-то. Обиделся за что-то на меня?
- Все нормально, идем живее, скоро солнце встанет и путной рыбалки не выйдет. Поедем на лодке, тут место одно у меня есть прикормленное.
- Далеко? Ты же говорил с мостков порыбачим.
- Какая с мостков рыбалка? Здесь только мальчишки балуются. Садись, поехали, недалеко, минут десять всего плыть
Фаяз помог Халиде устроиться на лодке, поправил на ней телогрейку, трясло его так, что девушка через телогрейку почувствовала дрожь его рук.
- Нет, все-таки не следует нам ехать, ты же лихорадишь. Если ты думаешь, что я обижусь на тебя, то зря. Не надо, я раздумала, я не хочу рыбачить.
Но Фаяз уже сильными гребками толкал лодку по течению. У него было такое выражение лица, такая яростная улыбка, что Халиде хотелось кинуться в воду, но она не умела плавать. Причалив к берегу, Фаяз спрыгнул в воду и так дернул лодку, что Халида упала на спину.
Не дав девушке опомниться, он схватил ее на руки и понес в кусты. От ужаса и страха у Халиды перехватило дыхание. Она почувствовала себя маленькой мухой в лапах жуткого отвратительного паука.
Фаяз, превратившийся в животное, набросился на нее, рычал, впиваясь в ее рот, терзал ее долго, так долго, что Халида потеряла сознание.
Продолжение Глава2