В древнем храме Вирабхадра, посвященном жестокому воплощению бога Шивы, находится загадочная "парящая колонна".
Материализация невесомого пространства использовалась многочисленными художниками и архитекторами на протяжении всего двадцатого века и сохраняется до наших дней. От «плавающих колонн», спроектированных Чарльзом Муром для Лоуренс-холла в Художественном музее Уильямса-колледжа, которые создают ложное ощущение невесомости, до самых странных колонн в аркадах здания на Рамбла де Кан Мора в Сант-Кугат-дель-Вальес, которые на самом деле приподнимаются на дюйм от земли, как будто левитируют.
Использование колонны в качестве простого украшения остается неизменным в истории архитектуры, но история древнего храма Вирабхадры - это нечто другое, что кажется не от мира сего.
Здание возведено в индийском городе Лепакши на юге штата Андхра-Прадеш.
Храм Лепакши, как его еще называют, известен своими мозаиками и скульптурами почти на всех открытых поверхностях, датируемыми XVI веком.
Это важное место паломничества является творением двух братьев - Вирупанны Наяки и Виранны, которые были наместниками империи Виджаянагар во времена правления императора Ачьюты Девы Райи.
Среди 70 гранитных резных колонн, поддерживающих крышу, одна является наиболее интригующей. Она известна как висячая колонна Лепакши, и когда мы говорим «висячая», это потому, что на самом деле она не касается земли. Обычно гиды удивляют посетителей, передавая им ткани и бумаги, чтобы те увидели, что она не подчиняется закону гравитации, несмотря на свой кажущийся вес.
Она имеет высоту 4,60 метра и украшена замысловатой резьбой, которая, кажется, свисает с потолка вместе с колонной. При этом она, как и приведенные выше примеры, не несет декоративной функции. В колониальный период британский инженер попытался раскрыть эту тайну и предпринял попытку сдвинуть колонну, что привело к обрушению части крыши храма. Это исключает возможность того, что, как кто-то предположил, именно взаимосвязанные, идеально сбалансированные каменные блоки создают ощущение плавающего объекта. Итак, возможно ли как-то рассеять вес через крышу, которая ее поддерживает?
Самые важные стратегии облегчения в архитектуре XX века являются следствием технического прогресса и использования легких материалов, но как насчет гранита?
Некоторые предполагают, что колонна на самом деле полая, что значительно уменьшило бы ее вес, но это не доказано.
Многие ученые считают, что она была спроектирована таким образом из-за сейсмической активности в регионе, чтобы помочь храму противостоять землетрясениям. Это говорит о том, что братья Наяка обладали выдающимся техническим опытом.
Это не единственная загадка храма Лепакши. Когда вы проходите через кальяна-мандапу, виден гигантский след, как будто кто-то колоссальный со всей силы наступил на землю, оставив в камне отпечаток своей ступни.
По преданию, это ступня Ма Ситы, одного из главных героев эпоса "Рамаяна" ("Путь Рамы"), аватара (или воплощения) богини Лакши, вечной супруги бога Вишну.
Согласно преданию, когда Равана насильно взял Ситу на борт своей пушпака виманы (летающего корабля, сделанного из цветов) по пути на Ланку, они остановились там, и, не желая продолжать движение, Сита наступила на камень с такой силой, что еа след остался на скале.
На этом отпечатке всегда есть тонкий слой воды. Храмовые гиды часто говорят, что многие посетители пытались высушить жидкость, но таинственным образом вода снова просачивается, оставляя след влажным. Загадка в том, что поблизости нет известного источника воды.
Шри Ауробиндо в "Защите индийской культуры" сказал: «Европейский ум считает Раму и Ситу неинтересными и нереальными, потому что они слишком добродетельны, слишком идеальны, слишком белого цвета; но для индийского ума, даже независимо от всех религиозных чувств, они являются фигурами всепоглощающей реальности, которые взывают к самым сокровенным фибрам нашего существа».
Действительно, для индусов их божества олицетворяли реальных существ из плоти и крови, которые в далеком прошлом сражались в этом регионе с помощью недостижимых для человека технологий.
Согласно вышеупомянутой Рамаяне, местность, где стоит храм, считается местом, где мифическая птица Джатаю, сражавшаяся с царем Раваной после ранения, упала на землю, не победив его.
Вопрос в том, является ли висячая колонна Лепакши невероятным достижением древней инженерии или плодом случайности, сдвинувшим ее, со своего, казалось бы, плавучего положения из-за сейсмической активности, или даже может быть ошибкой во время строительства. Как бы то ни было, она привлекает внимание всех посетителей к этому храму, внесенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.