В наше время постоянно встречаются такие великовозрастные дети, которые не в состоянии банально о себе позаботиться: принести тетрадку и учебник на урок в школу, выбрать одежду на день, заправить постель, дойти из пункта А в пункт Б, запомнить собственное расписание - они никогда не несли ответственность ни за что, поэтому просто искренне не понимают, что так можно делать.
И это не только про детей богатых родителей, которые объективно попадают в дорогостоящие частные школы и другие коммерческие псевдообразовательные проекты, имеют домработниц и гувернанток - тепличные растения вырастают и в простых семьях у небогатых родителей, которые где-то прочитали, что детей до определённого момента следует оберегать от всего внешнего мира. Сегодня подобный подход - не редкость, к сожалению. Митрофанов растят активно.
К счастью, большинство подростков (пока?) не настолько безнадёжны, но число таких несамостоятельных великовозрастных детей растёт с каждым годом. Если у богатых "барчуков", скорее всего, эта выученная беспомощность особенных проблем по жизни не вызовет - то дети "среднего класса" таким образом имеют шанс навсегда стать неудовлетворёнными жизнью обиженками, которым все по жизни должны. Но, разумеется, так как у них нет ни денег, ни связей, ни навыков или умений, которые были бы ценны для окружающих - никто не будет ничего им давать. А привычки трудиться и работать над собой у этих тепличных детей не будет. Только вечно требовать и обижаться, ничего не получая.
Подобные дети глубоко несчастны. Их не научили ответственности, они росли в атмосфере детоцентризма - а потом вдруг перестали считаться детьми и сразу же утратили своё место в центре Вселенной. Родители "наигрались" в них, как в игрушку, и выпихнули ровно в тот же самый жестокий мир, от которого прежде тщательно оберегали. Ну или не наигрались, а продолжили оберегать лет до 30-40 - а потом сами вдруг отправились к праотцам, не выдержав безумного ритма жизни и неблагодарности оберегаемого ребёночка - и ребёночек оказался уже один-на-один с этим самым миром, вообще без шансов на что бы то ни было.
Больше некому кормить с ложечки, стирать одежду и убирать квартиру. Некому договариваться с учителями и спорить с начальниками, к которым устроили по знакомству поработать. Деточка остался один. Весьма печальный, но абсолютно логичный и даже закономерный итог гиперопеки.
Сколько подобных онжеребят живёт в современном мире? Тысячи, сотни тысяч, миллионы? Сколько раз их родителей предупреждали, что тепличные растения гибнут при первом же мало-мальски серьёзном морозе? Знают ли они, что все самые крепкие телята в Костромской области (очень уж я люблю эту историю) выращиваются "холодным способом"? А ведь там тоже поначалу пробовали и опекать, и обогревать - гибли телята, выращенные в тёплом хлеву!
Гиперопека и постоянный контроль губительны для человека, вступающего во взрослую жизнь. Из-под такого присмотра есть два выхода: стать овощем без инициативы, который без родителя не сможет даже шнурки завязать, не знает своих желаний, не имеет планов и просто плывёт по течению - либо взбрыкнуть и отправиться во все тяжкие, что, с огромной вероятностью, закончится быстро и очень плохо.
Так что, очевидно, защищать детей от внешнего мира, скрывая информацию о нём, создавая иллюзорный безопасный мир вокруг него - занятие странное и крайне сомнительное. В кино, конечно, получилось - помните был такой фильм (вроде бы изначально зарубежный, а у нас ремейк сняли), в котором богатый папа-бизнесмен защитил сына от разочарований в жизни, купив ему друзей и жену, которые (за папины деньги) никогда бы от него не отвернулись? Так даже там в сознательном возрасте герой узнал о том, что его жизнь срежиссирована, и хотел поначалу сбежать - волею сценариста вернулся, конечно, чтобы своему сыну уже такую же иллюзию устроить, но насколько в реальности возможно подобное? А если бы папа умер в процессе этого спектакля? А если бы кто-то из нанятых актёров умер, доставив "мальчику" неприятные эмоции потери?
Кстати, кто сейчас понял по описанию, что это за фильм - подскажите, пожалуйста, я долго искал и не смог найти.
Несамостоятельность детей и подростков - это очень опасно, поэтому делать за них всё, оберегать от любой неприятной информации, всё-таки не следует. Мир, в котором им предстоит жить взрослую жизнь, не будет подстраиваться под их представление о нём - и задача взрослых, родителей и, уже в меньшей степени, учителей, заключается в том, чтобы максимально подготовить подростков к жизни в этом мире, самостоятельному принятию решений и ответственности за них. А слепой детоцентризм и права без обязанностей - путь в никуда.