Найти тему
NOIR

Что такого натворила советская старшеклассница, что ей дали 25 лет лагерей. Как в итоге сложилась ее судьба

В середине августа 2024 года мировые новостные агентства сухо сообщили о том, что в Великобритании по обвинению в мятеже арестован первый фигурант, которым оказался пятнадцатилетний подросток. Особого впечатления новость ни на кого не произвела. Даже обычно говорливые правозащитники скромно промолчали (ведь в свободной стране просто так никого не арестовывают).

Добавьте описание
Добавьте описание

Зато у нас отдельные представители общественности до сих пор не могут забыть дела семидесятилетней давности. В частности в ряде изданий периодически вспоминают бедную советскую школьницу Сусанну Печуро, приговорённую сталинским режимом к 25 годам лагерей (из которых, кстати, отсидела она только 5). Более того, особенно рьяные хаятели всего советского продолжают утверждать, что посадили несчастную девочку всего лишь за участие в литературном кружке.

Впрочем, пресловутый кружок действительно существовал. Работал он в московском Дворце пионеров. Вот только отдельной группе школьников не слишком нравились тамошние заседания. Как потом утверждала Сусанна, книги для обсуждения руководительница кружка подвергала строгой цензуре, а однажды даже запретила читать написанное одной из школьниц стихотворение, объявив его упадническим. Правда, стихотворения этого никто никогда не видел. Неизвестно и то, каких поэтов и прозаиков не разрешала обсуждать руководительница и откуда о них знали школьники.

В итоге некоторые ребята покинули Дворец пионеров и стали собираться на квартире у бывшего кружковца Бориса Слуцкого. Случилось это в самом начале 1950-го. Однако обсуждали литературу на новом месте мальчики и девочки недолго. Разговоры шли всё больше о Сталине, об отходе его политики от идей Ленина и о необходимости перемен. А весной Слуцкий официально заявил, что литературный кружок превращается в антиправительственную организацию «Союз борьбы за дело революции».

Члены кружка
Члены кружка

Да, молодёжь себя считала истинными марксистами. Как вспоминала Сусанна, на борьбу их подвигло «хорошее советское образование». Они читали и Маркса, и Ленина. Вот только не понимали юнцы, что реалии изменились. Что восстанавливающаяся после тяжёлой войны страна не могла жить в соответствии с теоретическими выкладками. Впрочем, они об этом и не задумывались. К тому же, идейными «борцами» были только организаторы кружка. Остальные же играли в революционеров. А Сусанна так и вообще пришла в кружок из-за любви к Борису Слуцкому.

Просуществовал «Союз» недолго. В январе 1951 года всех участников и причастных лиц (16 человек) арестовали. А 14 февраля 1952-го на закрытом заседании был оглашен приговор: троих зачинщиков, включая Слуцкого, расстрелять, троим причастным дать по 10 лет и десятерым – по 25. Свои «25» получила и Сусанна.

Приговор, конечно, далеко не гуманный. Но можно ли было поступить иначе? Ряд авторов, пытаясь оправдать участников тех событий, утверждают, что дело против них было фальсифицировано. Называют даже имя причастного к этому следователя – полковник МГБ Михаил Дмитриевич Рюмин. Он действительно замарал себя подтасовкой фактов по разным делам, за что и был в 1954 году расстрелян. Однако в воспоминаниях Сусанна описывала периодические споры между Слуцким и сооснователем «кружка» – Евгением Гуревичем, о необходимости применения тактики индивидуального террора. Вероятно именно поэтому руководители «Союза» и были приговорены к исключительной мере.

Расстрелянный Фурман.
Расстрелянный Фурман.

Остальным же участникам «кружка» после смерти Сталина сроки скостили. Так в 1954 году Сусанне присудили уже не 25, а лишь 9 лет, а в 1956-м дело пересмотрели ещё раз и снизили срок до 5, которые она по факту уже и отсидела.

Выйдя на свободу, Сусанна сдала экстерном школьные выпускные экзамены и собралась поступать в МГУ. Но там отказались зачислять в студентки судимую гражданку. А дальше начинается самое интересное. Поступила она в итоге в Московский историко-архивный институт. Причём для поступления ей потребовалась справка с работы. Таковой у сиделицы не было. Тогда, как пишут журналисты, один из её друзей лично съездил в лагерь в Мордовии, где сидела Печуро и, вручив начальнику некий подарок, уговорил его написать справку о том, что Сусанна там работала, но без пометки «в период заключения».

Странностей тут две. Во-первых, институт, о котором идёт речь, до 1947 года относился к структурам НКВД/МВД, а затем ими курировался. Почему же в МГУ знали о судимости студентки, а тут – нет. Во-вторых, тем другом был Алексей Владимирович Снегов, являвшийся на тот момент начальником политотдела ГУЛага. Вряд ли такой человек стал бы хлопотать о простой заключённой, да ещё уговаривать и одаривать начальника лагеря… И кстати, по какой-то непонятной причине, за 5 лет отсидки Печуро успела побывать в 17 тюрьмах и лагерях. Это получается, что переводили её примерно каждый квартал. Странно, не правда ли?

Борис Слуцкий. / Фото:
Борис Слуцкий. / Фото:

Дальше всё просто. Работала Сусанна тихонечко в архиве Института Азии и Африки. После развала СССР начала активную деятельность в ныне запрещённом обществе «Мемориал». А параллельно, как водится, писать воспоминания о ненавистном коммунистическом режиме. Скончалась она в начале 2014 года.

Кстати, ещё в 1989 году тот самый ненавистный режим её полностью реабилитировал. Но это бывшую заключённую нисколько не обрадовало. По словам внука, она ещё долго возмущалась, что реабилитация обесценила их «борьбу». Помимо Сусанны реабилитировали тогда и всех остальных членов «литературного кружка». Вот только слышно почему-то до сих пор только об одной Печуро…