Имя оперной певицы Соломии Крушельницкой многие годы было забыто, в том числе и по политическим мотивам. Уроженка Галиции, Соломия много времени и сил посвятила борьбе за её свободу, и это уже в двадцатом веке не всем нравилось. Однако вклад Крушельницкой в развитие мирового оперного искусства сложно переоценить. В итальянской оперной энциклопедии, выпущенной в середине прошлого века, о ней есть такие слова:
«В начале ХХ века на оперной сцене мира царили Карузо, Баттистини, Титто Руффо, Шаляпин. И только одна женщина смогла подняться до их высот и встать вровень с ними. Ею была Соломия Крушельницкая».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Несмотря на то, что войну и несколько следующих лет Соломия провела в СССР, где была педагогом по вокалу, о ней вспоминали нечасто, и даже на Украине её нельзя была назвать известной личностью. Спустя 30 лет после ухода певицы из жизни (это случилось в 1952) украинская писательница Валерия Врублевская написала роман об исполнительнице, а потом предложила режиссёру Олегу Фиалко снять фильм. Как позже говорил режиссёр, Врублевская имела возможность выбрать режиссёра, чем и воспользовалась. Дело в том, что супруг писательницы Виталий Врублевский был помощником первого секретаря ЦК Украины и, естественно, Валерия Врублевская вращалась в высших кругах власти и имела связи. Олег Фиалко был не самым известным и востребованным режиссёром, для него биографическая лента о Соломии Крушельницкой стала лишь четвёртой работой в кино. Картина получила название «Возвращение Баттерфляй». Это отсылка к реальному эпизоду из жизни дивы.
В начале 1904 года итальянский композитор Джакомо Пуччини представил публике оперу «Мадам Баттерфляй», но премьера прошла ужасно, зрители были разочарованы, а сам композитор впал в депрессию. Об этом узнала и Соломия Крушельницкая и начала репетировать партию Баттерфляй. Через несколько месяцев оперу снова показали, партию Баттерфляй пела Крушельницкая. Но этот раз зрители были в восторге, опера моментально вошла в число классических и сегодня её регулярно ставят в театрах по всему миру.
Фактически именно Соломия Крушельницкая вдохнула жизнь и подарила бессмертие «Мадам Баттерфляй».
Валерия Врублевская и Олег Фиалко изначально выбрали нелинейное повествование, то есть эпизоды из жизни певицы чередуются, а открывает фильм и вовсе сцена, где Соломия предстаёт уже пожилой дамой в финале жизни. Но после сюжет переносит в молодость певицы, когда она лишь пытается стать оперной певицей, учась и сопротивляясь давлению общества, которое не приветствовало социально активных женщин (действие происходит в конце 19 века). Соломия меняет педагогов, путешествует, знакомится с разными людьми, обретает поклонников, и не только своего таланта. А ещё пытается сделать певицу из сестры Нуси, не менее одарённой. И это её стремление силой развить талант сестры оборачивается самой большой ошибкой в жизни:
Нуся не видит себя на сцене, она влюбилась и хочет обычной спокойной жизни с мужем и детьми. Соломия жесткого разрушает отношения Нуси, и это дорого обходится обеим: Нуся теряет разум, а Соломия вынуждена всю оставшуюся жизнь следить за сестрой.
Исполнительницу роли Соломии режиссёр искал очень долго, но в итоге нашёл, как нередко бывает, случайно: он просто увидел фотографию безвестной ленинградской актрисы. Это была Елена Сафонова, лишь недавно окончившая ЛГИТМиК. Елена Сафонова выросла в кинематографической семье, её отец — Всеволод Сафонов, один из любимейших советских актёров. В детстве Елена запросто общалась со знаменитостями кино и, казалось, ей на роду написано продолжить династию. К тому же первую роль она получила ещё десятиклассницей: в 1974 году её пригласила режиссёр Аида Манасарова в драму «Ищу мою судьбу». Однако ни с учёбой, ни к кино у Елены долго не складывалось, и первую главную роль она сыграла как раз в «Возвращении Баттерфляй», спустя восемь лет после дебюта (напомню, что отец актрисы — знаменитость всесоюзного масштаба. И он ничуть даже не попытался протолкнут её на экран). Не хочется тут бубнить подобно старой сплетнице, но всё же не могу не сравнить эту историю с взлётами сегодняшних наследников некоторых недо/полузвёзд российского кино.
Интересный факт. В фильме много говорят на итальянском языке. Единственная участница группы, которая сделала это сама, — Елена Сафонова.
Она окончила языковую школу, прекрасно говорила на французском, и освоить язык той же языковой группы ей было несложно.
Остальным актёрам потребовалась переозвучка.
Роль пожилой Соломии сыграла Антра Лиедскалнын, актриса из Латвии, в роли несчастной Нуси Галина Золотарёва (в молодости) и Галина Ивашёва (в старости).
Мужские роли получили главные украинские актёры.
Брата Соломии и Нуси Антона сыграл Иван Миколайчук, в роли терпеливого жениха Соломии, так её и не дождавшегося, — Иван Гаврилюк,
в роли писателя Василия Стефаника, с которым Соломия была близко знакома, — Григорий Гладий.
Небольшие роли достались Эрнсту Романову (первый педагог Крушельницкой),
Льву Перфилову (доктор), Станиславу Говорухину (писатель Михаил Павлык, влюблённый в Соломию), которого, кстати, переозвучили, и, как мне кажется, не слишком удачно.
Ну и, конечно, невозможно обойти вниманием ещё одну участницу фильма, которая много вложила в создание образа Соломии Крушельницкой. Это певица, исполнившая все оперные партии за кадром, Гизелла Ципола. По любопытному совпадению, дебютом Гизеллы на оперной сцене была именно партия Баттерфляй, а позднее она стала одной из лучших её исполнительниц, получив признание во всём мире.
Съёмки «Возвращения Баттерфляй» прошли в нескольких республиках, поскольку самой Крушельницкой пришлось пожить и на Украине, и в Польше, и в Италии.
Европу традиционно изображала Прибалтика, часть эпизодов сняли в Риге, другие — в Юрмале. А вот итальянскую природу снимали уже в Азербайджане:
именно там климат и растительность похожи на средиземноморские. Спустя годы Олег Фиалко рассказывал, что когда ленту смотрели его итальянские коллеги, они не смогли понять, что это вовсе не Италия.
В прокат «Возвращение Баттерфляй» вышло летом 1984 года и привлёк внимание не столько зрителей, сколько критиков. Почти единогласно они хвалили главную актрису Елену Сафонову. Рецензия в журнале «Советский экран» отмечала:
«Отрадно, что состоявшийся в картине «Возвращение Баттерфляй» дебют Елены Сафоновой открыл многообещающую актрису, сумевшую убедительно воплотить столь непростой образ Соломеи Крушельницкой в расцвете её таланта, на взлёте её славы».
Добавлю, что для Елены Сафоновой это был, строго говоря, не дебют, а уже шестая роль в кино. Но все предыдущие были так блёклы и малозаметны, что почти не остались в памяти.
Ну и в финале ещё один интересный факт. В начале фильма Соломия говорит, что она много читает и вот недавно окончила чтение биографии Софьи Ковалевской. В следующем году Елене Сафоновой предложат роль Софьи Ковалевской в одноимённой ленте. Занятное предсказание.
Завершая наконец-то текст, озвучу мысль, высказанную в кадре профессором Высоцким, педагогом Соломии: «Наиболее распространённое заблуждение, что талантливым помогают. Но выживает как раз посредственность». Согласны?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: