Найти в Дзене
AUTOMPS

«Готовиться нужно к худшему»: на сколько подорожают автомобили после повышения утильсбора 1 октября?

Оглавление

От повышения утилизационного сбора с октября очень сильно пострадают электрокары: если с 1 октября 2024 года размер сбора для электромобилей и гибридов составит 32 600 рублей, то к 2030 году размер утильсбора намерены повысить до 1 172 400 рублей — это рост почти в 36 (!) раз
От повышения утилизационного сбора с октября очень сильно пострадают электрокары: если с 1 октября 2024 года размер сбора для электромобилей и гибридов составит 32 600 рублей, то к 2030 году размер утильсбора намерены повысить до 1 172 400 рублей — это рост почти в 36 (!) раз

С 1 октября в России вводится поэтапное повышение утилизационного сбора на автомобили — вплоть до 2030 года. Подробнее о новых коэффициентах можно узнать из другого нашего материала, а пока нас интересует, каким же образом скажется рост «утиля» на ценах на машины.

Цены вырастут — но на сколько?

В этой связи любопытно обратиться к мнению, которое высказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Belgee X50 производится в Белоруссии.
Belgee X50 производится в Белоруссии.

Естественно, увеличение утилизационного сбора скажется на автомобилях всех автокомпаний из Поднебесной, у кого не локализовано производство в России. Соответственно, не должны вырасти цены на модели марки Haval, выпускающиеся на российском заводе в Тульской области, а также на автомобили Geely: компания, как мы помним, выпускает свои автомобили под маркой «БелДжи», производство локализовано в Беларуси.

Другие же автокомпании будут вынуждены поднимать цены на свои автомобили, причём значительно. Вице-президент НАС даёт подорожанию такую оценку:

Удар по авторынку будет нанесен сильнейший. Мы прекрасно понимаем, что 300 тыс. дополнительных рублей на ходовые китайские машины — это минимум 10–20% их стоимости.

Если обратиться к оценкам, которые даёт исполнительный директор РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») Игорь Чиркин, то, по мнению эксперта, цены в ближайшее время вырастут минимум на 10%, причём это произойдёт из-за совокупности факторов.

Не только «утиль»

Не только повышение утилизационного сбора «добьёт» российский авторынок.
Не только повышение утилизационного сбора «добьёт» российский авторынок.

К таким факторам Чиркин относит не только стремительное повышение утилизационного сбора, но и, например, пресловутый «ключ» (ключевая ставка), которая минувшим летом выросла до 18%, а также трудности с проведением платежей между российскими и китайскими банками вследствие усиления санкционного давления на банковскую сферу.

Сами же дилеры также говорят о росте цен на новые машины до конца текущего года минимум на 10% и рекомендуют приобретать автомобиль до начала октября. Однако «всё бросать» и бежать за новой машиной не стоит: понятно, что дилерам такой ажиотаж и раскрутка мнения о скором резком подорожании автомобилей на руку: больше продашь — больше заработаешь, и вдвойне здорово, если это случится за короткий период и в массовом порядке.

Погранпереходы как отражение ситуации

В Благовещенске и Забайкальске на границе с КНР сейчас хуже всего…
В Благовещенске и Забайкальске на границе с КНР сейчас хуже всего…

Что любопытно, этот самый «ажиотаж» уже можно увидеть наглядно на примере того, что происходит на границе России и Китая. Ведь буквально в эти дни на погранпереходах возник настоящий «транспортный коллапс»: резко вырос поток товаров, ввозимых в РФ из соседнего Китая, и главным образом речь идёт об автомобилях.

Многокилометровые очереди из транспортных средств из КНР, которые везут в РФ, возникли в эти дни на российско-китайской границе. Вместо стандартного срока процедуры пересечения границы в 1-2 суток, теперь весь процесс растянулся аж до 7-10 дней, говорят представители логистических компаний, участвующих в перевозках машин из Поднебесной.

Эксперты отрасли сходятся во мнении, что происходящее стоит объяснять именно грядущим повышением утилизационного сбора: дилеры ринулись ввезти в РФ максимально возможное кол-во автомобилей из Китая до 1 октября, соответственно, поток транспортных средств из Поднебесной в Россию резко вырос, погранпереходы не справляются с таким наплывом «китайцев», в результате образуются те самые многокилометровые очереди на границе, о которых мы писали в начале.

Цены вырастут? «Не, не слышали»

Замминистра Колесников: [повышение утилизационного сбора] не повлияет на стоимость автомобилей, но при этом поддержит отечественный рынок (?)
Замминистра Колесников: [повышение утилизационного сбора] не повлияет на стоимость автомобилей, но при этом поддержит отечественный рынок (?)

И тут так и хочется вспомнить слова заместителя министра экономического развития РФ Максима Колесникова, который на полях Петербургского международного экономического форума 2024 (ПМЭФ-2024, проходил в Санкт-Петербурге с 5 по 8 июня), выступая на одной из конференций, говорил о том, что корректировка размера утилизационного сбора не повлияет на стоимость автомобилей, но при этом поддержит отечественный рынок:

Когда мы делали предварительную оценку влияния на стоимость и прочее, мы небезосновательно предполагали, что на самом деле на цены это не повлияет. Потому что наши иностранные импортёры очень сильно поддерживают своих производителей в выводе их продукции на наш рынок. Мы понимаем, что даже при прошлой корректировке цены на определённые категории импортных машин практически не изменились.

Проще говоря, Замминистра утверждал, что цены на новые автомобили повышаться не будут, поскольку "российским автопроизводителям утильсбор компенсируют в полном объёме".

По всей видимости, мнение замминистра не убедило российских покупателей в обратном, и все, как уже говорилось, ринулись покупать машины в ожидании резкого роста ставок утилизационного сбора; достаточно вспомнить, что происходило с российским рынком в последний месяц лета текущего года, и всё становится понятно: стремительное увеличение спроса на новые автомобили вызвано именно ожиданиями потребителей относительно удорожания машин по наступлении «дня икс» — 1 октября.

А Вы готовы пересесть всей семьёй на «Буханку»?
А Вы готовы пересесть всей семьёй на «Буханку»?

Разумеется, какие конкретно, в цифрах, произойдут изменения в ценах на автомобили на российском рынке, мы узнаем уже только в начале октября, но факт остаётся фактом: то, что цены вырастут — это сто процентов. И говорят об этом не какие-то там «диванные эксперты», и надо иметь это в виду. Готовимся, значит [к худшему].

Материал от «5 Колесо»

Друзья, не забудьте подписаться на наш канал в Telegram: здесь мы даём ещё больше актуальных, интересных и достоверных новостей автомобильного мира, делимся свежими видеообзорами и тест-драйвами новинок авторынка, а также рассказываем о текущей ситуации в автопроме - внутри Страны и глобально :) Заходите, знакомьтесь, будем вместе, - мы постараемся Вас не подвести. Всем удачи, обнимаем))) #MPS

Citroën C5 Aircross - из Калуги?)
Citroën C5 Aircross - из Калуги?)