Дуэт Александра Алова и Владимира Наумова подарил нам множество интереснейших работ. В числе первых был их фильмов была лента про войну «Мир входящему», которую режиссёры начали снимать в 1960. Сценарий они написали сами с помощью драматурга Леонида Зорина, а на главную роль пригласили Александра Демьяненко. Кстати,
открыли Демьяненко для зрителей именно Алов и Наумов, а вовсе не Гайдай:
в 1958 году они снимали свой третий фильм «Ветер», где как раз и дебютировал Александр, причём сразу в одной из главных ролей. В «Мире входящему» Демьяненко сыграл совсем зелёного лейтенанта, попадающего на фронт буквально за пару дней до победы.
Жанр роуд-мови в шестидесятые вряд ли существовал, но «Мир входящему» - это и есть дорожная история. Советские солдаты должны доставить в госпиталь онемевшего после контузии товарища, а дорогу знает немецкая женщина, которой вот-вот подойдёт срок родить. Роль контуженного невероятно сыграл Виктор Авдюшко. Ему не пришлось говорить в ленте, поэтому вся его роль – это эмоции, мимика и, конечно, глаза. В фильмографии актёра этот образ один из самых мощных, да и вообще в советском кино обречённый на молчание герой Авдюшко оставил след.
Сыграть молчание, звучащее громче криков, - всё-таки феноменальное мастерство.
Несмотря на то, что в фильме речь идёт о войне, пусть даже и о её финале, никаких ужасов на экране нет.
Настоящая война показана только в хронике, потому что режиссёры намерено отказались от сцен боёв, да это и не входило в их задачу.
Герой Александра Демьяненко поначалу сожалеет, что на его долю не выпало сражений с фрицами, но к концу фильма осознаёт, что ему по-настоящему повезло. И не в последнюю очередь благодаря смерти товарища, нелепой смерти человека, прошедшего через всю войну, жизнерадостного, смешливого, расторопного, рукастого, жизнь которого унесла шальная пуля буквально в последние минуты войны. Его сыграл Станислав Хитров, умевший замечательно перевоплощаться в таких компанейских мужчин, поднимающих настроение даже в самой неприятной ситуации.
Отдельно нужно отметить двух советских актёров, которые здесь сыграли иностранцев. Андрей Файт стал сербом, а вот Николай Гринько – американцем. Гринько так здорово вписался в образ, что многие даже не верили, что это не американский артист, а советский. Его и в самом деле узнать довольно сложно: в фильме Гринько ещё относительно молод, а популярность и широкая известность к нему пришли уже в возрасте зрелом.
Ещё довольно любопытен факт, что очень много дорожных эпизодов снимали на «Мосфильме». На студии построили декорации, изображающие разбитую дорогу, весеннюю, слякотную, местами труднопроходимую. И довольно сложно понять, какие сцены сняли действительно на дороге, а какие – в павильоне.
«Мир входящему» сложно назвать лентой динамичной, это, скорей, рассудительное повествование. Снимая ленту, Алов и Наумов говорили, что намерены рассказать о «гуманизме Советской Армии-освободительницы, о замечательном советском характере и великодушии». Во многом это так и есть, но
не исключено, что изначально режиссёрский тандем задумывал историю-притчу, какой, собственно, и получился «Мир входящему».
Это фильм не о войне, а о людях войны, о том, как складываются отношения между ними, о том, что смерть одного человека порой трагичней, чем смерть тысяч. Как, впрочем, и рождение, ведь в финале фильма у той самой беременной фрау появляется в советском госпитале малыш. И входящего в жизнь ребёнка встречает долгожданный мир.
А какое впечатление «Мир входящему» произвёл на вас?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296