Найти в Дзене
Наука и фантастика

Музей ВВС в Монино: коллекция вертолётов

В Музее ВВС в Монино, о котором я неоднократно писала, содержится внушительная коллекция вертолетов.

Собственно, уже при входе на территорию под открытом небом посетителей встречает гигант-красавец, рядом с которым все стараются сфотографироваться: тяжелый транспортный вертолет В-12 (он же - Ми-12), настолько огромный, что трудно вместить его в один кадр.

Вертолет В-12. Фото моё.
Вертолет В-12. Фото моё.
Информационный стенд.
Информационный стенд.

Его интересно разглядывать и в деталях.

Фото моё. Как не увидеть тут некую "морду лица" с любопытствующим взглядом?..
Фото моё. Как не увидеть тут некую "морду лица" с любопытствующим взглядом?..

Но основная часть коллекции вертолетов сосредоточена дальше, возле крытого ангара 8, в котором находятся самые старинные и раритетные экспонаты музея.

Часть экспозиции вертолетов. Фото моё.
Часть экспозиции вертолетов. Фото моё.

Жаль, что в силу нынешней заброшенности музея эту коллекцию трудно рассмотреть так, как хотелось бы. Участок огорожен, близко подойти нельзя, рассмотреть с разных сторон тоже нельзя.

Ближе не подойдёшь. Фото моё.
Ближе не подойдёшь. Фото моё.
Лёгкий вертолёт Ми-2 (1961). Фото моё.
Лёгкий вертолёт Ми-2 (1961). Фото моё.
Транспортный вертолёт Ка-25К. Фото моё.
Транспортный вертолёт Ка-25К. Фото моё.

Красивый и эффектный противопожарный вертолёт задвинули куда-то совсем на задний план. Почему?.. Посетители были бы рады запечатлеть себя на его фоне. Или полюбоваться самой машиной.

Фото моё.
Фото моё.
Фото моё.
Фото моё.

На этом стенде мое внимание привлекло имя летчика-испытателя Юрия Александровича Гарнаева (1917-1967). Если вертолёт в первом его варианте был изготовлен, как написано, в 1969 году, а Гарнаев погиб в 1967, то когда он его успел испытать?.. Сын Гарнаева, Александр Юрьевич (р. 1960) - тоже летчик-испытатель, однако в те годы он был еще ребенком.

Имя Юрия Гарнаева мне знакомо с ранней юности; в Феодосии, куда я регулярно ездила с 1980-х годов, есть улица Гарнаева (на ней жили наши друзья), а от причала в сторону Судака ходил теплоходик "Юрий Гарнаев", на котором я постоянно путешествовала туда и обратно (часто - первым и последним рейсом).

В свете нынешних тенденций на первом плане экспозиции - военно-транспортные вертолёты.

Фото моё.
Фото моё.

Тяжелый военно-десантный вертолет ЯК-24, стоящий прямо возле ангара, впечатляет какой-то архаической мощью.

Фото моё.
Фото моё.
Он же анфас. Фото моё.
Он же анфас. Фото моё.

Просто какой-то летающий мастодонт. Смотрится очень архаически.

А едва ли не самая интересная мирная машина вновь задвинута на задворки. Подойти нельзя, нужно включать зум.

Фото моё.
Фото моё.

Знакомьтесь: это уникальный вертолёт-кран. Информационный стенд установлен почти напротив военно-десантных вертолётов, и неискушённый посетитель даже не сразу поймёт, что к чему, и куда надо смотреть.

Фото моё.
Фото моё.

Сама идея соединения вертолета и грузоподъёмного крана вполне жива, такие машины существуют и используются в деле. Но этот образец достоин большего внимания хотя бы в силу возраста и интересного внешнего облика. А его как будто стесняются. Странно.

Естественно, я снимала не все вертолёты, попадавшиеся в процессе осмотра экспозиции, а только те, которые произвели особое впечатление своей историей и, прежде всего, своим внешним видом.

Другие мои статьи про музей в Монино:

--