Прежде, чем ребенок начнет знакомиться с письменными буквами, он должен быть к этому готов. Что он должен уметь, чтобы знакомство с письменными (курсивными) буквами прошло благополучно?
• Правильно и без напряжения держать карандаш. (Ручку давать пока не обязательно).
• Ориентироваться в пространстве листа и рабочей строки (верх, низ, право, лево, середина).
• Проводить прямые линии разной длины и в разном направлении.
• Рисовать круги и овалы.
• Копировать (срисовывать) простые фигуры (рис. 69).
• Чертить простые узоры непрерывным движением в несколько звеньев.
• Слушать задание и выполнять его.
Ребенок уже может быть знаком с письменными буквами, может знать основные элементы и как сложить из них некоторые буквы. Конструирование букв помогает их воспринимать и запоминать, и это не будет чрезмерной нагрузкой. При этом ребенок может не уметь именно писать буквы в тетради, но его умение конструировать буквы значительно облегчает дальнейшее овладение письмом. И это лучше, чем если ребенок обучен просто писать (правильно или неправильно — не важно).
Как же обучать ребенка письму, чтобы это соответствовало этапам формирования навыка и законам развития мозга, не форсируя, бережно и эффективно?
1. Сперва выделяем общие элементы букв. Зрительные и двигательные элементы букв одинаковые.
2. Конструируем букву из элементов.
3. Правильно называем элементы букв.
4. Четко объясняем, как выполнять движение, когда пишем основные элементы.
5. Учим писать букву по элементам в крупной разлиновке (более 4 мм в высоту).
6. Меньше даем обводить и больше — писать.
7. Соединения в буквах даем единообразные.
Изначально ребенок видит букву целиком, после этого мы разбираем ее на составные части — элементы. Показываем другие буквы, находим общие элементы, ищем различия. Это и есть поэлементный анализ буквы. Элемент рассматривается как часть букв, а не как самостоятельный компонент работы. Ребенок сразу понимает, для чего элемент нужен, а не прописывает сначала строки непонятных закорючек-элементов и только потом соединяет несколько элементов, чтобы получилась буква. Даем ему целостное представление о букве и выделяем элементы для изучения и закрепления способа его выполнения, отработки графического навыка. Например, мы выделяем элемент «овал» и предлагаем найти, в каких буквах он встречается.
На поэлементный анализ нельзя жалеть времени. Конструирование, моделирование букв развивает пространственное мышление, происходит самостоятельный поиск нужного решения, что усиливает компонент осознанности при выполнении действий, позволяет формировать правильный зрительный образ букв.
Какие виды заданий можно использовать?
• Раскрашивать элементы букв разными цветами.
Например, первый элемент одним цветом, второй — другим, а третий — третьим. И в каждой букве этот порядок цветов сохранить.
• Обводить буквы пальцем по элементам. По фактурной или обычной бумаге.
• Складывать разрезные элементы букв из картона (фанеры).
• Собирать лото из элементов букв.
• Работать с магнитным конструктором.
• Лепить элементы букв из пластилина и складывать их в буквы на линованном листе.
• Выкладывать и конструировать буквы из любых подручных материалов (объемные аппликации).
Когда знакомим детей с элементами букв и учим их писать, не надо обозначать элементы метафорически, по принципу сходства: «крючок», «бублик», «гусь», «черпачок» и т. д. Это критически важно именно на первых этапах обучения! Когда элемент усвоится, от сравнений вреда не будет, но вначале обучения их использовать не надо, потому что такая образность только помешает четкому восприятию элемента буквы. Многие педагоги возразят: мол, так дети лучше запоминают. Да, лучше. Но что именно они запоминают?
Конечно, понятный, эмоционально наполненный образ запоминается лучше, чем абстрактный графический элемент. Внешнее сходство с названным образом помогает схватить общие черты письменного элемента, но это совсем не помогает точно передать очертания графического элемента буквы, скорее, даже мешает! Элементы искажаются в сторону рисунка, потому что детям очень трудно найти отличие между контуром рисунка и строгим абстрактным элементом.
Называть элементы сокращенно, упрощенно и образно можно, но после того, как вы убедитесь, что правильный графический образ воспринят, усвоен и коррекция формы не требуется.
После того, как мы научили ребенка видеть элементы, из которых состоит буква, познакомили с их названиями, следующий шаг — объяснить, как выполнять движение, чтобы написать основные элементы.
В 6–7 лет подробно объяснять ребенку и проговаривать программу нужно обязательно, потому что он еще не способен самостоятельно раз работать правильный алгоритм действия. Мозговые структуры до этой задачи функционально не дозрели, но способность концентрировать внимание на словесной инструкции с опорой на показ действия имеется. Последовательность работы такая: А) Взрослый проговаривает алгоритм движений (инструкцию) и выполняет их.
Б) Ребенок повторяет инструкцию, но движения выполняет взрослый, а ребенок ему диктует. Просто, на первом этапе детям трудно и говорить, и делать что-то новое.
В) Ребенок самостоятельно медленно выполняет действия под собственную диктовку по инструкции.
Г) После этого совместно анализируем, что получилось. Смотрим: совпадает ли написанный элемент с образцом, есть ли неточности и как их исправить? Важно фиксировать внимание ребенка на правильных образцах.
Больше информации о том, как выстроить подготовительный процесс обучения письму, ищите в книге Вероники Мазиной «Нейроразвитие детей от 3 до 12 лет: игра, речь, моторика, почерк» (16+), которую можно приобрести по следующим ссылкам:
«Читай-город»
Ozon
Wildberries