Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Оперная дива довела сестру до помутнения рассудка

Имя оперной певицы Соломии Крушельницкой многие годы было забыто, в том числе и по политическим мотивам. Уроженка Галиции, Соломия много времени и сил посвятила борьбе за её свободу, и это уже в двадцатом веке не всем нравилось. Однако вклад Крушельницкой в развитие мирового оперного искусства сложно переоценить. В итальянской оперной энциклопедии, выпущенной в середине прошлого века, о ней есть такие слова:

«В начале ХХ века на оперной сцене мира царили Карузо, Баттистини, Титто Руффо, Шаляпин. И только одна женщина смогла подняться до их высот и встать вровень с ними. Ею была Соломия Крушельницкая».
Кадр из фильма «Возвращение Баттерфляй»
Кадр из фильма «Возвращение Баттерфляй»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Несмотря на то, что войну и несколько следующих лет Соломия провела в СССР, где была педагогом по вокалу, о ней вспоминали нечасто, и даже на Украине её нельзя была назвать известной личностью. Спустя 30 лет после ухода певицы из жизни (это случилось в 1952) украинская писательница Валерия Врублевская написала роман об исполнительнице, а потом предложила режиссёру Олегу Фиалко снять фильм. Как позже говорил режиссёр, Врублевская имела возможность выбрать режиссёра, чем и воспользовалась. Дело в том, что супруг писательницы Виталий Врублевский был помощником первого секретаря ЦК Украины и, естественно, Валерия Врублевская вращалась в высших кругах власти и имела связи. Олег Фиалко был не самым известным и востребованным режиссёром, для него биографическая лента о Соломии Крушельницкой стала лишь четвёртой работой в кино. Картина получила название «Возвращение Баттерфляй». Это отсылка к реальному эпизоду из жизни дивы.

В начале 1904 года итальянский композитор Джакомо Пуччини представил публике оперу «Мадам Баттерфляй», но премьера прошла ужасно, зрители были разочарованы, а сам композитор впал в депрессию. Об этом узнала и Соломия Крушельницкая и начала репетировать партию Баттерфляй. Через несколько месяцев оперу снова показали, партию Баттерфляй пела Крушельницкая. Но этот раз зрители были в восторге, опера моментально вошла в число классических и сегодня её регулярно ставят в театрах по всему миру.

Фактически именно Соломия Крушельницкая вдохнула жизнь и подарила бессмертие «Мадам Баттерфляй».

Валерия Врублевская и Олег Фиалко изначально выбрали нелинейное повествование, то есть эпизоды из жизни певицы чередуются, а открывает фильм и вовсе сцена, где Соломия предстаёт уже пожилой дамой в финале жизни. Но после сюжет переносит в молодость певицы, когда она лишь пытается стать оперной певицей, учась и сопротивляясь давлению общества, которое не приветствовало социально активных женщин (действие происходит в конце 19 века). Соломия меняет педагогов, путешествует, знакомится с разными людьми, обретает поклонников, и не только своего таланта. А ещё пытается сделать певицу из сестры Нуси, не менее одарённой. И это её стремление силой развить талант сестры оборачивается самой большой ошибкой в жизни:

Нуся не видит себя на сцене, она влюбилась и хочет обычной спокойной жизни с мужем и детьми. Соломия жесткого разрушает отношения Нуси, и это дорого обходится обеим: Нуся теряет разум, а Соломия вынуждена всю оставшуюся жизнь следить за сестрой.

Исполнительницу роли Соломии режиссёр искал очень долго, но в итоге нашёл, как нередко бывает, случайно: он просто увидел фотографию безвестной ленинградской актрисы. Это была Елена Сафонова, лишь недавно окончившая ЛГИТМиК. Елена Сафонова выросла в кинематографической семье, её отец Всеволод Сафонов, один из любимейших советских актёров. В детстве Елена запросто общалась со знаменитостями кино и, казалось, ей на роду написано продолжить династию. К тому же первую роль она получила ещё десятиклассницей: в 1974 году её пригласила режиссёр Аида Манасарова в драму «Ищу мою судьбу». Однако ни с учёбой, ни к кино у Елены долго не складывалось, и первую главную роль она сыграла как раз в «Возвращении Баттерфляй», спустя восемь лет после дебюта (напомню, что отец актрисы — знаменитость всесоюзного масштаба. И он ничуть даже не попытался протолкнут её на экран). Не хочется тут бубнить подобно старой сплетнице, но всё же не могу не сравнить эту историю с взлётами сегодняшних наследников некоторых недо/полузвёзд российского кино.

Интересный факт. В фильме много говорят на итальянском языке. Единственная участница группы, которая сделала это сама, — Елена Сафонова.

Она окончила языковую школу, прекрасно говорила на французском, и освоить язык той же языковой группы ей было несложно.

Остальным актёрам потребовалась переозвучка.

Роль пожилой Соломии сыграла Антра Лиедскалнын, актриса из Латвии, в роли несчастной Нуси Галина Золотарёва (в молодости) и Галина Ивашёва (в старости).

Кадр из фильма. Галина Золотарёва
Кадр из фильма. Галина Золотарёва

Мужские роли получили главные украинские актёры.

Кадр из фильма. Иван Миколайчук
Кадр из фильма. Иван Миколайчук

Брата Соломии и Нуси Антона сыграл Иван Миколайчук, в роли терпеливого жениха Соломии, так её и не дождавшегося, — Иван Гаврилюк,

Кадр из фильма. Иван Гаврилюк
Кадр из фильма. Иван Гаврилюк

в роли писателя Василия Стефаника, с которым Соломия была близко знакома, — Григорий Гладий.

Кадр из фильма. Григорий Гладий
Кадр из фильма. Григорий Гладий

Небольшие роли достались Эрнсту Романову (первый педагог Крушельницкой),

Кадр из фильма. Эрнст Романов
Кадр из фильма. Эрнст Романов

Льву Перфилову (доктор), Станиславу Говорухину (писатель Михаил Павлык, влюблённый в Соломию), которого, кстати, переозвучили, и, как мне кажется, не слишком удачно.

Кадр из фильма. Станислав Говорухин
Кадр из фильма. Станислав Говорухин

Ну и, конечно, невозможно обойти вниманием ещё одну участницу фильма, которая много вложила в создание образа Соломии Крушельницкой. Это певица, исполнившая все оперные партии за кадром, Гизелла Ципола. По любопытному совпадению, дебютом Гизеллы на оперной сцене была именно партия Баттерфляй, а позднее она стала одной из лучших её исполнительниц, получив признание во всём мире.

А это Гизелла Ципола. В кадре она ни разу не появилась, но, думаю, без неё в обзоре фильма обойтись нельзя
А это Гизелла Ципола. В кадре она ни разу не появилась, но, думаю, без неё в обзоре фильма обойтись нельзя

Съёмки «Возвращения Баттерфляй» прошли в нескольких республиках, поскольку самой Крушельницкой пришлось пожить и на Украине, и в Польше, и в Италии.

Европу традиционно изображала Прибалтика, часть эпизодов сняли в Риге, другие — в Юрмале. А вот итальянскую природу снимали уже в Азербайджане:

именно там климат и растительность похожи на средиземноморские. Спустя годы Олег Фиалко рассказывал, что когда ленту смотрели его итальянские коллеги, они не смогли понять, что это вовсе не Италия.

Кадр из фильма. Елена Сафонова
Кадр из фильма. Елена Сафонова

В прокат «Возвращение Баттерфляй» вышло летом 1984 года и привлёк внимание не столько зрителей, сколько критиков. Почти единогласно они хвалили главную актрису Елену Сафонову. Рецензия в журнале «Советский экран» отмечала:

«Отрадно, что состоявшийся в картине «Возвращение Баттерфляй» дебют Елены Сафоновой открыл многообещающую актрису, сумевшую убедительно воплотить столь непростой образ Соломеи Крушельницкой в расцвете её таланта, на взлёте её славы».

Добавлю, что для Елены Сафоновой это был, строго говоря, не дебют, а уже шестая роль в кино. Но все предыдущие были так блёклы и малозаметны, что почти не остались в памяти.

Ну и в финале ещё один интересный факт. В начале фильма Соломия говорит, что она много читает и вот недавно окончила чтение биографии Софьи Ковалевской. В следующем году Елене Сафоновой предложат роль Софьи Ковалевской в одноимённой ленте. Занятное предсказание.

Кадр из фильма. Елена Сафонова
Кадр из фильма. Елена Сафонова

Завершая наконец-то текст, озвучу мысль, высказанную в кадре профессором Высоцким, педагогом Соломии: «Наиболее распространённое заблуждение, что талантливым помогают. Но выживает как раз посредственность». Согласны?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: