Найти тему

Почему учителю важно отказываться от токсичных учеников

Сергей сидит в строгом костюме, нагло перекатывает во рту жвачку, смотрит на меня своими глазками-бусинками. "У меня, ля, контракт в Испании. Мне, ля, надо без переводчиков. А то, ля, ха, вы, ля, языковеды - хитро*опые. Давай, короче, девочка, у тебя есть две недели, мне по бую вообще, че ты будешь делать, но чтоб через две недели я тарабарщину твою на уровне знал. Только давай, там, без презент симплов этих, сама давай там все".

Илья бросает в меня учебником и пищит: "Моя мама тебе заплатила! Делай домашку! Делай!!!".

Я смотрю на Ирину, ухоженную, опрятную женщину в годах. "Вы ведь понимаете, что если вы не будете прилагать усилия, прогресса не будет?" - мягко, с улыбкой спрашиваю я. "А мне в другой школе обещали, что я выучу язык до уровня носителя за три месяца" - на полном серьезе отвечает Ира. - "И там не надо ничего учить, и домашние задания делать не надо". 

Имена изменены, ситуации - из моей жизни. В мои годы работы в языковых школах, частных школах и образовательных компаниях. За более 10 лет работы преподавателем, я думала, что пережила все возможные ситуации и видела все типы учеников. Но жизнь всегда умеет удивить.

"А ну делай домашку за меня!!! Тебе за меня заплатили!!!"
"А ну делай домашку за меня!!! Тебе за меня заплатили!!!"

На связи Сиана, в миру Ася Плотникова, дипломированный педагог-психолог. Я помогаю педагогам стать сильными, высокооплачиваемыми и востребованными специалистами; на Дзене я пишу о педагогике, психологии, рассказываю истории из собственного опыта. Всегда рада конструктивному диалогу в комментариях, лайкам и подпискам!

Итак, мой первый день работы на себя. Наконец-то. Больше никаких начальников, никаких "Ася, у вас сегодня 100500 уроков за 15 000 рублей. Да, и зарплата будет через 2 месяца, мы опять в долгах. И принесите мне кофе. А еще переведите вот эти 300 документов, сходите на почту, проведите языковую конференцию и на йух не забудьте сходить". Я на радостях начала набирать учеников, словила вот эту эйфорию, что я могу научить любого. И, как часто это бывает, очень быстро я поняла, что научить любого - это утопия, люди - пешки, а жизнь не имеет смысла. Шучу. Но:

Пока я работала сама на себя, я поняла вот что:

  • мотивация - это бред. Нельзя замотивировать человека. Если к вам пришел студент с запросом "замотивируйте меня на изучение английского" или "мне не хватает мотивации" - гоните его тряпками. Сами знаете какими. Процесс мотивации начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности. Даже в период работы с детьми я следила за тем, чтобы именно ребенку нужен был английский, а не родителям. В противном случае мы расставались, потому что я считаю, что лучше потратить время на того студента, которому мои знания и умения действительно нужны, а не на того, кого за уши притянули родители. Мотивация - это то, что растет внутри нас. Мы сами себя мотивируем. Если есть запрос "замотивируйте меня", потом будет запрос "я плачу вам бабки, а вы чет плохо мотивируете". И, да, я умею мотивировать, да и в принципе любой грамотный педагог может это делать, однако, в случае, если сам студент внутренне не понимает, зачем ему нужен предмет - мотивационные "пендали" от учителя долго его не продержат.
  • если ученик сидит с кислым лицом, если он по 350 раз зевает во время урока, отвлекается на телефон, собаку, если на ваши вопросы он отвечает односложно (из разряда - "я хочу спать"), если он не выказывает интереса к урокам - машем ручкой. Этот ученик будет высасывать из вас жизненные соки, а потом вообще вгрызется в шею и однажды на ваше сообщение ему "Добрый день, Алина! Напоминаю, что у вас задержка по оплате по урокам. Пожалуйста, не забудьте сделать платеж, а то у нас с вами уроки уже завтра начнутся" вы получите следующее: "3500 перевела, тебе пока хватит". Имя изменено - ситуация реальная, из практики. 
  • деньги. Ребят, меня тоже держали деньги. Это очень нездоровая тема, если у вас есть возможность работать на себя. Смотрите, вот условный Вася, он - так себе ученик. Не потому что он домашку не делает или слова плохо запоминает, а потому что он как человек - г*вно. И вот он платит вам, условно, 1000 за урок. И вам после Васи морально плохо. И после Васи сложно восстановиться, не хватает жизненных сил и ОТ ЭТОГО СТРАДАЮТ ВАШИ НОРМАЛЬНЫЕ УЧЕНИКИ! В тучу эту тысячу, если страдают мои нервы, моя психосоматика, если мне и моим нормальным ученикам плохо. А самый прикол в том, что Васе-то норм. Вася вообще счастлив. Он и энергии у вас соснул, еще и права потом у вас качнет, мол, а чего это вы его не научили, он же бабки вам платил.
  • теперь внимание - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ УЧЕНИКИ ПРИТЯГИВАЮТ БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ УЧЕНИКОВ. Я знаю это желание научить вот этого несчастного Петю, который плакался вам в коленки, мол, вы его последний шанс, он учился у миллиарда учителей, никто не смог его научить, и вот он бедный и несчастный пришел к вам, спасите-помогите. У нас, у учителей же еще и эго с пол-земли, да? Конечно, это ж вызов! Я спасу тебя, Петя, я смогу тебя научить! Но Пете по*ер. На вас и на ваш английский. Петя не хочет учиться. Вы чувствуете вкус этой фразы? НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. Слушайте, я, например, ненавижу каши - любые. И я их не ем. Я могу сейчас пойти в ресторан, сесть перед поваром, попросить его сварить мне перловку, а потом реветь и говорить: "Ох, мне все варили перловку, а я не могу ее кушать. Засовываю ее в рот, а она из меня обратно. Что ж мне делать, помогите, приготовьте такую кашу, чтоб я могла ее скушать" - но мораль этого примера в том, что я не со сдвинутым внутренним компасом, а Петя пару раз в своей жизни повернул не туда. И будет вас третировать, пока у вас хватит нервов с ним заниматься. 
"Боже, опять урок с этим токсиком... Снова 60 минут сплошной каторги. И зачем я уходила во фриланс, чтобы терпеть опять таких учеников?!"
"Боже, опять урок с этим токсиком... Снова 60 минут сплошной каторги. И зачем я уходила во фриланс, чтобы терпеть опять таких учеников?!"

  • ВАШИ УЧЕНИКИ О ВАС НЕ ДУМАЮТ! - Пожалуйста, обсмакуйте это выражение. 95% учеников клали на вас болт. И это нормально. Почему я об этом говорю - потому что мы, учителя-частники, репетиторы, мы ж всем сердцем к своему ученику прикипаем. "Можно я завтра оплачу?" - можно! "Можно урок перенесем?" - можно! "Можно мы 30 минут позанимаемся вместо 60? И заплачу я только за 30" - можно! Это все можно, когда это - разово. Но это очень часто становится нормой. 

И вот он, счастливый частный педагог, мечтавший всю жизнь работать на себя. Без начальников и боссов. И все деньги, которые я стремилась заработать за счет вот этих вот благородных уроков с васями, петями, машами, анфисами - вот все это ушло на лечение невроза. И внимание вопрос - а оно того стоило? Ну, если сейчас мой пост сможет повлиять хотя бы на одного педагога, значит, стоило.

Учитесь корректно прерывать отношения с учеником, который вас не уважает и который не уважает ваши уроки. Не обязательно орать на него и плевать на экран, можно просто честно сказать: "Вы не выполняете мои требования, и я считаю, что результатов у нас с вами не будет. Очевидно, я не ваш педагог. Уверена, что вы найдете своего учителя". И все - пусть он там злится, матерится или умоляет взять его обратно. Не надо. Берегите себя. Думайте о себе. 

Большое спасибо моим адекватным и порядочным подписчикам, вы меня вдохновляете на новые статьи и новое творчество! Мне нравится создавать для вас полезный контент!

И помните, что Ася всегда на связи! Ищите меня в комментариях или по ссылкам:

Телеграм: https://t.me/seaanavl

Сайт: https://seaana.ru/

Нельзяграм: http://instagram.com/milkenglish

Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCA2p2fWWmFR55iV-HY-64Ew