В Музее ВВС в Монино, о котором я неоднократно писала, содержится внушительная коллекция вертолетов.
Собственно, уже при входе на территорию под открытом небом посетителей встречает гигант-красавец, рядом с которым все стараются сфотографироваться: тяжелый транспортный вертолет В-12 (он же - Ми-12), настолько огромный, что трудно вместить его в один кадр.
Его интересно разглядывать и в деталях.
Но основная часть коллекции вертолетов сосредоточена дальше, возле крытого ангара 8, в котором находятся самые старинные и раритетные экспонаты музея.
Жаль, что в силу нынешней заброшенности музея эту коллекцию трудно рассмотреть так, как хотелось бы. Участок огорожен, близко подойти нельзя, рассмотреть с разных сторон тоже нельзя.
Красивый и эффектный противопожарный вертолёт задвинули куда-то совсем на задний план. Почему?.. Посетители были бы рады запечатлеть себя на его фоне. Или полюбоваться самой машиной.
На этом стенде мое внимание привлекло имя летчика-испытателя Юрия Александровича Гарнаева (1917-1967). Если вертолёт в первом его варианте был изготовлен, как написано, в 1969 году, а Гарнаев погиб в 1967, то когда он его успел испытать?.. Сын Гарнаева, Александр Юрьевич (р. 1960) - тоже летчик-испытатель, однако в те годы он был еще ребенком.
Имя Юрия Гарнаева мне знакомо с ранней юности; в Феодосии, куда я регулярно ездила с 1980-х годов, есть улица Гарнаева (на ней жили наши друзья), а от причала в сторону Судака ходил теплоходик "Юрий Гарнаев", на котором я постоянно путешествовала туда и обратно (часто - первым и последним рейсом).
В свете нынешних тенденций на первом плане экспозиции - военно-транспортные вертолёты.
Тяжелый военно-десантный вертолет ЯК-24, стоящий прямо возле ангара, впечатляет какой-то архаической мощью.
Просто какой-то летающий мастодонт. Смотрится очень архаически.
А едва ли не самая интересная мирная машина вновь задвинута на задворки. Подойти нельзя, нужно включать зум.
Знакомьтесь: это уникальный вертолёт-кран. Информационный стенд установлен почти напротив военно-десантных вертолётов, и неискушённый посетитель даже не сразу поймёт, что к чему, и куда надо смотреть.
Сама идея соединения вертолета и грузоподъёмного крана вполне жива, такие машины существуют и используются в деле. Но этот образец достоин большего внимания хотя бы в силу возраста и интересного внешнего облика. А его как будто стесняются. Странно.
Естественно, я снимала не все вертолёты, попадавшиеся в процессе осмотра экспозиции, а только те, которые произвели особое впечатление своей историей и, прежде всего, своим внешним видом.
Другие мои статьи про музей в Монино:
--