Картина «Гори, гори, моя звезда» (1969) стала для режиссёра Александра Митты возможностью объясниться в любви художнику Марку Шагалу. Художника тогда в СССР не жаловали, поэтому и напрямую говорит о нём с экрана было нельзя.
Митта долгие годы даже не рассказывал, что фильм посвящён Шагалу, и раскрыл эту тайну лишь со временем.
А на съёмки его сподвигли рассуждения, что было бы с Шагалом, останься он в Советской России.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Задумывался фильм как кино для детей и подростков. Александр Митта к концу шестидесятых уже заработал репутацию режиссёра как раз таких картин: на его счету были уже истории для школьников «Друг мой, Колька!» (1961 и «Звонят, откройте дверь» (1965).
Кроме того,
предполагалось, что в центре сюжета будет один значительный объёмный персонаж, который будет присутствовать практически во всех сценах.
Но довольно быстро стало понятно, что центральный герой оказывается доминирующим настолько, что лента превращается в монофильм. Тогда одного героя превратили в троих (режиссёр, кстати, рассказывал, что такое решение ему пришло во сне).
Три героя, Владимир, Фёдор и Паша, фактически представляли три грани творческого человека: желание популяризировать искусство, желание беспрерывно творить и желание всё-таки получать прибыль от работы.
В результате такого подхода картина приобрела чуть более гротескное настроение, поэтому всерьёз заинтересовала и взрослую аудиторию.
Александр Митта, в целом разработавший сюжет, сценарий самостоятельно писать не решился отправился за помощью к знаменитому дуэту — Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Драматурги сделали историю ярче, прописав характеры персонажей, а ещё ввели романтическую линию между Владимиром и его ученицей. После этого фильм с названием «Комедия об Искремасе» запустили на киностудии.
На главные роли Александр Митта планировал взять Ролана Быкова (Владимир), Юрия Никулина (Фёдор) и Евгения Евстигнеева (Паша). Быкова, с которым режиссёр поладил на съёмках мелодрамы «Звонят, откройте дверь», утвердили без особых проблем, он начал сниматься. Но подход актёра к роли решительно не понравился Александру Митте. В интервью он пояснил, что
Ролан Быков слишком много трагизма вкладывал в персонажа, играл настоящую драму, ежесекундно демонстрируя, что Владимир Искремас — герой обречённый. Режиссёр же видел Владимира человеком жизнерадостным, жизнелюбивым, мечтательным, но деятельным,
так что депрессивность Быкова была тут явно ни к чему. Через несколько дней Митта снял Ролана Быкова и заменил его на Олега Табакова.
А вот от Юрия Никулина отказались почти сразу. Но причиной оказались не разногласия между артистом и режиссёром, а его напряжённый цирковой график: Никулин задержался в гастрольном туре, так что вовремя прибыть на съёмки не смог. Роль Фёдора перешла к Олегу Ефремову.
Что касается Евгения Евстигнеева, то он согласился сниматься, но при условии, что сыграет главную роль. Но Митта его не видел в центре, а планировал дать ему роль торговца от искусства Пашки. От этого образа артист отказался, тогда на съёмки позвали Евгения Леонова.
Юную сподвижницу Искремаса, влюблённую в него и готовую идти за ним куда угодно, сыграла Елена Проклова. 15-летняя актриса была открытием Александра Митты, именно
в его фильме «Звонят, откройте дверь» она дебютировала несколько лет назад и моментально стала любимицей зрителей.
И, по словам самой артистки, как раз на вторых съёмках у Митты, окружённая знаменитостями и настоящими талантами, она окончательно приняла решение стать актрисой.
А ещё Александр Митта сделал любопытный ход, пригласив на эпизодические роли своих коллег и приятелей. Трёх белогвардейских офицеров сыграли уже опытные и знаменитые тогда режиссёры Марлен Хуциев, Константин Воинов и Владимир Наумов.
Офицеры должны были символизировать образованную интеллигенцию, высшее сословие, аристократию, не лишённую снобизма.
И именитые режиссёры тут пришлось очень кстати.
Съёмки всем участникам дались легко, поэтому казалось, что и жизнь у картины будет счастливая. Но
лента с названием «Комедия об Искремасе» цензорам не понравилась. Её сначала задвинули в дальний угол, потом всё-таки решили выпустили, но обязали режиссёра название изменить.
Слово «Искремас» (что вообще-то означало «Искусство — революционным массам») чиновники сочли неблагозвучным, тогда Александр Митта предложил в качестве названия первую строчку известного романса, звучащего в фильме. Так и появился фильм «Гори, гори, моя звезда».
А вы поняли, что за образом неунывающего агитатора-просветителя Искремаса прячется образ Марка Шагала?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: