Найти тему
Открытая семинария

Святая Русь, которую мы было потеряли: На Горах

Оглавление

Я хочу вместе с вами, друзья, отправиться в удивительное путешествие - на островки Святой Руси, которые на протяжении столетий сохранялись в Российской империи несмотря на упорные и систематические попытки церковной инквизиции уничтожить их. Эти островки были в каждом городе, в каждом селе, в сердце множества истинно русских людей - от крестьян и до князей - и мы вместе с вами перенесемся во времени, в просто-таки фотографическое, реалистичное путешествие в эту удивительную, исчезнувшую и позабытую страну - которой надлежит скоро с новой силою пробудиться!

Те, кто читал предыдущую публикацию этого цикла "Круг чтения ОС" наверняка поняли, что речь идет о чтении книги Павла Мельникова-Печерского "На горах. Книга вторая". В этой книге автор повествует - хотя и предвзято, и по заказу инквизиции - о русских христоверах - или хрестьянах. Это были люди, которые верили, что благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа они являются святыми, и Дух Христов живет в них - потому они и назывались хрестьяне, или христы, или (как их называли враги) - хлысты. Но даже само название, которым звались эти люди - хрестьяне - в огреченной форме "крестьяне" перейдет на все население сельскохозяйственной России.

С этими людьми официальная церковь вела непримиримую борьбу на протяжении многих столетий со времени прихода на Русь Софьи Палеолог с ее проватиканским "священством". Первый венчанный царь России Дмитрий пал жертвой церковной инквизиции, когда древняя русская традиция христианства начала систематически уничтожаться. Несчетное количество людей - простых и знатных - было сожжено за их веру. Еще более народу было умучено в монастырских тюрьмах (о чем мы писали в предыдущей публикации). Но несмотря на эти гонения хрестьяне на Руси не переводились.

И книга Павла Мельникова-Печерского "На горах" дает удивительно детальный отчет о жизни христьян - малых и великих. Автор создал великолепный, фотографический, документально-кинематографический образ настоящей России 19-го века. По велению церковных властей он должен был добавить "ложку дегтя в бочку меда", но вы, как опытные духовные странники, сможете без особого труда, лишь покачивая головой, отличить эту искусственную человеконенавистнеческую пропаганду (которая, увы, присутствует у автора, не желавшего быть заживо сожженным) от тех чистых образов христьян, людей Божиих, которые он срисовывал с натуры.

-2

Проблемы в чтении начинаются тогда, когда автор приступает к критике таких вещей, как чудеса исцеления, говорения на языках, радости во Святом Духе, пророчествах, осознании себя сынами и дочерьми Бога, осознании Духа Святого, живущего в них. Здесь автор подходит с православной позиции тех лет, которая всего этого не принимала и за все это карала "конечной мукой". И в оправдание того, что церковь казнила людей за их веру в то, что они причастны Духу Святому, автор вынужден ругать то, чего он не понимает, чего сам свидетелем не был и не переживал.

Приведу хотя бы пример говорения на языках. Русские христьяне говорили, как в Библии и обетовано, на иных, ангельских языках. Мельников-Печерский знал это и пытался представить это как беснование - хотя сам он вряд ли когда-то даже слышал эти языки. Дело в том, что христьяне (зная, что их хотят сжечь, если узнают о них) - не открывались первому встречному. И на языках говорили только на своих собраниях. На которых Мельников-Печерский не был, на которые не допускались посторонние. И автору приходилось (по заказу) собирать самые нелепые слухи и выдумывать свои - относительно того, что происходило на собрании христьян.

Точно таким же образом дело обстояло в богопротивной Римской империи времен преследования христьян, и потом падения Империи, Рима - когда власти сочинали и распространяли самые нелепые и ужасные слухи о том, что делалось на собрании христиан. И как в случае с позднейшей Россией они на самом деле понятия не имели - и не хотели иметь - относительно того, что там действительно происходило. Для них христьянская "вечеря любви" представлялась как оргия, а вкушение пира агапэ - как поедание крови и плоти младенцев. И слухи об этом упорно распространяли "писатели".

-3

Слава Богу, Мельников-Печорский не заходит так далеко в своих заказных фантазиях. Но он, по его собственному признанию, на самом деле понятия не имел о том, как происходили собрания христьян. Всю информацию он черпал из допросов - часто взятых под пытками - у христиан, которые участвовали в этих собраниях. Но те не сказали ничего интересного, компроментирующего - да, они собирались, пели песни, прославляли Бога, говорили на языках, пророчествовали, плясали перед Богом. И автор будет, конечно, критиковать все это - чтобы доказать, что таких людей церковь по праву мучает и уничтожает. Но Мельников-Печорский - великий художник, и пасквиль у него получился неуклюжий. Зато сцены народной русской жизни, жизни христиан - ему удались! С детства - одна из моих любимых книг. Хочу теперь почитать ее с вами. Конечно, книга огроменная, многотомная - и я буду сокращать, до наиболее ярких отрывков. Но начну с начала...

На Горах

Глава первая

В степной глуши, на верховьях тихого Дона, вдали от больших дорог, городов и людных селении стоит село Луповицы. Село большое, но строенье плохое в нем, как зачастую бывает в степных малолесных местах — избы маленькие, крыты соломой, печи топятся по-черному, тоже соломой, везде грязь, нечистота, далеко не то, что в зажиточном, привольном Поволжье. Зато на гумнах такие скирды хлеба, каких в лесах за Волгой и не видывали.

-4

Овраг, когда-то бывший порядочной речкой, отделяет крестьянские избы от большой, с виду очень богатой господской усадьбы. Каменный дом в два яруса, с двумя флигелями лицевой стороной обращен на широкий двор и окружен палисадником, сплошь усаженным сиренью, жимолостью, таволгой, акацией и лабазником .

За домом старинный тенистый сад с громадными дубами и липами. С первого взгляда на строенья кидается в глаза их запущенность. Видно, что тут когда-то живали на широкую руку, а потом или дела хозяина расстроились, или поместье досталось другим, изменившим образ жизни прежних владельцев и забросившим роскошные палаты в небреженье. В стороне от усадьбы был огромный, но уж наполовину совсем развалившийся псарный двор, за ним — театр без крыши, еще дальше — запустелый конный завод и суконная фабрика. Зато хозяйственные постройки были в редком порядке — хлебные амбары, молотильня, рига на славу были построены из здорового леса, покрыты железом, и все как с иголочки новенькие.

-5

Отец Луповицких был одним из богатейших помещиков той стороны. Смолоду служил, как водится, в гвардии, но после возврата наших войск из Франции вышел в отставку, женился и поселился в родовом своем именье. Заграничная жизнь хоть и порасстроила немножко его дела, но состояния не пошатнула. Луповицкий барином жил, гости у него не переводились: одни со двора, другие на двор. Пиры бывали чуть не каждый день, охоты то и дело, и никто из соседей-помещиков, никто из городских чиновников даже помыслить не смел отказаться от приглашенья гостеприимного и властного хлебосола.

-6

Иначе беда: Луповицкий барин знатный, генерал, не одно трехлетие губернским предводителем служил, не только в своей губернии, но в Петербурге имел вес. Связи у него в самом деле были большие — оставшиеся на службе товарищи его вышли в большие чины, заняли важные должности, но со старым однополчанином дружбу сохранили. Приязнь их тщательно поддерживалась породистыми конями Луповицкого, отводимыми в Петербург на конюшни вельможных друзей. На псарном дворе у Луповицкого было четыреста псов борзых да триста гончих. Оркестр крепостных музыкантов управлялся выписанным из Италии капельмейстером. Была и роговая музыка, было два хора певчих, актеры оперные, балетные, драматические, живописцы, всякого рода ремесленники, и всё крепостные. Так широко и богато проживал в своем поместье столбовой барин Александр Федорыч Луповицкий.

-7

Под шумок поговаривали, будто Луповицкий масонства держится. Немудрено — в то время каждый сколько-нибудь заметный человек непременно был в какой-нибудь ложе. Масонство, однако ж, не мешало шумной, беспечной жизни богатых людей, а не слишком достаточные для того больше и поступали в ложи, чтобы есть роскошные даровые ужины. Ежели Луповицкий и был масоном, так это не препятствовало ни пирам его, ни театру, ни музыке, ни охоте. Иное сталось, когда он прожил в Петербурге целую зиму. Воротившись оттуда, к удивлению знакомых и незнакомых, вдруг охладел он к прежним забавам, возненавидел пиры и ночные бражничанья, музыку и отъезжие поля — все, без чего в прежнее время дня не мог одного прожить.

Музыканты, актеры, живописцы распущены были по оброкам, псарня частью распродана, частью перевешана, прекратились пиры и банкеты. Для привычных гостей двери стали на запоре, и опустел шумный дотоле барский дом. Луповицкий с женою стали вести жизнь отшельников. Вместо прежних веселых гостей стали приходить к ним монахи да монахини, странники, богомольцы, даже юродивые. Иногда их собиралось по нескольку человек разом, и тогда хозяева, запершись во внутренних комнатах, проводили с ними напролет целые ночи. Слыхали, что они взаперти поют песни, слыхали неистовый топот ногами, какие-то странные клики и необычные всхлипывания. Через несколько времени, опричь странников и богомольцев, стали к Луповицким сходиться на ночные беседы солдаты, крестьяне, даже иные из ихних крепостных.

-8

Никто понять не мог, что этот сброд грубых невежд и шатунов-дармоедов делает у таких просвещенных, светских и знатных людей, как Луповицкие. Александр Федорыч и в другом изменился: любил он прежде выпить лишнюю рюмку, любил бывать навеселе, любил хорошо и много покушать — а теперь ни вина, ни пива, даже квасу не пьет, только и питья у него чай да вода. Не только мясного — рыбного за столом у него больше не бывало, ели Луповицкие только хлеб, овощи, плоды, яйца, молочное, и больше ничего. Зато и в светлое воскресенье и в великую пятницу с сочельниками подавалась у них одна и та же пища.

Сестра Луповицкого была замужем за Алымовым, отцом Марьи Ивановны, умерла она раньше перемены, случившейся с ее братом. Вскоре умер и муж ее, тогда Луповицкие маленькую сиротку, Марью Ивановну, взяли на свое попеченье. Воспитанье давали ей обыкновенное для того времени — наняты были француженка, немка, учительница музыки, учительница пения, а русскому языку, русской истории и закону божию велели учить уволенному за пьянство из соседнего села дьякону. Два сына Александра Федорыча тоже дома воспитывались — целый флигель наполнен был их гувернерами и разного рода учителями от высшей математики до верховой езды и фехтованья.

-9

Все иностранцы были, а русскую премудрость и сынки с Марьей Ивановной почерпали у пропившегося дьякона. Петербургские вельможные друзья в благодарность за резвых рысаков предлагали Луповицкому выхлопотать его сыновьям звание пажей, но Александр Федорыч, до поездки в Петербург сильно тосковавший, что, не будучи генерал-лейтенантом, не может отдать детей в пажеский корпус, и слышать теперь о том не хотел. Хочу из них сделать сельских хозяев, — писал он к старым своим приятелям, и нельзя было разуверить друзей его, что бывший их однополчанин обносился умом, и на вышке у него стало не совсем благополучно.

Все дивились перемене в образе жизни Луповицких, но никто не мог разгадать ее причины. Через несколько лет объяснилась она. Был в Петербурге духовный союз Татариновой.

Принадлежавшие к нему собирались в ее квартире и совершали странные обряды. С нею через одного из вельможных однополчан познакомился и Александр Федорыч. Вскоре и сам он и жена его, женщина набожная, кроткая и добрая, вошли в союз, а воротясь в Луповицы, завели у себя в доме тайные сборища.

-10

Между тем, когда о духовном союзе узнали и участников его разослали по монастырям, добрались и до Луповицких. Ни их богатства, ни щедрые пожертвования на церкви, больницы и богадельни, ни вельможные однополчане, ничто не могло им помочь. Кончил свои дни Александр Федорыч в каком-то дальнем монастыре, жена его умерла раньше ссылки.

И сыновья и племянница хоть и проводили все почти время с гувернерами и учительницами, но после, начитавшись сначала четьи-миней и «Патериков» об умерщвлении плоти угодниками, а потом мистических книг, незаметно для самих себя вошли в «тайну сокровенную». Старший остался холостым, а меньшой женился на одной бедной барышне, участнице «духовного союза» Татариновой. Звали ее Варварой Петровной, у них была дочь, но ходили слухи, что она была им не родная, а приемыш либо подкидыш.

Ссылка отца научила сыновей быть скрытней и осторожнее.

Не прекратились, однако, у них собранья, но они стали не так многолюдны. Не было больше на них ни грязных юродивых, ни шатунов-богомольцев, ни странников; монахи с монахинями хоть и бывали, но редко. Притаились и молодые Луповицкие, как-то проведавшие, что и за ними следят. Тогда Марья Ивановна из Луповиц переехала в свое Талызино и там выстроила в лесу дом будто для житья лесника, а в самом деле для хлыстовских сборищ. В тех местах хлыстовщина меж крестьянами велась исстари, и Марья Ивановна нашла много желавших быть участниками в «тайне сокровенной». Но через несколько лет, узнав, что об лесных ее сборищах дошли вести до Петербурга, она решилась переехать на житье в другую губернию. Кто-то сказал ей, что продается пустошь Фатьянка, где в старые годы бывали хлыстовские сходбища с самим Иваном Тимофеичем, Христом людей божиих; она тотчас же купила ее и построила усадьбу на том самом месте, где, по преданьям, бывали собранья «божьих людей».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров, 1896
«На горах», Михаил Васильевич Нестеров, 1896

Рады были Луповицкие сестрину приезду, давно они с ней не видались, обо многом нужно было поговорить, обо многом посоветоваться. Письмам всех своих тайн они не доверяли, опасаясь беды. Потому раза по два в году езжали друг к другу для переговоров. Луповицкие сначала удивились, что Марья Ивановна, такая умная и осторожная, привезла с собой незнакомую девушку, но, когда узнали, что и она желает быть «на пути», осыпали Дуню самыми нежными ласками. С хорошенькой, но как смерть бледной племянницей Марьи Ивановны, Варенькой, Дуня Смолокурова сблизилась почти с первого же дня знакомства. Молодая девушка с небольшим лет двадцати, с умными и немножко насмешливыми глазами, приняла Дуню с такой радостью, с такой лаской и приветливостью, что казалось, будто встречает она самую близкую и всей душой любимую родственницу после долгой разлуки.

Обстановка дома Луповицких поразила Дуню, до тех пор сидевшую в четырех стенах отцовского дома и не видавшую ничего подобного. Налюбоваться не могла она на убранство комнат, сохранивших еще остатки былой роскоши. Огромные комнаты, особенно большая зала с беломраморными стенами и колоннами, с дорогими, хоть и закоптелыми люстрами, со стульями и диванчиками, обитыми хоть и полинявшею, но шелковой тканью, другие комнаты, обитые гобеленами, китайские вазы, лаковые вещи, множество старого саксонского и севрского фарфора, вся эта побледневшая, износившаяся роскошь когда-то изящно и свежо разубранного барского дома на каждом шагу вызывала громкое удивленье Дуни. Варенька снисходительно улыбалась ей, как улыбается взрослый человек, глядя на любопытного ребенка.

Выводы ОС

Я пока остановлюсь здесь, чтобы не делать чтение очень длинным, но дать вам, друзья, насладиться островками Святой Руси. Мы продолжим завтра это путешествие в Святую Русь. В детстве я просто уносился в те края... Но теперь я прекрасно понимаю, что впереди у нас - новое, великолепное возрождение той Святой Руси, которую мы было потеряли...