Возможен ли конфликт между производителями окон и дилерами? Первые признаки противоречий между участниками оконного рынка уже заметны.
Мы предполагали, что конфликт начнется по линии «сервиса и поддержки», но похоже, что «его величество Рубль» стал во главе угла.
Пока видны только первые «слабые сигналы» недовольства производителей «новыми дилерами», но все большое вырастает из малого. Разлом начинается по линии «финансовая дисциплина».
Производители стали замечать, что бесконтрольно привлеченные «новые» дилеры вместе с оборотом принесли проблемы, связанные с расчетами за продукцию. Не все дилеры утруждают себя официальной регистрацией своей деятельности, проверкой контрагентов, заключением договоров и другими «мелочами», не приносящими сиюминутного дохода, вся их деятельность подчинена одной цели – максимальный доход. К чему приведет такая политика, понемногу становится понятно.
Сначала производителям казалось, что контроль за электронным движением финансов, организованный государством и банками позволит снять большую часть проблем, а введение схемы 100 % предоплаты защитит от финансовых потерь со стороны дилеров. Но практика оказалась несколько иной.
Творческий подход дилеров к процедурам расчетов и максимально открытые «финансовые ворота» производителей, сгенерировали несколько удивительных схем, позволяющих дилерам пользоваться ресурсами производителей практически бесплатно. При кажущейся предоплате, расчеты за продукцию на самом деле происходят «постфактум» полностью или частично.
Если учесть тот факт, что оплаты часто приходят с «непонятных» фирм, деятельность которых может с оговорками укладываться в понятие официальная деятельность, становится понятно, почему некоторые «особо внимательные» производители начали пристальнее приглядываться к тому, кто же на самом деле делает им оборот. Посмотрим, какие будут сделаны выводы, а может быть даже предприняты некоторые реальные шаги, направленные на оздоровление оконного рынка.
Диалектика развития оконного рынка
Рассуждать о событиях, происходящих на оконном рынке в категориях классической диалектики немного необычно, но, как ни странно, именно они хорошо объясняют то, что происходит сегодня.
Ситуация, когда производитель товара передает его на реализацию «Неизвестно кому», настолько странная, что захотелось понять почему это происходит. Зачем производители отдают свою продукцию случайным дилерам, рискуя своей репутацией и именем? Почему устраняются от обсуждения проблем, связанных с качеством и обслуживанием продукции? Почему представители производителя никак не контролируют самый важный, конечный этап в замене окон? Завтра не наступит? Развитие (прогресс) остановилось?
Обычной бытовой логики оказалось недостаточно для понимания того, что происходит, попробуем обратиться к классике. Что говорит Диалектика?
- Всякое развитие идет через борьбу противоположностей. Борьба – абсолютна, а единство – относительно;
- Движение от низшего к высшему характеризует развитие как развитие. От простого к сложному, от низшего к высшему;
- Во всяком развитии действуют 2 противоположные тенденции – одна совпадает с направлением развития, а другая прямо противоположна.
Если этих тенденций Вы не видите, значит у Вас что-то плохо или с Видением или плохо с со знанием Диалектики. Если Вы видите мнения, взгляды представления и не видите борьбу противоположностей – Вы не получите «Истину». А без Истины и практических действий удовлетворительных получить нельзя.
То движение, которое совпадает с направлением развития называется «Прогрессом». Это не все понимают, а понять – значит «выразить в понятиях». Движение противоположное развитию называется «Регрессом» (в развитии). Такое движение навстречу «Прогрессу» еще называется «Реакцией» или реакционными тенденциями.
Получается, что нам становится все труднее видеть «Истину», истинное состояние оконного рынка. Мы уже не знаем в каком он состоянии «Прогресс или Регресс»?
Попытки отраслевых СМИ поддерживать «Прогресс» похвальны, но их явно недостаточно. Сами СМИ стали жертвами современных форматов и вынуждены производить в большом количестве «пустые» новости, которые только отталкивают думающих участников рынка и дополнительно запутывают ситуацию.
Дать оценку действиям участников оконного рынка на данном этапе сложно. Передача части ответственности за качество светопрозрачных конструкций от производителя к дилеру сейчас кажется нелогичным и «регрессивным», но это зависит от множества факторов и проверяется временем.
Что в итоге? Куда движется оконный рынок? Развивается или стагнирует?
Спасибо Диалектике, если опираться на её постулаты, оконный рынок жив и развивается. Просто его развитие сейчас затруднено из-за «реакционных» последствий, созданных его участниками. Попытка найти «виноватых» ни к чему не приведет. Капитанов оконного бизнеса можно понять, «все ходят под солнцем».
Чтобы подняться над ситуацией и посмотреть в перспективу, нужно очень много знаний, умений и смелости. Чтобы это сделать сейчас, нужно действительно нестандартно мыслить.
Принять на себя ответственность за состояние оконного рынка, сделать реальные шаги по его оздоровление, потратить средства для инвестиций в будущее, которое совсем не понятно, такое по плечу не каждому.
Но, если ничего не предпринимать, рынок отрегулирует кто-то другой. Кто это будет не важно «Государство», «Дилер, разобравшийся как все устроено» или кто-то другой, уже не имеет значения. Существующее равновесие не абсолютно.
Сейчас происходит накопление «Количества», которое по законам диалектики непременно перейдет в новое «Качество». Каким будет это качество, зависит от всех участников рынка и процессов, происходящих на нем. От всех поставщиков, производителей и дилеров, от всех участников.
Если накопятся негативные «реакционные» события, то и переход произойдет в новое «негативное» качество. Последствий не избежать.
Возможен мир между дилерами и производителями?
Ответ, безусловно «Да». Каковы его условия? Все зависит от обстоятельств, но главное условие – соблюдение договоренностей. Чтобы их достичь, необходимо начать договариваться, а для этого надо начать говорить.
Необходимо принять ответственность за происходящее на рынке. Сделать это могут только «Производители», так как именно они являются центрами производства продукции. Для этого им необходимо выработать общую позицию по отношению к «Дилерам», выработать требования к дилерам, стандарты сотрудничества и другие требования.
Что дальше? Санация рынка, аттестация дилеров на соответствие требованиям производителей, и переход в новое качество.
Каким будет «новое» состояние сейчас предсказать невозможно. Но, оно наступит, и только от нас, его участников зависит, где мы окажемся. Мы можем приложить усилия и сформировать его сами, или для нас его сформирует кто-то другой.
Сегодня мы видим, что противоречия существующей системы накапливаются. Это уже факт.
Выводы
Производство окон – это хорошая деятельность. Она для людей, для их жилищ. Новые окна могут дарить радость, делать жизнь лучше, комфортнее. Но делать окна можно по-разному.
Можно как в плохом ресторане – приготовить «дрянь» и продать. Все зайдут по одному разу, но так как посетителей много, можно заработать. А можно как в ресторанах, куда посетители записываются за несколько месяцев. Ингредиенты те-же, но еда и впечатления абсолютно разные. Посещение таких ресторанов помнят десятилетиями, рассказывают о них и гордятся причастностью.
Помимо «зарабатывания» существуют и другие стимулы для деятельности амбициозных индивидуумов. Оконному рынку России уже немало лет, на нем было много игроков, но помнят не всех. Никто не забудет «Новые окна», «Отличные окна», «Антарес», первую «Калеву», «Московские окна», «Фабрику окон» и других игроков, оставивших свой след. Но, есть и много других, которые работали на рынке, но не оставили после себя ничего, даже воспоминаний.
Сейчас время перехода рынка в новое качество. Такое бывает не часто, но бывает. Ждем и приветствуем появление настоящего Лидера Оконного Рынка России.