«Когда я увидел там красные флаги и звёзды, мне выть захотелось», — так описал свой визит на Братское кладбище главный герой драмы «Я всё помню, Ричард» (1967), вернувшись после многолетних скитаний в родную Ригу. Эту картину, рассказывающую неприглядную правду о латвийских коллаборантах, надолго запретили в республике, хотя Москва дала добро на прокат и в других регионах страны фильм демонстрировали. Причиной, по ряду версий, было то, что прибалты не хотели вспоминать о своём сотрудничестве с нацистами во время войны. А ведь фильм получился действительно правдивым. Без лишнего пафоса и громких обвинений, но спокойно-повествовательный, а потому ещё более страшный. Кинокритик Борис Слуцкий сказал о нём:
«Такой ленты о «годах и судьбах» мы ещё не видели. Авторы фильма копнули там, где ещё никто не копал. В объектив увидено то, на что до сих пор смотрели только в прорезь прицела».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сюжет о трёх молодых парнях, история которых начинается ещё в довоенной Риге, придумал латвийский сценарист Виктор Лоренц. Первый вариант сценария с названием «Родина, прости!» появился ещё в 1955 году, и в его основе были факты из биографии самого Лоренца. Факты, кстати, провокационные. Дело в том, что
в войну будущий писатель, тогда ещё совсем юный, стал членом Латышского легиона СС.
Своих героев Яниса, Ричарда и Зигиса он тоже сделал легионерами, но мобилизованными силой. Впрочем, если Зигис и Янис колеблются и не особо уверены в идеях фашизма, то Ричард — ярый их сторонник, он-то, может, и попал в легион случайно, но явно тут на своём месте.
Сразу стоит оговориться, что Виктор Лоренц после войны отбыл наказание, сумел очистить репутацию и стать уважаемым кинематографистом. Однако дебютный его сценарий дорогу в кино пробивал с трудом. Сразу после публикации сценарий «Родина, прости!» начали экранизировать на Рижской киностудии, но съёмки пришлось прекратить, поскольку казалось, что тема уже вскрыта и достаточно освещена.
Спустя почти 10 лет по инициативе Арвида Пельше, первого секретаря компартии Латвии, съёмки возобновились.
Режиссёром стал Роланд Калныньш, самоучка, начинавший в документальном кино. В отличие от сценариста Виктора Лоренца Роланд Калныньш всегда был сторонником советской власти, и умер он, кстати, совсем недавно, в 2022 году в возрасте 100 (!) лет.
Начинается лента «Я всё помню, Ричард» с той самой сцены на Братском кладбище, где поминают погибших в войне. Это шестидесятые, в Латвии давно мирное время, и сюда приехал Ричард. Он приходит к другу молодости Янису. Янис принял новый порядок, ему комфортно в этой жизни, он скульптор. Здесь же Ричард встречает и возлюбленную Антру, о которой помнил все годы.
Друзьям он рассказывает, что
капитуляцию встретил в русской зоне Германии, попал в Сибирь, потом остался там жить, хорошо заработал, а теперь приехал на родину.
Но все трое, говоря о настоящем, неизменно возвращаются в прошлое.
Фильм построен нелинейно, военные и довоенные сцены чередуются с эпизодами из настоящего. Парни ещё до войны поклялись на том самом Братском кладбище хранить верность своей дружбе и Родине. В войну все трое оказались в добровольческом легионе СС. Романтик и поэт Зигис подспудно, а потом и осознанно понимает, что он на ложном пути, Янис колеблется, а вот у Ричарда никаких сомнений нет. Когда Зигису поручают расстрелять пленного красноармейца (к слову, это латыш, воюющий в Красной армии, что вдвойне злит и фашистов, и легионеров), то Ричард сам делает это за товарища, и не без удовольствия. За такую исполнительность его отправляют в офицерскую школу, а Зигис и Янис остаются на передовой, в районе Волховских болот.
Как-то ночью Зигис принимает решение перейти на сторону красных, но, увы, в спину ему стреляет не вовремя подошедший лейтенант-нацист, и Зигис умирает на руках у Яниса. Сам же Янис войну переживает, и вот теперь, через 20 лет, живёт благополучной жизнью. Он безмерно рад встрече с Ричардом, ведь его считали погибшим. Но Ричард — вовсе не тот человек, за которого поначалу себя выдаёт. Мало того, он раскрывает Янису, что в его кармане лежит паспорт на имя Зигиса, якобы спасшегося, и Янис должен это подтвердить. Но Янис уже и сам понял, что ошибся в друге, и это открытие дорого ему будет стоить.
Интересно, что художественным руководителем картины назначили Владимира Наумова, относительно недавно снявшего фильм «Мир входящему» (1961), тоже о войне, но совсем в ином ракурсе. Не нашла информации, насколько активно Владимир Наумов участвовал в работе, но было бы любопытно это узнать.
На главные роли утвердили Эдуарда Павулса (Ричард), Паула Буткевича (Зигис) и Хария Лиепиньша (Янис), а роль Антры, возлюбленной Ричарда, сыграла Антра Лиедскалныня. Самым неопытным в этой компании был Паул Буткевич, игравший всего лишь вторую роль. И образ ему достался самый лиричный — Зигис был поэтом и так и остался в памяти друзей 18-летним.
А вот к Харию Лиепиньшу были вопросы. Из-за него даже чуть было повторно не сорвались съёмки. И всё потому, что он, как и Виктор Лоренц, тоже состоял в Латышском легионе СС.
После войны его реабилитировали, но факт сотрудничества с нацистами всё же имелся, и когда его публично вскрыли, фильм оказался под угрозой. Но в итоге решено было съёмки всё же продолжать.
В 1966 году работу над картиной завершили и отправили в Москву. Там её приняли благосклонно и в прокат решили выпустить, но неожиданно этому воспротивилось руководство Латвийской ССР. Сформировалось мнение, что фильм «Я всё помню, Ричард» провокационен и вызывает ненужные ассоциации.
В республиканском прокате драма в конце концов появилась, но её быстро сняли, и лишь ничтожное число зрителей её увидело.
Во всесоюзном прокате «Я всё помню, Ричард» шёл гораздо больше и набрал неплохую аудиторию.
Надо сказать, что лента, как и большинство других фильмов, снятых на национальных языках, была профессионально переозвучена на русский. Однако этой версии сейчас нет, и непонятно, что с ней стало. Я смотрела версию, где только один голос, но очень хотелось бы всё-таки посмотреть фильм в профессиональной озвучке и насладиться голосом Валентины Караваевой, которая озвучила Антру. Других героев озвучили не менее маститые исполнители: Владимир Гусев (Зигис), Алексей Консовский (Янис) и Юрий Пузырёв (Ричард). Жаль, что этот вариант пропал.
Несмотря на то что «Я всё помню, Ричард» действительно затрагивал тему непростую и даже в каком-то смысле опасную, критики его оценили высоко, в первую очередь отмечая актёрскую игру. Журнал «Искусство кино» писал:
«Надо сказать, что актёры играют очень хорошо. Никакого наигрыша, крика, истерики в фильме нет. Фильм снят очень ровно. Каждый из его участников работает на картину в целом».
Подводя итог, однозначно могу сказать что ленту «Я всё помню, Ричард» не просто стоит, а надо посмотреть. Её хочется пересказать дословно, потому что много там реплик, над которым стоит задуматься, и особенно сейчас, когда история угрожает повториться.
А вам знаком этот фильм? Как вы считаете, такие неоднозначные исторические эпизоды нужно показывать в кино?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: