Найти тему
Живи, учи, путешествуй

«Научите мого ребенка всем временам за четыре урока» — будни репетитора

Привет, друзья! Хочу поделиться с вами историей, которая произошла со мной, когда я только вернулась в Россию из Китая и ещё не начала работать. В это время знакомая моего отца искала репетитора для своего сына. Я не особенно люблю работать со знакомыми — это часто влияет на отношения «учитель-ученик». Но лично с ними я не была знакома, а работы не было, так что я решила попробовать, чтобы не сидеть дома.

По телефону мы договорились о тестировании для ребенка. Мама рассказала, что они ищут постоянного репетитора, что ребенок учится в 7-м классе, уже много знает, но в школе не справляется, потому что к ученикам предъявляют слишком высокие требования.

Когда я приехала, познакомилась с мамой, ребенок был где-то на втором этаже: — Мишенька — он очень умный, старательный, но у него столько домашнего задания в школе, что он просто устает, — говорила она.

Я кивнула и спросила: — Какая у нас цель занятий?

— Научиться говорить по-английски! — ответила мама уверенно.

— Поняла, — кивнула я. — Давайте познакомимся с Мишей?

Мы поднялись наверх, вошли в комнату, и я увидела типичного подростка: Мишенька лениво поднял на меня глаза и через секунду вернулся к своему занятию за компьютером. Мама продолжала говорить за него, пока я не попросила её оставить нас наедине. Мама ушла, и Мишенька как будто ожил.

На тестировании выяснилось, что у Мишеньки довольно поверхностные знания на уровне 3го класса. Даже с глаголом "to be" возникли сложности, но это не проблема — мы и не таких вытягивали. После теста я решила сразу приступить к делу и начала объяснять, как строить простые предложения с "to be".

Миша лениво слушал меня со скепсисом на лицу. В конце он сказал: — Это мне не нужно объяснять.

— А что нужно? — спросила я.

— Что-то сложное! — продолжил он. — Я это всё сам могу найти в интернете.

— А почему ты тогда не сделал этого раньше? — спросила я.

Тишина.

— Как ты поймешь сложные темы, если не разобрался в основах? — продолжила я. На его лице было непонимание, поэтому я решила привести пример: — Представь, сможешь ли ты поднять 100 кг в спортзале, если никогда не поднимал даже 10?

Молчание.

Когда я вышла к маме, она сразу спросила: — Ну что, как там мой Мишенька?

— Он молодец, — начала я, — хочет учить сложные темы, но ему придется начать с основ, постепенно придем к сложным темам.

— Но ему это не нужно, — возразила мама, — они сейчас в школе делают таблицу по всем временам, и он не понимает. Давайте вы объясните ему все времена на следующем уроке?

— Все времена за один урок? В этом нет смысла. Не с его уровнем! — ответила я.

— А за четыре? — не унималась она. — По 3 времени на урок. Их же 12? Он все итак знает, просто не понимает времена. Мы можем начать в четверг и на следующей неделе тоже выберем день.

Я старалась объяснить спокойно: — Вы понимаете, что английский язык — это не только времена? Чтобы понимать времена, нужно владеть основой. Без неё он не сможет их использовать в речи и просто забудет. В его голове будет каша после таких уроков.

— Да, я понимаю, — ответила она, — но остальное он сам найдет в интернете. Просто Мишенька очень занятой, у него совсем нет времени на английский! В школе столько домашки задают, что ему просто не до этого.

— То есть вам нужен репетитор на четыре урока? Только чтобы объяснить времена? — уточнила я.

— Нет! — воскликнула она. — Нам нужно, чтобы он заговорил по-английски. Просто он не понимает именно времена, с них надо начать! Я с ним говорила, и это его основная проблема.

Я поняла, что пора заканчивать, диалог никуда не вел: — Я не смогу вам помочь. Это пустая трата моего времени и ваших денег.

Мама явно не ожидала такого ответа. В её глазах читался вопрос: почему репетитор не может просто научить моего ребенка всем временам? Я же готова заплатить за это!

Мы попрощались, и я уехала, жалея о потраченном времени. Я так и не поняла, что это было. Если бы мне сразу сказали, что нужно будет приезжать раз в неделю, в разные дни и объяснять то, что ученик не понимает и не готов воспринять…

Из этой ситуации я вынесла важный урок: прежде чем начинать занятия или даже тестирование, нужно чётко выяснять, что именно хотят от меня родители. Иначе мы рискуем потратить время впустую. Учитель должен чётко обозначить границы возможного: иногда приходится объяснять, что знание основ — это как фундамент дома, без которого верхние этажи попросту не построить. Результаты требуют времени и системной работы, а не чудесных ускоренных решений.

Кстати, через пару лет мама Мишеньки снова позвонила мне. Она попросила помочь ему написать рассказ на полстраницы для домашнего задания. Конечно, он мог бы сделать это сам, но у него было столько домашки, что он просто не успевал. Рассказ был написан, Мишенька получил пятёрку и остался доволен. Да простят меня его учителя :)

Имя вымышленное, все совпадения случайны!