Найти в Дзене

Как помочь ребенку в выборе профессии: что делать сегодня, чтобы не сожалеть об упущенных возможностях завтра?

Оглавление

Для начала важно понять один простой факт: выбор профессии — процесс длительный, и это невозможно сделать за один день. Поэтому чем раньше вы об этом задумаетесь и начнете говорить со своим ребенком на тему желаемого профессионального будущего, тем проще ему будет сделать выбор, когда придет время, а вы избежите излишних метаний и волнений при выпуске из школы и сумеете насладиться белее приятными моментами.

Автор: Елизавета Пистер — эксперт кафедры «Корпоративная культура и антропология» Академии социальных технологий, кандидат экономических наук, PW-коуч, фасилитатор, командный трекер, сертифицированный jobEQ-консультант и консультант по методике Digital Human.

Подростки склонны быстро менять интересы и пристрастия, поэтому их выбор за несколько лет или даже месяцев может смениться много раз, причем кардинальным образом. В моей практике были случаи, когда молодые люди на первом курсе физико-технического факультета переводились на факультет культуры и искусства. Именно поэтому родителю важно понимать, в каком направлении движется ребенок и, в случае необходимости, оказать ему своевременную поддержку.

Впервые серьезно задумываются о будущей профессии подростки примерно в 8-9 классе. Именно в это время у них появляется возможность получить свой первый профессиональный опыт, заработать первые деньги, подумать о том, каким именно трудом хотелось бы их зарабатывать во взрослой жизни. Именно здесь начинается период личностного и профессионального самоопределения, который будет продолжаться в 10-11 классах, но уже в виде построения индивидуальной траектории развития, в соответствии с поставленными целями, ценностями и смыслами, а также через первые осознанные профессиональные пробы. И именно в старших классах появляется время для корректировки выбранного пути и своевременной смены траектории развития, если попробовал и понял, что «не его». Если эти периоды пройдены осознанно и наполнены своевременными действиями в нужном направлении, то к моменту окончания школы не придется нервно и в спешке искать ответы на главные вопросы: «Куда пойти учиться и что потом с этим делать?».

Существуют два подхода к выбору будущей профессии. Здесь стоит отличать вопросы поступления и поиска призвания. В первом случае эта задача сводится к простому пониманию, куда можно поступить с имеющимися баллами по ЕГЭ, а во втором это длительная и увлекательная работа по поиску смыслов, поддержке, развитию интересов ребенка и осознанному выбору будущего профессионального пути.

Первый вариант проще и менее энерго- и финансово затратен, однако именно такие ребята в дальнейшем чаще всего страдают отсутствием мотивации к учебе в университете, учебные практики проходят формально, борются с желанием бросить университет, а в дальнейшем не работают по специальности и тратят много денег и времени на поиск «себя настоящего» и «дела по душе», или страдают на нелюбимой работе. Перспектива, надо сказать, незавидная.

Второй вариант, конечно, тоже не защищает от ошибок или дальнейшего желания изменить направление профессионального развития на 100%. Но лично мне он все же ближе. Да и изменения на нем происходят более осознанно, планомерно и управляемо, они скорее похожи на корректирующие действия, чем на отчаянные хаотичные метания в поисках идеальной работы для себя или бесконечных компромиссов.

Здесь родители сталкиваются с выбором: взять на себя вопросы помощи ребенку в профессиональном самоопределении, обратиться к специалистам, или просто «отпустить» ситуацию и доверить ребенка школе?

Конечно, возможно именно вам крупно повезло, и ваш ребенок сам без посторонней помощи определился со своим профессиональным будущим. Тогда остается вас поздравить. Но если вы читаете эту статью, вероятнее всего, это не ваша история. И тут вы не одиноки. В большинстве случаев в вопросах профессионального выбора бывает нужна помощь и поддержка старших. В школе, конечно, проводятся базовые профориентационные мероприятия, но для индивидуальной работы в этом направлении с каждым ребенком время, к сожалению, не предусмотрено, учителя перегружены планами, отчетами и подготовкой к занятиям, а у школьных психологов достаточно другой работы, порой гораздо более важной и срочной.

О профессиях будущего и выборе перспективного направления подготовки, конечно, лучше говорить со специалистами. Сегодня это можно сделать на специальных курсах, тренингах или индивидуальных консультациях. Если же по какой-то причине в настоящий момент вы не можете или не готовы воспользоваться услугами специалистов в данной области и обратиться к профессиональному профориентатору, то как минимум можете самостоятельно заняться со своим ребенком поиском ответов на важные вопросы. Причем для каждого возраста они свои.

8 класс: сбор информации о себе и о мире

Итак, 8-9 классы — важный период для того, чтобы собрать информацию про себя и мир. Восьмикласснику важно понять, что отличает его от других, в чем заключается своеобразие и уникальность его личности. Для этого нужно поискать ответы на следующие вопросы, и здесь уже может понадобиться ваша помощь:

  • В чем мои сильные/слабые стороны?
  • Какие у меня увлечения, что мне нравится делать?
  • Какой у меня любимый учебный предмет и почему?
  • Какие у меня есть достижения?
  • Чем я отличаюсь от своих сверстников?
  • Что я умею делать хорошо?
  • Что мне в себе нравится/не нравится и почему?
  • Какие у меня есть индивидуально-личностные особенности (особенности характера, мышления, стиля обучения, волевые качества, ценности, интересы и многое другое)?

Помимо этого, восьмиклассник должен уметь самостоятельно искать информацию, делать простые прогнозы и создавать свое «информационное поле». В этот период важно, чтобы подросток научился понимать свои ресурсы (внутренние и внешние), а также ставить цели и достигать их.

9 класс: первые «профессиональные пробы»

В 9 классе в жизни подростка становится больше «профессиональных проб» в различных форматах. У него выстраивается образ желаемого будущего, активно развивается рефлексия, он формулирует свои цели, делает первые шаги к ним. На этом этапе важно, чтобы подростки умели ставить и далекие (стратегические), и близкие цели — те, которые можно реализовать уже сегодня. Например:

  • Как я вижу будущее?
  • Как там все устроено?
  • Как выглядит мир будущего?
  • Какие люди там живут?
  • Чем они занимаются?
  • Чем занимаюсь я?
  • Что должен знать и уметь человек, чтобы реализоваться в этом будущем?
  • Могу ли я уже сейчас получить какие-то качества, которые нужны в будущем?
  • Какие возможности для этого есть сейчас?
  • Какие есть образовательные ресурсы?
  • Что я готов сделать для развития компетенций будущего уже сегодня?

10-11 класс: осознанное движение к цели

В 10 и 11 классе начинается движение по выбранному маршрута, приходится постоянно сверять цели и промежуточные результаты.

  • Насколько мое движение успешно?
  • Какие у меня есть затруднения, почему они возникают?
  • Какие ошибки я допустил и в чем их причина?
  • Что нужно сделать, чтобы преодолеть трудности и исправить ошибки?
  • Что я могу делать по-другому, чтобы повысить уровень своей успешности?

Самостоятельно делать всю эту работу школьникам бывает сложно, поэтому нередко им нужен специалист — тьютор, «навигатор», наставник или консультант. В моей практике встречались случаи, когда с этой задачей отлично справлялись родители. Но здесь все зависит от степени открытости и доверия в отношениях с ребенком. В любом случае важно, чтобы рядом был человек, который смог бы сопровождать подростка при прохождении это важного пути в поисках своего профессионального будущего. Работа в данном направлении включает несколько этапов.

1 этап: построение образа желаемого будущего

«Представь себе, что сегодня настал этот же день через 10 лет, и в нем все устроено именно так, как ты мечтаешь. Как выглядит этот мир? Что там происходит? Есть ли нерешенные проблемы? А какие проблемы решены?»

Здесь важно как можно более подробно «нарисовать» этот образ будущего, и говорить не только о себе, но и о мире в целом.

2 этап: образ жизни и занятия людей

«Какие люди живут в этом мире? Чем они занимаются? Как они взаимодействуют друг с другом? Какие виды деятельности для них самые важные, ключевые? На что направлены их усилия? Где твое место в этом мире и чем ты занимаешься? Как ты взаимодействуешь с другими людьми?»

3 этап: ключевые компетенции будущего

«Что нужно знать и уметь каждому человеку, чтобы жить в мире будущего и справлять со всеми задачами? Что требуется людям для успешного общения друг с другом? Что им необходимо, чтобы можно было развивать те виды деятельности, которыми они занимаются?»

4 этап: образование для будущего

«Какие образовательные возможности есть сейчас, чтобы подготовить себя к миру будущего? Что в мире вокруг себя можно использовать? Как можно организовать обучение? Каких людей стоит привлечь, чтобы получить нужные знания и навыки? Какие варианты обучения ты хочешь выбрать? Какой результат тебя устроит? Что ты можешь начать реализовать уже сейчас?»

Важно, чтобы подросток сформировал достаточно целостное и яркое представление о мире будущего, его особенностях и своем желаемом месте в этом мире и предназначении, которое хотелось бы реализовать. Это позволит ему простроить индивидуальный маршрут развития, разбить его на управляемые этапы и начать реализовывать на практике. Однако особенно на первых этапах движения по выбранному образовательному маршруту важно систематически сверяться с выбранной целью и в случае необходимости — например, если выяснилась ее несостоятельность, — своевременно корректировать определенную ранее цель.

Таким образом, понимая особенности своей личности, осознавая свои сильные стороны и зоны развития, имея большие, стратегические цели, подросток сможет выстроить свой собственный образовательный путь и планомерно двигаться к намеченной цели. При этом в значительной степени возрастает мотивация к учебе, поскольку выстраивается прямая и понятная связь, между необходимостью учиться и желаемым образом будущего, повышается уровень индивидуальной ответственности за реализацию выбранного маршрута, приобретаются навыки целеполагания, планирования деятельности, проектирования индивидуальной траектории развития и определения жизненной стратегии с учетом собственных интересов, ценностей и способностей.