Сергей сидит в строгом костюме, нагло перекатывает во рту жвачку, смотрит на меня своими глазками-бусинками. "У меня, ля, контракт в Испании. Мне, ля, надо без переводчиков. А то, ля, ха, вы, ля, языковеды - хитро*опые. Давай, короче, девочка, у тебя есть две недели, мне по бую вообще, че ты будешь делать, но чтоб через две недели я тарабарщину твою на уровне знал. Только давай, там, без презент симплов этих, сама давай там все".
Илья бросает в меня учебником и пищит: "Моя мама тебе заплатила! Делай домашку! Делай!!!".
Я смотрю на Ирину, ухоженную, опрятную женщину в годах. "Вы ведь понимаете, что если вы не будете прилагать усилия, прогресса не будет?" - мягко, с улыбкой спрашиваю я. "А мне в другой школе обещали, что я выучу язык до уровня носителя за три месяца" - на полном серьезе отвечает Ира. - "И там не надо ничего учить, и домашние задания делать не надо".
Имена изменены, ситуации - из моей жизни. В мои годы работы в языковых школах, частных школах и образовательных компаниях. За более 10 лет работы преподавателем, я думала, что пережила все возможные ситуации и видела все типы учеников. Но жизнь всегда умеет удивить.
На связи Сиана, в миру Ася Плотникова, дипломированный педагог-психолог. Я помогаю педагогам стать сильными, высокооплачиваемыми и востребованными специалистами; на Дзене я пишу о педагогике, психологии, рассказываю истории из собственного опыта. Всегда рада конструктивному диалогу в комментариях, лайкам и подпискам!
Итак, мой первый день работы на себя. Наконец-то. Больше никаких начальников, никаких "Ася, у вас сегодня 100500 уроков за 15 000 рублей. Да, и зарплата будет через 2 месяца, мы опять в долгах. И принесите мне кофе. А еще переведите вот эти 300 документов, сходите на почту, проведите языковую конференцию и на йух не забудьте сходить". Я на радостях начала набирать учеников, словила вот эту эйфорию, что я могу научить любого. И, как часто это бывает, очень быстро я поняла, что научить любого - это утопия, люди - пешки, а жизнь не имеет смысла. Шучу. Но:
Пока я работала сама на себя, я поняла вот что:
- мотивация - это бред. Нельзя замотивировать человека. Если к вам пришел студент с запросом "замотивируйте меня на изучение английского" или "мне не хватает мотивации" - гоните его тряпками. Сами знаете какими. Процесс мотивации начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности. Даже в период работы с детьми я следила за тем, чтобы именно ребенку нужен был английский, а не родителям. В противном случае мы расставались, потому что я считаю, что лучше потратить время на того студента, которому мои знания и умения действительно нужны, а не на того, кого за уши притянули родители. Мотивация - это то, что растет внутри нас. Мы сами себя мотивируем. Если есть запрос "замотивируйте меня", потом будет запрос "я плачу вам бабки, а вы чет плохо мотивируете". И, да, я умею мотивировать, да и в принципе любой грамотный педагог может это делать, однако, в случае, если сам студент внутренне не понимает, зачем ему нужен предмет - мотивационные "пендали" от учителя долго его не продержат.
- если ученик сидит с кислым лицом, если он по 350 раз зевает во время урока, отвлекается на телефон, собаку, если на ваши вопросы он отвечает односложно (из разряда - "я хочу спать"), если он не выказывает интереса к урокам - машем ручкой. Этот ученик будет высасывать из вас жизненные соки, а потом вообще вгрызется в шею и однажды на ваше сообщение ему "Добрый день, Алина! Напоминаю, что у вас задержка по оплате по урокам. Пожалуйста, не забудьте сделать платеж, а то у нас с вами уроки уже завтра начнутся" вы получите следующее: "3500 перевела, тебе пока хватит". Имя изменено - ситуация реальная, из практики.
- деньги. Ребят, меня тоже держали деньги. Это очень нездоровая тема, если у вас есть возможность работать на себя. Смотрите, вот условный Вася, он - так себе ученик. Не потому что он домашку не делает или слова плохо запоминает, а потому что он как человек - г*вно. И вот он платит вам, условно, 1000 за урок. И вам после Васи морально плохо. И после Васи сложно восстановиться, не хватает жизненных сил и ОТ ЭТОГО СТРАДАЮТ ВАШИ НОРМАЛЬНЫЕ УЧЕНИКИ! В тучу эту тысячу, если страдают мои нервы, моя психосоматика, если мне и моим нормальным ученикам плохо. А самый прикол в том, что Васе-то норм. Вася вообще счастлив. Он и энергии у вас соснул, еще и права потом у вас качнет, мол, а чего это вы его не научили, он же бабки вам платил.
- теперь внимание - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ УЧЕНИКИ ПРИТЯГИВАЮТ БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ УЧЕНИКОВ. Я знаю это желание научить вот этого несчастного Петю, который плакался вам в коленки, мол, вы его последний шанс, он учился у миллиарда учителей, никто не смог его научить, и вот он бедный и несчастный пришел к вам, спасите-помогите. У нас, у учителей же еще и эго с пол-земли, да? Конечно, это ж вызов! Я спасу тебя, Петя, я смогу тебя научить! Но Пете по*ер. На вас и на ваш английский. Петя не хочет учиться. Вы чувствуете вкус этой фразы? НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. Слушайте, я, например, ненавижу каши - любые. И я их не ем. Я могу сейчас пойти в ресторан, сесть перед поваром, попросить его сварить мне перловку, а потом реветь и говорить: "Ох, мне все варили перловку, а я не могу ее кушать. Засовываю ее в рот, а она из меня обратно. Что ж мне делать, помогите, приготовьте такую кашу, чтоб я могла ее скушать" - но мораль этого примера в том, что я не со сдвинутым внутренним компасом, а Петя пару раз в своей жизни повернул не туда. И будет вас третировать, пока у вас хватит нервов с ним заниматься.
- ВАШИ УЧЕНИКИ О ВАС НЕ ДУМАЮТ! - Пожалуйста, обсмакуйте это выражение. 95% учеников клали на вас болт. И это нормально. Почему я об этом говорю - потому что мы, учителя-частники, репетиторы, мы ж всем сердцем к своему ученику прикипаем. "Можно я завтра оплачу?" - можно! "Можно урок перенесем?" - можно! "Можно мы 30 минут позанимаемся вместо 60? И заплачу я только за 30" - можно! Это все можно, когда это - разово. Но это очень часто становится нормой.
И вот он, счастливый частный педагог, мечтавший всю жизнь работать на себя. Без начальников и боссов. И все деньги, которые я стремилась заработать за счет вот этих вот благородных уроков с васями, петями, машами, анфисами - вот все это ушло на лечение невроза. И внимание вопрос - а оно того стоило? Ну, если сейчас мой пост сможет повлиять хотя бы на одного педагога, значит, стоило.
Учитесь корректно прерывать отношения с учеником, который вас не уважает и который не уважает ваши уроки. Не обязательно орать на него и плевать на экран, можно просто честно сказать: "Вы не выполняете мои требования, и я считаю, что результатов у нас с вами не будет. Очевидно, я не ваш педагог. Уверена, что вы найдете своего учителя". И все - пусть он там злится, матерится или умоляет взять его обратно. Не надо. Берегите себя. Думайте о себе.
Большое спасибо моим адекватным и порядочным подписчикам, вы меня вдохновляете на новые статьи и новое творчество! Мне нравится создавать для вас полезный контент!
И помните, что Ася всегда на связи! Ищите меня в комментариях или по ссылкам:
Телеграм: https://t.me/seaanavl
Сайт: https://seaana.ru/
Нельзяграм: http://instagram.com/milkenglish
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCA2p2fWWmFR55iV-HY-64Ew