Найти тему
Под знаком Овна

Насколько реально взять сельскую ипотеку на покупку квартиры в 2024

Россельхозбанк 10 сентября перестал принимать заявки на сельскую ипотеку из-за исчерпания лимитов. Мой договор ДДУ под заманчивые 3% лежал в это время на проверке в банке. Когда позвонил представитель застройщика и сообщил, что я уже не успела попасть в лимит, даже как-то обрадовалась, что не буду связываться с этой финансовой организацией.

Поделюсь своей историей недолгого общения с сотрудниками РСХБ по выдаче сельской ипотеки.

Обратилась в РСХБ в середине июня с заявкой на сельскую ипотеку в строящемся многоквартирном доме. Да, на такое жилье тоже действовала эта льготная программа со ставкой 3%, если дом попадает под определенные требования – находится в опорном населенном пункте, высота не более 5 этажей. Был нюанс – квартиру приобретала в другом регионе, не там, где проживаю, а за пару тысяч километров на берегу моря.

Скрин с сайта svoe-selo.ru
Скрин с сайта svoe-selo.ru

Заявку отправила через сайт Россельхозбанка, он перенаправляет ее на свой портал «Свое Село». Проблем с отправкой требуемых документов здесь не возникло, все понятно, все загружается. Указала для проведения сделки ближайший к дому филиал банка. Сразу после заполнения заявки и загрузки документов пришло предварительное одобрение, через пять рабочих дней по регламенту должны принять окончательное решение. Также нужно было скачать приложение Свое Жилье, чтобы следить за статусом заявки. Онлайн взаимодействие с банком прошло отлично.

Однако через пять дней ничего не произошло. Еще через несколько дней наконец позвонил сотрудник Россельхозбанка, не представилась. Потом я поняла, что это была менеджер из указанного мной филиала. Спросила разрешения запросить доступ к моим доходам через Госуслуги. Такое разрешение я банку через Госуслуги предоставила. Потом она снова перезвонила и спросила, находится ли выбранный мною дом в опорном пункте. Я предложила ей самой проверить, т.к. в заявке у меня все указано. Она попросила меня поискать в интернете список опорных пунктов, найти свой, и потом перезвонить ей, назвала свой добавочный номер. После этого я набрала их горячую линию и спросила у оператора, есть ли указанный мною город в списке опорных пунктов, он подтвердил и удивился, что менеджер меня об этом спросила, т.к. у нее эта информация должна быть. Я перезвонила менеджеру и подтвердила, что этот город входит в список и сделала досадную ошибку, не сохранив ее добавочный номер. Через несколько дней пришло сообщение от банка, что принято окончательное решение об одобрении заявки. В итоге этот этап занял около двух недель.

Дальше нужно было предоставить объект недвижимости. Здесь у меня вышла заминка, т.к. застройщик, у которого я планировала купить квартиру еще не получил разрешение на строительство следующий очереди, а в предыдущей очереди небольших однушек уже не оставалось. Хотя с мая обещал: «Вот-вот получим, скоро, через неделю…» До сих пор не получил, надо заметить.

Зато получил разрешение на строительство поблизости другой застройщик и его дом тоже подходил под сельскую ипотеку. Сразу забронировала квартиру на их сайте, менеджер застройщика со мной быстро связался, составили договор долевого участия, он попросил телефон и почту менеджера Россельхозбанка, чтобы отправить договор. Поскольку я добавочный номер менеджера банка не сохранила, позвонила на их горячую линию, чтобы его узнать. Но мне оператор отказался давать ее номер и соединять с ней, сказав что нужно идти в офис и там все спрашивать.

Мой офис РСХБ функционировал только в рабочие дни с 9.00 до 17.00. Очень «удобно» для работающих клиентов! Пришлось отпрашиваться. Менеджер кое-как нашла мою заявку, потом пошла консультироваться к руководителю, в итоге свои мобильный телефон и почту написала. Уточнила, что звонить нельзя, она не берет трубку, только в WhatsApp писать. Я спросила, мне продолжать работать с заявкой через приложение, или через нее, или можно параллельно делать. Ответила, что нужно выбрать один способ, я выбрала работать с живыми людьми. Наверное, зря!

Полученные контакты переслала представителю застройщику, он скинул мне и менеджеру банка проект договора долевого участия. Я со своей стороны проверила, ответила. На следующий день звонит менеджер застройщика и просит уточнить, получили ли в банке договор и перенаправили ли его для проверки их юристам, т.к. от них никакой реакции. Написала в WhatsApp менеджеру банка, вот ее ответ:

-2

Я конечно в легком шоке от такой манеры общения с клиентом, ну да бог с ним, сообщила застройщику, что договор в работе. Через четыре дня, 26 августа, мне звонит руководитель филиала банка и задает несколько вопросов по заявке и говорит в конце: "Хорошо, тогда передаю ваш договор в центральный офис".

С этого момента никто со мной на связь не выходил. Но я спокойно к этому отнеслась, т.к. менеджер застройщика показал себя ответственным и расторопным, и, в случае чего, со мной бы связался.

Проходит две недели и наступает 10 сентября с новостью о прекращении приема заявок на сельскую ипотеку Россельхозбанком. Через день позвонил менеджер застройщика и сообщил, что мне уже не удастся получить сельскую ипотеку по своей заявке, поскольку договор даже не поступил в Минсельхоз. Дальше он мне высказал все, что думает о сотрудниках филиала, куда я подавала заявку: "Каждые три дня мне звонили из вашего филиала и задавали такие глупые вопросы, что было понятно, что они вообще некомпетентны в этом. Я первый раз сталкиваюсь с такими безграмотными сотрудниками. Они даже договор никуда не отправили." Думаю выражение "испанский стыд" будет тут уместно.

Фото с сайта foxbusiness.com
Фото с сайта foxbusiness.com

Поскольку я уже была готова к подобному исходу, а забронированную квартиру не хотелось упускать, спросила об условиях рассрочки от застройщика. Но это уже тема моей следующей статьи.

А сегодня позвонила руководитель моего офиса РСХБ и грустно сообщила: "Вы наверное знаете, что лимиты на сельскую ипотеку исчерпаны. А у вас ведь все уже готово было. Когда возобновят выдачу, обращайтесь." Поблагодарила ее за звонок и не стала говорить, что завтра подписываю ДДУ с рассрочкой от застройщика.

Добавлю, что перед тем как получать сельскую ипотеку в РСХБ, читала отзывы от тех, кто тоже пытался и дошел до конца. Негатива было очень много и на сроки ответов, и в особенности на дорогущую страховку, которую навязывают в этом банке. Поэтому решила, что все что не делается - к лучшему! Это не тот банк, клиентом которого мне бы хотелось стать.

P.S. С 28.03.25 ужесточили условия для получения Сельской ипотеки. Заемщиками могут стать только работающие в АПК(в том числе ИП) или соцсфере на сельских территориях, участники СВО и их супруги.