Найти тему
Футбольные темы

Бразильская система. Что общего у пароходов и футболистов и как они вошли в историю России

​​Выпуску "Ералаша" "Бразильская система" в этом году 40 лет. Там парнишка-футболист, которого сыграл Владимир Сычев, будущая звезда сериала "Физрук" и болельщик "Спартака" - тренирует товарища. Делает его вратарем экстра-класса, устанавливает ворота так, чтобы за ними была витрина. И только попробуй пропустить!

Заставка серии "Бразильская система" из тележурнала "Ералаш".
Заставка серии "Бразильская система" из тележурнала "Ералаш".

С тех пор "бразильскую стстему" - уже по закупке бразильцев - применял не один отечественный клуб. Сейчас, например, она особо почитаема в "Зените". Первые же футболисты из этой страны сыграли у нас за "Локомотив" из Нижнего Новгорода. А вообще "бразильцы" появились в нашей стране еще в позапрошлом веке и тоже на Волге - про них, например, упоминает Лев Кассиль. Что символично, в легендарном романе "Вратарь республики".

Только "бразильцы" эти - пароходы на русских реках. Дело в том, что развитию судоходства в верхнем течении Волги, на Москве-реке и других реках мешало мелководье. Нужно было особое судно для малых глубин. И такое - плоскодонное и с колесом не сбоку, а сзади - пароходчик Александр Зевеке присмотрел за океаном. Эти суда использовались и на Миссисипи в Северной Америке, и на Амазонке - в Южной. И потому в России стали именоваться "бразильскими". И применяться не только на мелководье.

Пароход-"бразилец" на Волге. Конец XIX - начало ХХ века.
Пароход-"бразилец" на Волге. Конец XIX - начало ХХ века.
Были пароходы старого Американского общества - "зевеки", как их называли на Волге. У них колеса были не сбоку, а сзади, и были похожи эти пароходы на плавающие водяные мельницы, - читаем у Льва Кассиля во "Вратаре республики".

А Алексей Иванов, автор "Ёбурга" и "Тобола", в своей замечательной книге "Речфлот", из которой я и узнал про пароходы-"бразильцы", замечает, что эти суда "расплодились на реках России быстро, как козы". Да, "козами" эти пароходы тоже называли - за две трубы в передней части - они торчали, как рога:

Пасторальные "бразильцы" органично вписались в дремотные среднерусские пейзажи: близкие зеленые берега нешироких рек, вода искрит под солнцем, с шумом и плеском идет пароход - уютный, будто купеческая кровать с периной... По веранде второго яруса прогуливаются не очень-то знатные господа; наверху сидит пестрый народ - мелкие чиновники, фабричные мастеровые, крестьяне, монахи, бабы. Из труб валит дым с домашним дровяным запахом, а вертящееся колесо окутано облаком брызг...

Чудо, как хорошо!

Обложка книги Алексея Иванова "Речфлот". Издательство "Альпина нон фикшн"
Обложка книги Алексея Иванова "Речфлот". Издательство "Альпина нон фикшн"

Верно подмечено: бразильцы - что пароходы, чтотфутболисты - всегда чувствовали себя в России, как дома. Кстати, реплику такого парохода можно и сейчас встретить, например, на Москве-реке. Вот вид, что характерно, на фоне футбольных "Лужников".

Современное судно с колесом сзади - подобные были популярны 100 лет назад.
Современное судно с колесом сзади - подобные были популярны 100 лет назад.

Читаете "Футбольные темы"? Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!