Найти в Дзене

6 признаков хорошего репетитора. По следам статьи на МЕЛ.

Оглавление

Некоторое время назад МЕЛ выпустили статью, в которой прописали шесть признаков хорошего репетитора. Я решила прокомментировать этот пост, потому что:

а) не со всеми выводами согласна;

б) имею что сказать дополнительно по данной теме.

На связи Сиана, в миру Ася Плотникова, дипломированный педагог-психолог и ментор учителей. Я помогаю педагогам стать сильными, высокооплачиваемыми и востребованными специалистами; на Дзене я пишу о педагогике, психологии, рассказываю истории из собственного опыта. Всегда рада конструктивному диалогу в комментариях, лайкам и подпискам!

Прямые цитаты из статьи я буду оформлять инструментом "цитата", а свои комментарии давать обычным текстом.

Хороший ли я репетитор?
Хороший ли я репетитор?

1. Старт.

Начало по принципу «заплатите, мы позанимаемся, а потом уж разберемся» — плохой признак. Будет здорово, если репетитор назначит пробное занятие-знакомство, мягко протестирует ребенка, чтобы была понятна стартовая точка работы.

Согласна полностью, единственный момент - я "за" платные пробные занятия. Знаю, что большое количество моих коллег предлагает бесплатные "пробники", я считаю, что это неправильно: в первое, пусть и пробное занятие, также входит труд, пот и кровь преподавателя, и это должно оплачиваться!

Как я провожу первый пробный урок?

1. За полную стоимость. Что входит в занятие: тестирование студента, определение его цели, сильных и слабых сторон, предыдущий опыт, интересы. Я рассказываю, какой я вижу программу лично для этого ученика, а затем показываю материалы, а также демонстрирую проведение занятия.

2. На первом занятии студент видит, как я преподаю, что я делаю, и может сделать вывод, подходит ли ему такой педагог, как я. А я, в свою очередь, могу решить, подходит ли мне такой студент.

Если вы по каким-либо причинам не хотите брать оплату за пробный урок, вы можете проводить бесплатные 10-минутные пробные консультации: на них можно выяснить цели ученика, его бэкграунд, а тестирование можно провести заранее, до урока, при помощи мессенджера, например. И все равно я ратую за оплату "пробника", т.к. даже в случае короткой консультации - учитель в любом случае потратил свое время. А время учителя должно оплачиваться.

2. Образование.

Есть два признака, которые позволят понять, что специалист вкладывается в своё образование. Первый — человек учится регулярно, но выбирает серьезные занятия, а не обычные курсы/кружки/марафоны. Если среди сертификатов есть бумаги от Cambridge с названием CELTA или DELTA — это очень хороший специалист. Еще лучше, если репетитор проходил обучение по нейропедагогике — это поможет ему увереннее работать с ребятами, имеющими сложности в обучении.
Второе — сертификаты должны быть именно о пройденных курсах/обучениях. Если написано просто «слушатель» — не годится. И это важно! В сертификате могут быть фразы «completed/successfully completed/has been awarded» — то есть человек выполнял практические задания, чтобы достичь результата. Пробовал и напрягался, не высыпался и переживал, иногда довольно сильно. Это не всегда знак качества, конечно, но показательно.

Преподавателя не столько определяет образование и количество сертификатов, сколько его опыт и количество учеников, которых он привел к результату. CELTA/DELTA/TESOL - это отличные программы, но они совершенно не гарантируют того, что учитель сможет довести до цели.

Да, преподавателю важно повышать свою квалификацию и делать это нужно не один раз, а периодически и постоянно, потому что тренды в обучении меняются, меняются ученики, меняются материалы. Но полностью зависеть от сертификатов не нужно.

3. Свой профиль.

У сильного репетитора есть своя ниша. Если в профиле специалиста написано, что он занимается с дошкольниками, готовит к ЕГЭ, помогает с разговорным и бизнес-английским — лучше выбирайте другого учителя. Скорее всего, у этого мастера на все руки пока либо слишком мало клиентов и он готов заниматься с кем угодно, либо он хочет заработать все деньги мира. И в том, и в другом случае экспертность встречается редко.

Как правило, если учитель английского языка - это специалист высокого класса, то он действительно мультипрофильный: и к ЕГЭ подготовить сможет, и разговорному обучить, и к бизнес-конференции подготовить. Просто сужение ниши облегчает работу и поиск клиентов.

Когда я начинала преподавать, я делала все: и к ОГЭ/ЕГЭ готовила, и к бизнес-конференциям заграницей, и разговорный подтягивала, готовила к профильным TOEFL/IELTS и т.д.

Даже сейчас у меня очень широкий спектр услуг: я готовлю к собеседованиям, к международным экзаменам, к педагогическим, помогаю изучить язык тем, кто "для себя" и прочее. Единственное, сейчас я не работаю с детьми, и не готовлю к российским школьным экзаменам.

4. Пособия и материалы.

У профессионального репетитора есть база из проверенных учебников и материалов, которую он корректирует и адаптирует под конкретного ученика. Спросите, что именно использует специалист.
Подсказка номер 1: учебники New English File, Outcomes, Speak out, Roadmap — учебники для взрослых людей. Если репетитор предлагает заниматься по ним с ребёнком, заканчивайте встречу, ничего не выйдет.
Подсказка номер 2: «Я не использую учебники, у меня авторские разработки/авторская методика» — тоже плохо. Почему? Чаще всего, «авторская разработка " — это просто надёрганные упражнения из разных пособий плюс идеи из интернета. Из этого можно построить систему, конечно, но удается это немногим. А если системы нет у педагога, то у ребенка в занятиях её не будет тем более.

Ребенок - это понятие достаточно растяжимое. 17 лет - это тоже юридически еще ребенок, однако, в этом возрасте тот же SpeakOut отлично подойдет. Все, что касается материалов - это очень точечная и индивидуальная работа. Собственно, хороший репетитор ориентируется в материале и способен подобрать те пособия и упражнения, которые подойдут отдельно взятым ученикам.

Про авторские разработки - рациональное зерно у автора есть, при отказе от учебников репетитор должен быть грамотным методистом. Я учебники не использую, но у меня очень логическая и грамотно выверенная система, потому что я, как раз таки, еще и методист. Начинающим учителям я всегда советую использовать учебники и смотреть на их структуру, и вот если специалисту учебника уже мало, тогда можно обучаться системной методике и строить программу самостоятельно.

В авторских разработках должна быть система
В авторских разработках должна быть система

5. Обратная связь.

Профессионал сразу расскажет вам, как, когда и в каком виде вы будете обсуждать успехи или неуспехи ребенка, его прогресс и трудности. Да, вы можете спрашивать и узнавать обо всем сами, но вы не должны быть единственным инициатором таких встреч. Репетитор должен сам предоставлять информацию о ходе занятий, причем достаточно регулярно (не раз в год).

С этим пунктом полностью согласна и действовать он должен не только в отношении детей, но и при работе с взрослыми студентами. Важно говорить с учеником о том, что у него получается, а что необходимо тщательно дорабатывать на разных этапах обучения.

6. Официальность.

Хороший репетитор, скорее всего, оформил свою деятельность официально. Я говорю о тех, кто работает только репетитором. Такой учитель, как минимум, самозанятый, возможно — ИП, а может, вообще ИП/ООО с образовательной лицензией (это уже школа английского, не просто репетитор).
Последний вариант для вас — самый лучший, потому что вы можете рассчитывать на налоговый вычет, повышенный кэшбек на образование при оплате, а также оплату обучения материнским капиталом. Есть лицензия — значит, специалист настроен максимально серьёзно.

Я также ратую за официальное оформление деятельности. Что касается ООО - не всем это подойдет, ведь нужно думать не только о доходе, но еще и о сумме налога к выплате. Образовательная лицензия обязана быть у школы, но индивидуальному репетитору вполне достаточно оформить самознаятость или ИП, но это прям такой хороший максимум.

Репетитор, работающий официально, вызывает больше доверия, а также серьезнее настроен на работу, нежели учитель-"не официал". Оформление деятельности сообщает потенциальному клиенту о том, что учитель отвечает за свои услуги, он понимает ответственность, и со своей стороны гарантирует качественное обучение.

Разумеется, признаков хорошего репетитора гораздо больше, но раз уж я комментировала статью - пусть здесь их будет шесть. Дорогие читатели, а чтобы вы сюда еще добавили? Пишите в комментариях.

Большое спасибо моим адекватным и порядочным подписчикам, вы меня вдохновляете на новые статьи и новое творчество! Мне нравится создавать для вас полезный контент!

И помните, что Ася всегда на связи! Ищите меня в комментариях или по ссылкам:

Телеграм: https://t.me/seaanavl

Сайт: https://seaana.ru/

Нельзяграм: http://instagram.com/milkenglish

Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCA2p2fWWmFR55iV-HY-64Ew