Ⅰ Спаситель мира
Эта, долгое время считавшаяся утраченной, картина Леонардо да Винчи в ноябре 2017 г. была продана на аукционе "Кристис" за 450 млн долларов. После этой сделки картина стала самым дорогим живописным произведением, которое когда-либо было продано. Из-за характерных строений черт лица Христа на картине, которые несколько схожи с другой гениальной картиной да Винчи "Джокондой" картину уже успели окрестить "мужской Моной Лизой". Считается, что заказчиком картины является король Франции Людовик ⅩⅡ.
Ⅱ Тайная вечеря
При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: "Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня", как психологический взрыв. Христос - центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола: его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну строну стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигуры на зрителя. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены, за исключением лица Иуды. Его - предателя - Леонардо нарочно усадил спиной к источнику света, и лицо его получилось темным. Это - замысел. Картина - огромной силы, и мы понимаем, почему Леонардо искал решения многочисленных живописных задач, в ней осуществленных, так долго и с таким упорством.
Ⅲ Мона Лиза (Джоконда)
Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Еще первые итальянские биогра“ фы Леонардо да Винчи писали о том, как трепетно сам Леонардо относился к этому полотну, не уклоняясь от работы, как часто бывало с другими картинами, Переезжая во Францию, художник увез картину с собой. Портрет писался долго и был доведен до конца, в противовес утверждениям ‚ Вазари, который говорил о Леонардо, что он не способен окончить ни одну крупную работу. Этот портрет не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо.
Чем объясняется та страсть, которую он вкладывал в эту работу? Нет, конечно, недостатка в романтических объяснениях. Так просто и понятно: Леонардо влюбился в Мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Конечно, это не так. Наоборот, есть ряд фактических и психологических указаний, которые решительно им противоречат. Увлечение Леонардо объясняется другим. Когда он в лице Моны Лизы нашел модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, еще им ме решемных. Он хотел при помощи приемов, уже выра» ботанных и испробованных им в предыдущих работах, особенно при помощи своего знаменитого сфумато, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал до этого: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательном).