Найти в Дзене
Про Потоп

Однажды в Америке, 3 серия. Маунды

Североамериканский Восток.

И снова предоставляем слово К. Кераму:

«От штата Висконсин до Мексиканского залива, от Миссисипи до Аппалачей возвышаются десятки тысяч искусственных холмов; некоторые еще хорошо сохранились, другие развеяны ветром тысячелетий, распаханы плугами фермеров, разрушены и разграблены грабителями могил. Некоторые из этих холмов похожи на пирамиды.

Североамериканские искусственные холмы не являются пирамидами в математическом смысле слова и сложены не из камня, они представляют собой иногда небольшие, иногда же колоссальные насыпи из земли, так сказать, искусственные горы, причем величайшая из них занимает площадь большую, чем пирамида Хеопса.

Каковы бы ни были различия, просто удивительно и необъяснимо, как малоизвестен факт, что в США находится более 100 000 таких насыпей. Всех их, непохожих на пирамиды и имеющих фантастические формы, называют собирательным словом "маунд". Оно не обязательно означает холм над могилой или фундамент храма. Скорее, это общий термин, в конечном счете появившийся для того, чтобы быть связанным с предположительно существовавшим народом, о котором известно очень немногое, а именно со "строителями маундов".

Вычислили, что в маунде недалеко от Майамисбурга, в штате Огайо, не меньше 8816 м3 земли; другая насыпь - в округе Росс, также в штате Огайо (только в этом округе находится около 500 маундов), насыпана из такого количества земли, на погрузку которой, по оценке одного фермера, потребовалось бы 20 000 вагонов. Но у индейцев вместо вагонов были только руки, корзины и мешки из шкур! Если кто-либо не поверит фермеру, то пусть ознакомится с мнением двух современных археологов, сделавших сообщение о маунде в Поверти-Пойнт, на севере штата Луизиана, после его изучения, фотографирования с воздуха и тщательных обмеров. Джеймс А. Форд и К. X. Уэбб пришли в 1956 г. к выводу, что в нем находится приблизительно 405 000 м3 земли. По поводу самого крупного маунда Форд говорит: "...можно предположить, что на его строительство ушло свыше трех миллионов часов рабочего времени".

Маунд у Майамисбурга имеет высоту 23 м. А Грейв-Крик-маунд в Маундсвилле, в штате Огайо, - 19 м высотой и шириной основания 97 м.

Рис. 5. Грейв-Крик маунд (Grave Creek Mound), Маундсвилл, Зап. Вирджиния, США. Относится к культуре адена (Adena culture), датируют 250–150 гг. до н.э. Координаты: 39.916906, -80.744581. (https://en.wikipedia.org/wiki/Grave_Creek_Mound).
Рис. 5. Грейв-Крик маунд (Grave Creek Mound), Маундсвилл, Зап. Вирджиния, США. Относится к культуре адена (Adena culture), датируют 250–150 гг. до н.э. Координаты: 39.916906, -80.744581. (https://en.wikipedia.org/wiki/Grave_Creek_Mound).

Если взять все североамериканские маунды, число которых несравненно больше, чем египетских пирамид, то мы можем себе представить затрату организованного труда "примитивного" народа, которая, в совокупности, намного превышает труд населения Египта.

Первые ученые мужи, появившиеся в этих местах, не могли ответить на вопрос о происхождении маундов. Конечно, им и в голову никогда не могло прийти связывать данные постройки с дикими, бродячими племенами краснокожих - с лихими наездниками сиу, апачей и других индейцев, как бы они ни назывались, у которых, по-видимому, были на уме лишь война и охота и которые чувствовали глубокое презрение к любой разновидности подневольного труда.

Может быть, их воздвиг какой-нибудь мифический древний народ очень высокой цивилизации? Курьезно, что научное изучение североамериканского востока началось почти на сто лет раньше, чем Юго-Запада, последним занялся Банделье в 1880 г., а первым - еще в 1780 г. Томас Джефферсон.

Томас Джефферсон (1743-1826) был одним из самых необычных людей своего времени. Он автор одного из самых значительных политических документов американской истории - Декларации независимости (1776). Собственно, этот факт, не говоря уже о пребывании Джефферсона на посту президента США, оказавший наибольшее влияние на общественную жизнь, был вершиной его карьеры.

В начале 80-х годов XVIII в. он создал свои "Заметки о штате Виргиния". Чтобы покончить с разногласиями и удовлетворить собственную любознательность, он приходит к следующему решению: "Поскольку один из таких маундов был расположен поблизости, я захотел убедиться в том, какое именно из этих мнений соответствует действительности. С этой целью я решил вскрыть и тщательно исследовать всю насыпь".

Маунд был расположен на низменной равнине, и по соседству находились другие холмы, на которых сохранились остатки индейских поселений. Он имел куполообразную форму и диаметр основания, равный 13 м. В прошлом маунд достигал 4 м в высоту.

"Сначала я вскрыл верхний слой земли в нескольких местах маунда и на глубине от 15 до 90 см стал встречать человеческие кости. Они лежали в полном беспорядке, словно на свалке: вертикально, наклонно, по диагонали, затем опять вертикально. Они были обращены в различные стороны света. Все перепутано и перемешано и удерживалось вместе лишь землей… Кости самых различных частей скелетов лежали вперемешку друг с другом. Так, например, мелкие кости ног оказались в полости одного из черепов. Многие черепа соприкасались друг с другом и были обращены лицом вниз, в стороны, лежали на затылке, вверху и внизу. Создавалось впечатление, будто кости с полнейшим безразличием были высыпаны из мешка или корзины, а затем присыпаны землей без малейшей заботы о том, чтобы сохранить целость скелетов. Чаще всего попадались черепа, нижние челюсти, зубы, а также кости верхней части бедер, голени, стоп, предплечий, кистей рук. Сохранилось очень немного ребер, шейных и спинных позвонков... и только один-единственный экземпляр костей, образующих основу позвоночника. Черепа были настолько хрупки, что в большинстве случаев рассыпались от малейшего прикосновения. Остальные кости были прочнее.

И вот Джефферсону приходит в голову новая идея, которая положила начало одному из специальных археологических методов: "Тогда я решил проложить через курган вертикальный разрез, чтобы исследовать его внутреннее строение... Разрез проходил примерно на расстоянии метра от середины холма. Он был прорыт вплоть до древней поверхности, на которой стоял курган, и настолько широк, что в нем мог передвигаться человек и обследовать его стены. На дне... я обнаружил кости, над ними пару камней, принесенных с откоса, который был удален отсюда на расстояние 400 м, и из реки, протекавшей в 200 м. Затем шел толстый слой земли, над ним слой костей и так далее. В одном из концов разреза наружу отчетливо выступали четыре слоя костей. В другом конце - три таких же слоя. Причем слои в обеих частях разреза лежали в различных плоскостях. Кости, ближе всего лежавшие к поверхности кургана, истлели в наименьшей степени. В костях мне не удалось обнаружить никаких следов, которые обычно оставляют после себя пули, стрелы и другие виды оружия. По моим предположениям, в кургане лежало до тысячи скелетов. Приведенные факты позволяют опровергнуть мнение, будто в кургане покоятся останки павших воинов... Исследование со всей очевидностью доказало, что маундобязан своим возникновением обычаю собирать останки умерших и хоронить их в одном месте. Оно показало, что первый слой костей был просто-напросто положен на ровной поверхности, обложен несколькими камнями, а затем присыпан слоем земли и что второй слой костей был положен поверх первого. Оно показало, далее, что нижний слой в большей или меньшей мере сместился после того, как на него были положены и засыпаны землей многочисленные кости верхнего слоя и так далее. Такая картина вырисовывается, в частности, благодаря обнаруженным в могильнике: 1) множеству костей; 2) их беспорядочному, хаотическому расположению; 3) наличию костей в различных слоях; 4) несовпадению слоев, расположенных в различных частях кургана; 5) различной степени разложения костей в этих слоях, что, как представляется, указывает на различное время отдельных захоронений; 6) наличию в кургане детских костей".

В этом кратком обзоре, сделанном в 1781 г. (в этом году им был написан первый вариант книги), Джефферсон применил то, что стало с тех пор важнейшим методологическим оружием всех археологов независимо от того, работают ли они на Дальнем Востоке, в Двуречье или Египте, на Юкатане или в Аризоне, - метод стратиграфии.

Археологи наших дней не любят слова "строители маундов" (Mound Builders) и по очень простой причине. Когда в 1900 г. начались научные исследования маундов под руководством Уильяма Миллса из Музея штата Огайо, Фея-Купера Ноула в Иллинойсе, Уоррена Мурихеда из Джорджии, У. С. Уэбба в Кентукки и многих других, становилось все ясней, что "народа - строителя маундов" никогда не было. Более того, эти сооружения создавали в разное время многие племена и с совершенно различными целями.

К примеру, в северной части течения Миссисипи стоят маунды с горбами и редко выше 10 м. Это все маунды захоронения (Burial Mounds), полные скелетов. Южнее, на территории от Сент-Луиса до Мексиканского залива, находятся маунды, которые чем-то напоминают пирамиды; это насыпи с плоской вершиной, которые имеют в основании квадрат или прямоугольник. Еще и сегодня мы можем различить, что наверх вела лестница с высокими ступенями или наклонный въезд. Для чего? Куда? Вероятней всего, к храму, стоявшему на вершине. Так для этих маундов появилось название "храмовый маунд" (Tempel-Mound).

Особенно трудно было классифицировать маунды, имеющие очертания животных. Многие из них находятся и сейчас в штатах Висконсин и Огайо. Они имеют форму распластанных на земле орлов, черепах, медведей, лис, лосей, бизонов и даже людей; насколько мне известно, подобных земляных сооружений в мире больше нет.

Эти земляные сооружения археологи называют Effigy Mounds. Слово effigy многозначно в английском языке. Оно означает полное или частичное изображение человеческого тела, к примеру барельеф, высеченный на саркофаге, но также и королевский портрет на монете или куклу, которую сжигают или вешают за отсутствием данного человека. Североамериканский маунд - это всегда сооружение из земли, в большинстве случаев изображение зверя, но такого колоссального размера, что с высоты человека его невозможно окинуть взглядом.

Чаще всего "величайшим" считают маунд Кахокья, находящийся в штате Иллинойс. Иногда его называют "Монаший холм", потому что когда-то на одной из его террас монахи выращивали овощи. Эта усеченная пирамида имеет выше 30 м высоты, 330 м длины и 216 м ширины. Самая большая египетская пирамида, фараона Хеопса в Гизе, имеет высоту 146 м, стороны основания по 230 м. Это значит, что площадь основания североамериканской пирамиды приблизительно на 18 000 м2 больше, чем у величайшей египетской. Та и другая стоят в группах. Но группа вокруг американской пирамиды несравненно больше. Маунд Кахокья был когда-то центром более чем 100 меньших, также усеченных маундов, а на 11 км вокруг него находятся еще 300 маундов!

Одним из самых интересных маундов-захоронений был Сайп-маунд в округе Росс, в штате Огайо. Он имеет следующие размеры: 6 м высоты, 76 м длины и почти 46 м ширины. Считают, что его масса земли составляет не менее 20 000 м3. Этот маунд оказался не только могилой, где лежало 99 скелетов, но и гробницей-сокровищницей! Шетрон сообщает: "При ближайшем рассмотрении самой впечатляющей оказалась находка комнаты-гробницы, построенной из стволов деревьев и балок, под сводами которой были останки четверых взрослых, лежавших на спинах, а около их голов лежали поперек скелеты двух грудных детей. Может быть, это была могила родственников или родовой склеп, принадлежавший вождям; во всяком случае, нет сомнения, что умершие относились к элите. Похороненных здесь людей сопровождало большое количество предметов, причем некоторые из них были единственными в своем роде. Обнаружили также тысячи жемчужин; поэтому газеты того времени назвали эту усыпальницу "Большой жемчужной могилой". В большом количестве были найдены орудия и украшения из меди, слюды, панциря черепах и серебра"

Самой же большой трудностью для археологов было датирование. Примечательно, что датирование с помощью колец деревьев на этот раз не дало результатов. …В лесных районах и речных долинах на Востоке США был иной климат, чем на засушливом Юго-Западе. Во-первых, огонь или влажность почвы разрушили почти все элементы деревянных конструкций, а во-вторых, колебания климата в этом районе на протяжении столетий были столь незначительны, что кольца деревьев не показывали четких различий.

-2

После бесконечной и кропотливой работы выделились две "культуры": адена и хоупвелл. С самого начала ученые заспорили о датировке. Сравнительно быстро они пришли к единому мнению, что культура адена была раньше хотя бы потому, что некоторые произведения искусства хоупвелла были более совершенными, а адена была для них, так сказать, подготовительным этапом.

Все сразу изменилось, когда на помощь пришел Либби со своим методом радиоуглеродной датировки. Сначала он еще больше все запутал. Первые немногие слишком поспешно интерпретированные измерения вроде бы доказывали, что мнения всех археологов ошибочны и хоупвелл существовал раньше, чем адена. Но мы не будем углубляться в подробности и из осторожности, ибо и сами ученые должны быть осторожны, предоставим еще раз слово Фредерику Джонсону из Фонда Пибоди, писавшему в 1967 г., что "...общее количество дат, имеющихся в распоряжении, недостаточно, чтобы определить хронологические рамки этих культур, распространенных на огромной площади Востока Северной Америки и отражавших в течение более 1000 или 1500 лет их подъем и упадок. Распределение дат относительно той или иной культуры меняется и зависит соответственно от специальной классификации различных авторов, которые не всегда придерживаются единого мнения, приписывая обнаруженные признаки той или иной культуре. Но в общем следует сказать, что адена существовала между 500 и 900 годами н. э., а культура хоупвелл, в особенности на севере,- между 900 и 1150 годами н. э.".

Рис. 6.  Карта распространения маундов  культур Хоупвелл и Адена. (http://faculty.humanities.uci.edu/tcthorne/colonialhistory/Moundbuilders.html)
Рис. 6. Карта распространения маундов культур Хоупвелл и Адена. (http://faculty.humanities.uci.edu/tcthorne/colonialhistory/Moundbuilders.html)

Сегодня нет сомнения, что адена предшествовала культуре хоупвелл. Но мы до сих пор не можем точно определить, когда был воздвигнут каждый маунд, чего нельзя сказать о юго-западных индейцах пуэбло, сооружения которых мы часто определяем с точностью до года. И это еще не все. У нас масса теорий, но мы не знаем, откуда пришли круглоголовые люди адены, почему они покинули свой район - прежде всего долину р. Огайо - и куда они ушли. Все это касается и пришедших туда длинноголовых людей хоупвелла, а вопросы "откуда" и "куда" подлежат, как и раньше, научной дискуссии. И тем не менее обе культуры мы можем довольно хорошо характеризовать благодаря огромному количеству находок, обнаруженных в маундах.

Люди адены были первыми в восточной Америке, кто объединил в одно целое три важных фактора, содействовавших созданию культуры: выращивание маиса, изготовление керамических изделий и организованный коллективный труд. Может быть, идея строительства маундов пришла из Мексики? Такая вероятность существует, но она не доказана. Маундыадены были погребальными по назначению, тогда как мексиканские народы сооружали преимущественно храмовые холмы. Очевидно, что у людей адены существовала общественная иерархия; можно точно отличить могилы знати от могил простых людей, трупы которых большей частью сжигали. На отдельных скелетах было обнаружено нечто любопытное. Мы цитируем Уилли:

"Тела были положены на спину вытянутыми, и, по-видимому, мышцы еще были на костях... Многие кости перед захоронением были окрашены красноватой охрой. Или скелет очистили от мышц, прежде чем сверху насыпали красноватый порошок, или тело покойника некоторое время оставляли на воздухе, чтобы оно разложилось, и только потом кости красили охрой. Во втором случае это означало, что между моментом, когда тело клали в могилу, и ее закрытием проходило некоторое время".

Все это можно истолковать как начало культа мертвых, ради которого народ должен был брать на себя необычный труд. Очень странно, что эти люди жили маленькими деревенскими общинами, едва ли более пяти домов. Если согласиться с мнением, что для строительства большого маунда тысяча индейцев должна была работать по меньшей мере в течение пяти лет, то возникает проблема, как этих людей собирали вместе и как кормили? При этом у них было достаточно времени для занятия различными ремеслами, особенно для изготовления различных украшений.

Все это, но в более совершенном виде встречается и в культуре хоупвелл. Длинноголовые люди культуры хоупвелл проникали на территорию людей адены. Победили ли они их? Изгнали? Может быть, смешались с ними? Переняли они ритуалы погребения или принесли свои? Так много вопросов и так мало ответов.

Сильверберг описывает их ритуал погребения, все, что мы сегодня знаем об этом:

"Маунды хоупвелл - очевидное свидетельство сложного культа мертвых. На них совершались священные ритуалы и церемонии; здесь самые видные члены племени с помпой и роскошью отправлялись в последний путь. Около трех четвертей умерших сжигали; надо полагать, что захоронение целого тела в усыпальнице было исключительно привилегией высокой касты.

Кульминацией ритуала погребения людей хоупвелла были дома мертвых, сооруженные на специально подготовленных местах. Сначала удаляли все деревья и кустарники с места, где собирались возвести маунд, затем вынимали верхний рыхлый слой земли, а лежавший под ним слой обычно покрывали прочной глиной. На глиняный пол насыпали на дюйм или немного больше слой песка или гравия и на этом основании сооружали большое деревянное здание. Стены усыпальницы строили из одного ряда стоявших стволов деревьев. Отдельные сооружения были столь велики, что, вероятно, и не покрывались крышей, представляя собой огороженные участки под открытым небом; часто вдоль внутренней стороны главной стены устраивали узкие помещения с потолками.

В одном и том же доме мертвых могли проходить различные похороны. Мертвых сжигали в прямоугольных ямах, выкопанных в земле и облицованных глиной, предварительно освободив скелеты от мышц или оставив трупы разлагаться на воздухе. После сожжения собирали пепел с остатками костей и относили в погребальные склепы из стволов деревьев, стоявшие на платформе вблизи от ям для сожжения, или же оставляли в ямах.

В одном из примыкавших помещений подготавливали погребение целого трупа. На полу дома мертвых, на низкой глиняной платформе сооружали прямоугольный деревянный склеп; в него клали вытянутый труп среди предметов, подлежавших церемонии "умерщвления" или уничтожения, возможно, чтобы освободить их души, сопровождавшие умершего в потусторонний мир. Эти усыпальницы из стволов деревьев были похожи на склепы народа адены; основное же различие между могильниками адены и хоупвелл не в сооружении склепов, а в большем богатстве и лучшем качестве предметов хоупвелла".

Что отличает людей хоупвелла, так это их любовь к украшениям. Они украшали себя с головы до пят, даже скелетам они часто приделывали медные носы. Чтобы получить редкие материалы, они создали широко разветвленную сеть обеспечения (мы не можем судить, можно ли в данном случае говорить о торговле) по всей восточной Америке, а на западе до Скалистых гор. Медь поступала к ним с озера Верхнее, лежащего на теперешней канадской границе, раковины, зубы аллигаторов и акул - с берегов Мексиканского залива. Из районов Дальнего Запада им привозили обсидиан - черное вулканическое стекло, из которого делали культовые ножи. Из Скалистых гор получали они зубы и когти медведей гризли, некоторые раковины - с побережья Атлантики, а серебристые сверкающие кружки слюды - из Каролины.

Самым же ценным украшением были мягко мерцавшие речные жемчужины. Их обнаружили не только в кургане Сайп. Несмотря на то что в природе они встречаются сравнительно редко, их находили галлонами [Галлон - равен 4,405 л.] и в других могилах знатных людей. Некоторые жемчужные бусы оценивают сегодня во много тысяч долларов - истинно королевские драгоценности, а в некоторых случаях скелеты были увешаны многочисленными нитками бус.

Золотом и серебром они почти не пользовались, их металлом была медь, из которой они выковывали инструменты, украшения и пластины для доспехов. Следует заметить, что они не знали процесса выплавки металла, а стало быть, и литья, зато им была знакома техника отжига.

И этот народ, возможно, стоявший еще ближе, чем народы пуэбло, у порога высокой культуры, исчез в сравнительно короткий период времени. Надо полагать, у него была крепкая иерархическая структура, с господствовавшим слоем духовных и светских руководителей, какой никогда не было у народов пуэбло (мы, как всегда, отмечаем их очень демократическую и прежде всего миролюбивую общественную структуру).

Но в V в. н. э. эта культура вступает в полосу упадка. Во всяком случае, на историческую сцену вступил новый народ. И вновь это были строители маундов. Но они стали сооружать маунды не рядом и между памятниками своих предшественников, как это сделали люди хоупвелла, придя в долину Огайо, принадлежавшую людям адены, а много южней, вдоль могучего течения Миссисипи, начиная от дельты и затем все дальше, завоевывая более северные провинции.

Этот народ мы называем строителями храмовых маундов (Temple Mound Builders). Ибо их сооружения не были внушительными холмами-погребениями, а только огромными фундаментами храмов (см. Рис.6). Это усеченные пирамиды, которые служили тронами для воображаемого божества и были видны издалека; их можно больше сравнить с месопотамскими «зиккуратами», чем с египетскими могилами фараонов. У них много общего с мексиканскими и центральноамериканскими храмовыми пирамидами майя и ацтеков, хотя они не сложены из камня, а насыпаны из земли. И если центральноамериканское влияние на культуры адены и хоупвелла очень спорно и, в общем, ограниченно, то в данном случае оно очевидно. Их функции одинаковы. Как в Мексике, они стоят не поодиночке, а всегда по несколько, объединенные в группы до сорока маундов; это были центры для отправления культа с большими площадями для парадов или собраний в середине. И еще одно сходство. Их форму и высоту с самого начала проектировал не один "архитектор", их создавали слоями, и можно насчитать до дюжины таких слоев. Как долго это длилось? Может быть, они, как майя, придерживались пятидесятидвухлетнего календаря? Был ли у них календарь? Что служило поводом и кто отдавал приказ в течение долгих лет строить новый слой?

В этих маундах погребения совершали редко; как правило, захоронения производили на кладбищах вокруг культовых центров. Там нашли предметы, свидетельствующие о высоком художественном уровне и уровне развития ремесел.

Но в один прекрасный день этой культуре пришел конец. Около 1500 г. н. э. культ мертвых, возможно, принял крайне варварские формы. Возможно, надменность и высокомерие жрецов привели к восстанию угнетенных масс; возможно, имели место военные удары извне; а может быть, на людей обрушились эпидемии? Может быть, но мы и на этот раз не знаем, почему угасла эта культура. Во всяком случае, когда пришли первые белые люди, великое время строителей маундов прошло».

Рис. 7. Реконструкция поселения Кахокия. https://megalithica.ru/kompleks-piramid-kaxokiya.html
Рис. 7. Реконструкция поселения Кахокия. https://megalithica.ru/kompleks-piramid-kaxokiya.html

Итак, подведем итог интересующему нас периоду истории североамериканского Востока.

Согласно современным представлениям, на территории бассейнов 2-х крупнейших рек Северной Америки (Миссисипи и Огайо) на протяжении последних тысячелетий последовательно сменяли друг друга несколько крупных земледельческих культур. В американистике их принято называть «культурами строителей маундов».

Первой, в центральной части долины р. Огайо, появляется культура Адена, существовавшая в период 1000—200 г. до н. э. Об этой культуре известно очень мало. По-видимому, культура Адена охватывала несколько связанных обществ с общими традициями, такими, как сооружение погребальных маундов и церемонии.

За ней последовала культура Хоупвелл существовавшая вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период 200 гг до н. э. — 500 гг. н. э. Из всех достижений хоупвеллской культуры до настоящего времени лучше всего сохранились маунды, цель сооружения которых до сих пор остаётся неясной, хотя во многих курганах обнаружены погребения. Помимо этого, для нее была характерна активная торговая деятельность.

Интересно, что пишет об упадке этой культуры Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Хоупвеллская_традиция):

«Около 500 г. н. э. система торговых обменов культуры Хоупвелл приходит в упадок, сооружение курганов прекращается, связанные с культурой виды искусства больше не создаются. Война представляется маловероятной причиной, свидетельства боевых столкновений в этот период отсутствуют. Как одна из возможных причин, рассматриваются климатические изменения: похолодание могло вызвать миграцию животных на север или запад, поскольку погода могла пагубно сказаться на привычной для них растительной пище. Также возможно, что появление лука со стрелами вызвало сокращение и без того малочисленных популяций пригодных в пищу диких животных. Распад социальной организации мог быть вызван переходом к полномасштабному земледелию (а разве это происходит не ровно наоборот?, прим. авт.)».

И завершающей в этом ряду «строителей маундов», явилась Миссисипская культура — крупнейшая индейская культура, существовавшая на юго-востоке Северной Америки в VIII—XVI вв. Для нее было характерно сооружение храмовых маундов. По уровню развития миссисипская культура была сопоставима с европейскими культурами бронзового века. (который, между прочим, в Европе закончился в 600-800 гг. до н.э.)

А вот какие даются объяснения причинам упадка этой культуры после прихода европейцев (https://ru.wikipedia.org/wiki/Миссисипская_культура):

«После поражения и бегства экспедиции де Сото миссисипцы продолжили жить традиционным образом, влияние европейцев оставалось незначительным. Несмотря на это, европейцы косвенно повлияли на восточное побережье Северной Америки. Болезни разрушили социальный уклад многих местных общин, некоторые общины завели лошадей, завезенных европейцами, и вернулись к кочевому образу жизни. Во многих местах разрушился общинный уклад и системы управления. Лишь некоторые группы сохранили в устных преданиях память о своём прошлом, об эпохе строительства курганов. Другие группы мигрировали в значительно удалённые от прежних мест обитания земли и забыли о своих предках, строивших курганы».

Замечательное объяснение. Европейцы завезли в Америку лошадей и индейцы, побросав свои высокоорганизованные поселения, вскочили на них и ускакали подальше от этого 800-летнего «кошмара», в котором их заставляли вручную насыпать огромные курганы - маунды. Но шутки шутками, а объяснять почти бесследное исчезновение огромной культуры как-то надо.

Теперь мы имеем представление о том, что касается североамериканского Востока, расположенных на этой территории маундов и связанных с ними древних культур. Здесь, как и на Юго-Западе, мы наблюдаем ту же «плавающую» на сотни лет в разные стороны хронологию и бесследно исчезающие культуры. И еще, непонятно почему, в то время как на Юго-Западе древние культуры на смежных территориях существовали параллельно, здесь же они последовательно сменяли друг друга, причём, не на одной и той же территории, а почему-то на смежных. Но главное, что повторяется та же закономерность - высокоорганизованные поселения оказываются «покинутыми» непосредственно перед приходом европейцев, а существовавшие до этого столетиями развитые культуры загадочно исчезают. Странно, 2000 лет древние жители этих мест как проклятые насыпали курганы, а как пришли европейцы, тут же это дело бросили и скрылись без следа. Наверное, не хотели показывать им свой главный секрет - как они могли это делать, не имея для того никаких приспособлений.

На этом ознакомительный раздел с археологией Северной Америки закончен и нас ожидает новая часть повествования – попытка дать ответы на многие, поставленные в первых 3-х сериях, вопросы.

Использованная литература

Керам К.В. Первый американец /пер. с нем. – М.: Прогресс, 1979. – 336с.