Наверное, в какие-то особые минуты каждый живущий соизмеряет с достижениями человечества свою единственную неповторимую жизнь. Охватывает мыслью века до своего рождения, прикидывает перспективу своего маленького дела после собственного ухода. Хорошо, если дело есть…
Хорошо, если дело помнит, что Россию в её духовных и географических просторах мы получили от достойнейших предков, которые упорно шли на Восток…
Форпост, церковь, изба-читальня, школа, порт … Постепенно вырастал Владивосток, в котором рождались поэты. На тихоокеанское побережье России приходила русская культура.
Сегодня мир меняется стремительно, за промежутки времени, сравнимые с жизнью одного поколения. Меняются и люди. Вчера – советский, сегодня – заграничный, всечеловек, с новым взглядом на Родину. Усердно переводит для нас англоязычную (иногда хорошую ) литературу, поругивая русское «чтиво» и русское вообще... Вчера – комсомолец, коллективист, сегодня – апологет частной собственности, возведённой в ранг святая святых. Вчера – скромный читатель, сегодня – автор самиздата, блогер, раздающий друзьям и знакомым свои «вирши»… И против Церкви Русской, русских традиций начал роптать. И друзей поменял…
Тем значительней становится сегодня феномен литературной студии «Паруса» во Владивостоке, духовно замешанной в шестидесятых годах прошлого века и со сменой времен не меняющей своих традиций. Можно сказать – студия из прошлого. Но люди в ней – с генотипом будущего.
Хотя найдутся земляки, которые так не думают. Не понимают этого. А, может, не хотят понимать. Не проявляют к студии интереса или просто не замечают, но, в силу профессии, должны бы.
Думаю, отчасти это связано с человеческой природой. Человек не готов поверить в «свет» своего современника. Современник имеет не образ – облик. Например, хрипловат, вспыльчив, иногда – кулаком по столу… Его лицо ещё как бы не в фокусе, как на экране монитора случается – распадается на пиксели… О современниках рефлексируют. Над ушедшими склоняются – порой, случайные строки, неровные, на обрывках жёлтой бумаги, становятся письменами. Словом, как всегда – видеть, любить тех, кто рядом, умеют не все.
Нынче модно представляться «свободными». Долго приучали. Но, освобождая от стереотипов мышления, освободили от самого мышления. Свобода от знаний, от тягот памяти, от духовного напряжения, от ответственности за сказанное породила чудовище – безнациональное, безродное, безыдейное. Выведен психотип человека всеядного, всемирного, гедониста, мнящего себя человеком Земли по факту рождения на Земле, по доступу к Интернет-ресурсам (а никак не по факту своих достижений хоть какой-нибудь значимости).
Между тем, по прогнозам аналитиков процессов глобализации, уже через несколько ближайших десятилетий из 3000-6000 языков на планете - 90% должны исчезнуть! Лишь один-два станут главенствовать. Устоит ли русский язык в этой битве языков? Выводы аналитиков кажутся странными. Ведь в России язык и народ – синонимы, существуют веками, поддерживаются государством. Кажется, пока есть Россия – будут её языки и народы…
Но сегодня в опасности сама Россия. А русский язык – броня культурно-исторической памяти всех населяющих её народов – нуждается в нашей защите. Как ни парадоксально – от нас самих. Нерадивых, не способных овладеть им во всем его богатстве и красоте, потакающих и даже способствующих его оскудению.
В силу определённых влияний в культурной жизни Владивостока здесь произошла духовная стратификация. Мировоззренчески нас разметало по разным культурным площадкам, литературным изданиям, телевизионным каналам, интернет-сообществам. Хотя в эволюционной перспективе сойдём в близкие слои одного исторического пласта. Дай Бог, разобраться потомкам, чем жили их далёкие предшественники. Непростая задача. Ведь даже нам, ныне живущим, многое не понять про день сегодняшний и даже про то, что рядом, «близ есть…»…
Трудно понять, почему, когда литературная студия «Паруса» готовила письмо от культурной общественности Владивостока в защиту Дома-музея Павла Васильева, нашёлся человек, который это письмо не подписал: директор краевой Приморской публичной библиотеки имени Горького, уважаемый Александр Брюханов. Почему же, с нежностью поднимая из архивов библиотеки имена достойных местных российских авторов Туркина, Кашеиды, Можаева и других, он не замечает явления евразийского масштаба – поэта Павла Васильева, судьбой и творчеством породнённого с нашим городом?
Не понять и того, почему «Дни славянской письменности и культуры» администрация Владивостока стала отмечать всего десяток лет назад, объявив себя первым организатором этого праздника, игнорируя девять книг-отчётов о «Днях…» в форме автопробега, написанных задолго до этого множеством самых разных авторов-участников, большинство из которых – члены литературной студии «Паруса».
Как объяснить тот факт, что приморское телевидение многократно отказывалось освещать праздник до 2014 года и ежегодно освещает теперь, когда он «спущен сверху», вменён в планы работы администрации, вышел на экраны центральных каналов?
Люди – те же, поступки – новые. Невольно возникает вопрос – что эти люди думают на самом деле?
Вопрос о нравственности и духовности – не риторика, это главный вопрос будущего. Сегодня он маскируется экономическими нуждами, которые якобы оправдывают те или иные наши поступки. Но материальная, экономическая заземлённость душ свойственна далеко не всем. И уж точно не тем, кто тянется к книге, слову, творчеству, кто снова и снова возвращается в студию «Паруса». «Не хлебом единым…» – вот основа нашей ментальности. «Трудно быть Богом» – яркое название для фильма. «Трудно быть Человеком» – актуальная тема для повседневности. Эта тема не сходит с повестки дня «Парусов» даже при обсуждении самых земных вопросов. Быть и оставаться активным в творческой жизни студии, включая минувшие трудные девяностые, находить время для общения с друзьями-единомышленниками и место в сердце – это не просто. Это позиция.
Каждый год вливается в жизнь пишущий молодняк, жаждущий заявить о себе. Сегодня сочинителей не просто много, сверхмного. Потому что писать, считает нынче бойкая молодежь, это вроде как и не труд вовсе. Клавиатура, монитор… «Стихи.ру» и ты – «Поэт 21 века». Звание щедро раздает орда пользователей… Самолюбивое «Я» «торчит» из молодых, не очень молодых и даже совсем немолодых авторов, которым время позволило не знать, не сомневаться, не уважать предшественников. Уверенность в личной безграничной свободе вживлена в массовое сознание и, не будучи укорененной в истинной Культуре, минуя Культуру образования и Культуру чтения, Культуру мысли порождает масс-, поп-, субкультуру графомании и непрофессионализма, которая самоопыляется и самовоспроизводится, агрессивно воспринимая любого, кто вдруг говорит: «Ан нет, ребята, не ходили бы вы в эту сторону…».
Беда ещё в том, что порой даже люди профессионально достойные, теряют ощущение «планки» и начинают если не потакать, то и не препятствовать сему явлению, считая такое отношение некой добродетелью. Студия «Паруса» видела разных соискателей славы. «Галереи поэтов», «Литературные созвездия», «Литературные россыпи», «Поэтические фестивали», «Творческие круги»… являли нам подобных «гениев».
Кто-то в итоге хлопал дверью. Кто-то кричал: «Вы мне завидуете!», кто-то уходил молча, больше не возвращаясь.
Есть люди, которым поэтов в стране маловато:
А море – это кладезь для поэзии,
И звёзды там – из чистого кристалла.
Но ходят в море люди, как по лезвию.
Жаль, капитанов много, а поэтов мало…
Так считает гость «Кают-компании», созданной при морском университете после «отплытия» в иную гавань «Парусов», капитан дальнего плавания, член Союза писателей России Игорь Казанцев. Посмею не согласиться. Думаю, если в стране не родится больше ни одного поэта – тех, что уже есть у России, вполне достаточно. Родился бы на нашей земле умный и чуткий читатель.
Однажды разбору творчества 39 «поэтов» объединения «Исправляй» я отдала немало времени. Надеялась: вдруг в последней подборке окажутся те самые строки, ради которых терпела все остальные. Но нет. Пришлось конкурс «зарубить». Руководитель объединения Денис Штаев на студию пришёл. Отсидел, глядя в смартфон, «спасибо» за потраченное время не сказал. Так и ушёл… Зато объединение было «взято под крыло» Приморским отделением Союза писателей России…
Горе-писатели ныне образуют партии, кучкуются по признаку непризнанности, сплоченно ведут круговое заступничество «отвергнутых». Один из этих «отвергнутых» принес как-то на суд студийцев такие строки:
Вино течёт речкой длинной
И мясо жарится в печи,
А ты стоишь в платье щепетильном
Яркий свет горит свечи.
Кто-то скажет: приводить бы не стоило этих строк. И будет прав. Но строки – лучший аргумент. Сами за себя говорят. И о заступниках своих тоже.
Кстати, некоторые считают, что если человек пытается рифмовать на тему «окопной правды», значит, это уже заведомо настоящая поэзия. Есть такая беда. На теме войны, героизме солдат нередко спекулируют стихотворцы. Вот и думаешь, вроде грех замахнуться с критикой на такие стихи, а если они никуда не годятся?..
Ещё об одной схватке «Парусов» с «доброжелателями» хочется рассказать. Предприниматель в сфере культуры, искусства и дополнительного образования, руководитель творческого объединения "Поэтический круг" Наталья Ивановна Кушнир из Спасска обрушилась на нас в переписке: «Вы говорите о каких-то слабых текстах, вас это волнует... Мы собираемся, общаемся, помогаем друг другу расти, выделяя лучшие работы, без "скальпеля". У нас появилась площадка, чтобы читать то, что написано душой…».
Преодолев эмоции, я ответила: «…на мой взгляд, произносить… вслух строчки графоманские, пусть даже написанные от души и про очень хорошее – это вред… культурная диверсия. Вред делают учителя, которые… внушают, или не возражают, что каждый может стать писателем, поэтом. Есть эталоны мировой литературы. Им надо следовать. Из жалости можно накормить, дать одежду, помочь деньгами... Нельзя из жалости говорить человеку, что он – поэт. Поэзия – не хлеб… . И, в принципе, её уже достаточно в мире. Лучше направить внимание детей на классику.. толпой хорошо бегать, прыгать, водить хороводы, петь задорные песни. Можно помогать одиноким старикам. Много чего можно делать для формирования доброго патриотичного, просвещённого человека».
Знаю по опыту, подобная позиция лишь умножает недоброжелателей. Но знаю и другое: мест, где графоман найдёт прибежище, у нас в стране, к сожалению, немало.
Традиция «держать планку» – отличительная черта студии «Паруса». Этой традиции не изменяли здесь никогда. Да и как иначе, если нас объединял своим талантливым словом замечательный поэт и гражданин Владимир Михайлович Тыцких. Вот ушел он, а музыка его стихов звучит.
Эльвира Кочеткова,
писатель, литературный критик