Если вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда продуманная программа или проект не давали ожидаемого результата, этот пост для вас.
Внедрение – сложная штука. Как мог бы сказать классик: “Внедрение HR инициатив – это не просто смело, а … очень смело.” Удивительно, но факт: даже инициативы, изначально направленные на улучшение условий труда сотрудников, часто проходят с большим скрипом и неприязнью со стороны целевой аудитории.
Что мешает успеху?
- Отсутствие поддержки от руководства. О, сколько проблем избежали бы специалисты по персоналу, если бы за внедрение инициатив выступали не только собственник с HR, но и менеджеры. Без поддержки остальных руководителей даже самая гениальная идея может оказаться провальной. Достаточно распространенной ситуацией является, когда в отделах именно руководители транслируют неприятие изменений. И если руководитель отдела нелестно высказывается, например, о проведении опроса вовлеченности, как вы думаете, какое мнение сформируется у сотрудников его подразделения? Опрос будет принят, как минимум, без восторга.
Говорите с вашими руководителями, убеждайте их в полезности внедряемых изменений, демонстрируйте, чем предлагаемые инициативы могут быть выгодны именно им, и приобретайте в лице менеджеров заинтересованных сторонников. - Недостаток ресурсов. Как бы ни хотелось сделать всё на высшем уровне, однако без необходимого бюджета это невозможно. Классный корпоратив только с игрой крокодил и мыльными пузырями не получится. Хотя мы знаем, что частенько бизнес хочет сэкономить на определенных задачах, корни которых растут из HR-отдела. Нет, конечно, можно помечтать о том, как сделать корпоративное обучение с приглашенным экспертом для отдела по продажам на 12 человек за 200 евро, но только помечтать.
Обоснование, обоснование и еще раз обоснование. Перед презентацией проекта и согласованием его бюджета стоит тщательно подготовить расчет необходимых затрат и пользы/качества мероприятия для бизнеса. Добавьте в презентацию рейтинги и отзывы по услугам, которые вас интересуют, подготовьте перечень клиентов (хорошо, если это будут примеры понятные руководству), которые уже воспользовались услугами поставщика и остались довольны. Как правило, такую информацию всегда можно найти на страничках поставщиков. - Неправильные ожидания. Бывает так, что бизнес ставит перед HR задачи, не до конца понимая, что именно нужно для их реализации. Например, собственник хочет, чтобы уровень вовлеченности сотрудников вырос за месяц, но не учитывает, что на это может уйти гораздо больше времени. Ваша задача — помочь бизнесу понять реальные сроки и ресурсы, необходимые для достижения целей.
Какой бы ни была задача, помните, о простых правилах планирования и временной буфере на непредвиденные обстоятельства. Планировать выполнение любой задачи необходимо с “поправкой на ветер”. Например, вы заказываете мерч, но у поставщика возникли проблемы с оборудованием и доставкой. Предсказывать будущее, как правило, мало кто умеет, но в таких ситуациях очень спасает, тот самый временной буфер – дополнительное время, которое вы благоразумно зарезервировали при установлении сроков выполнения задачи. - Изменение приоритетов на ходу. Постоянные изменения планов и приоритетов могут свести на нет любые усилия. Представьте, что вы работаете над проектом, а в середине его реализации руководство решает поменять курс. Это не только дезориентирует команду, но и затрудняет достижение результатов. В таких случаях важно заранее обсудить с руководством возможные риски и убедить их в необходимости стабильности.
При формулировании задач бизнес может упускать тонкие моменты, связанные с персоналом. Задача HR подсветить такие риски. Да, бизнес может не всегда прислушиваться к таким рекомендациям, но именно в этом и заключается работа хорошего специалиста по персоналу (говорить о рисках). - Неясные запросы от бизнеса. Иногда бизнес не может чётко сформулировать свои запросы к HR. Это похоже на попытку починить машину без понимания, что именно сломалось. Ваша задача — помочь бизнесу разобраться в его потребностях и предложить адекватные решения.
Даже если вам четко указывают на причину какой-либо проблемы, не спешите приступать к выполнению задачи. Задайте дополнительные вопросы, чтобы быть уверенным, что задача верно сформулирована. Это сэкономит ваши ресурсы и время бизнеса.
Были ли в вашей практике случаи, когда инициативы не срабатывали так, как планировалось? Как справляетесь с сопротивлением команды? Как часто случается, что от каких-то проектов приходилось полностью отказаться? Давайте обсудим, что можно сделать, чтобы избежать таких ситуаций. Жду ваших комментариев и мнений