Я не только работаю репетитором без малого 13 лет, но и сама беру уроки у таких же частных педагогов. За годы работы, занятий и взаимодействия с коллегами, я вывела перечень признаков, по которым очень легко понять, что перед вами - плохой специалист.
Признак 1. Занятия без камеры.
С появлением Интернета в нашем обществе зародился и новый, цифровой, этикет. Я убеждена, что в 2024 году заниматься без включенной камеры - будто бы прийти к ученику домой в балаклаве. Или сидеть в комнате с выключенным светом вечером.
Грамотный специалист выстраивает визуальный контакт: на занятиях важна и мимика, и жесты, и выражение лица, глаз; это позволяет понять настроение ученика, его эмоции. Более того, репетитор, не показывающий свое лицо, явно что-то скрывает - и этот факт должен очень сильно настораживать.
К слову, этот принцип работает и в сторону ученика - если он занимается с выключенной камерой, то эффективность занятия не может быть обеспечена должным образом.
Признак 2. Проверка домашнего задания во время урока.
Из этого признака есть два исключения:
1. Проверка домашнего задания является основным запросом ученика;
2. Ученику требуется объяснить\уточнить те задания из домашней работы, с которыми у него возникли трудности.
Во всех остальных моментах тратить время основного урока на проверку домашнего задания - слив денег клиента и своей компетенции. Хороший специалист проверяет домашнюю работу до начала занятия.
Признак 3. Отсутствие подготовки к уроку.
Как только вы услышите фразу "та-а-а-к, что же мы сегодня с тобой будем проходить....хммм..." можете смело отказываться от занятий с этим специалистом. Грамотный специалист ответственно готовится к урокам и готов даже в тех случаях, когда не готов.
Хороший репетитор выстраивает программу, прописывает шаги и цели, и поэтому вопрос о том, что же сегодня проходить на уроке не поднимается у такого учителя никогда.
Признак 4. Отсутствие уважения к своему и чужому времени.
Форс-мажоры являются неотъемлемой частью любой работы, однако, если репетитор систематически опаздывает на уроки, без конца отменяет и переносит занятия, с таким специалистом нужно прощаться.
Признак 5. Однообразие подходов и методов.
Если каждый урок проходит по одной и той же схеме, и обучение сводится к механическому повторению одних и тех же задач (то есть, буквально, на каждом уроке - это одни и те же "скобочки"), это явный сигнал о том, что репетитор не в курсе современных методик. Грамотный специалист использует разнообразные методики в зависимости от тематики, уровня знаний и предпочтений ученика. Индивидуализированный подход делает занятия более интересными и эффективными, а отсутствие такового указывает на нежелание развиваться и искать новые подходы.
Признак 6. Игнорирование обратной связи.
Мастер своего дела всегда целеустремлён и ориентирован на результат. Если репетитор не интересуется вашими впечатлениями от занятий, тем более не учитывает их при планировании будущих уроков, это прямая дорога к неэффективному обучению. Комфортная образовательная среда требует постоянной обратной связи: как вам удобно учиться, что хотелось бы улучшить и изменить. Если этого не происходит, сотрудничество с таким специалистом не приведет к настоящим достижениям.
Признак 7. Отсутствие актуальных материалов.
Если репетитор не использует современные учебные материалы, ресурсы и технологии, это может стать проблемой для вашего обучения. Образование постоянно развивается, и актуальные пособия, онлайн-курсы и интерактивные платформы становятся частью эффективного обучения. Репетитор, который использует устаревшие пособия или игнорирует новые подходы, не сможет представить информацию в нужном контексте и облегчить понимание сложных тем.
Признак 8. Негативный настрой и отсутствие энтузиазма.
Образование — это процесс, который требует взаимодействия и мотивации. Если репетитор кажется равнодушным, проявляет негативные эмоции по отношению к ученику или к предмету, это может демотивировать вас в обучении. Настоящий специалист вовлекает ученика, создавая позитивную атмосферу. Негативный подход может свидетельствовать о недостатке профессиональных навыков и неумении находить общий язык с учениками.
Признак 9. Игнорирование целей ученика и его потребностей.
Каждый ученик уникален, и грамотный репетитор должен уделять внимание вашим целям и потребностям. Если вы заметили, что репетитор не интересуется вашими ожиданиями или не адаптирует уроки под ваши конкретные цели (будь то подготовка к экзаменам, повышение разговорного уровня и т. д.), это звоночек о том, что его подход неэффективен. Настоящий профессионал разрабатывает индивидуальный план, который учитывает ваши запросы и помогает достичь поставленных целей.
Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)
К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: