Найти в Дзене
Наука и фантастика

Фарман? Шарман!

Оглавление

В Музее ВВС в Монино в павильонной экспозиции трудно пройти мимо макета в натуральную величину одного из самых популярных легких самолетов начала 20 века. Он настолько большой, что в кадр целиком не влезает.

Фото моё.
Фото моё.

Это знаменитый учебный самолет Фарман-IV (Farman-IV).

Сконструирован французским изобретателем и летчиком Анри Фарманом (1874-1958) в 1909 году, выпускался и в других странах, включая Россию. Между 1910 и 1916 годами в России было построено более 1500 таких аппаратов, на которых проходили обучение самые известные летчики.

Аннотация. Фото моё.
Аннотация. Фото моё.

Про самого Фармана в аннотации ничего не написано, но мы это восполним.

Анри Фарман - история увлечений

Выглядел он весьма симпатично! Нетрудно понять, почему девы и дамы массово влюблялись в летчиков.

Портрет из Википедии.
Портрет из Википедии.

По первому образованию - художник, по призванию - спортсмен, любящий скорость, риск и рекорды (велогонщик, автогонщик, наконец - летчик).

В 1907 году он приобрел свой первый самолет (создатель - Габриэль Вуазен) и установил на нем ряд рекордов.

Например, 30 октября 1908 года он совершил полет на высоте 100 метров из окрестностей Парижа в Реймс. Тогда это считалось рекордом, да! И служило хорошей рекламой самолетов Вуазена. На картинке, помимо самолета, изображен знаменитый собор Нотр Дам в Реймсе - место коронации французских королей.

Рекламный листок. Из Википедии
Рекламный листок. Из Википедии

Потом Фарман решил не рекламировать чужие самолеты, а строить собственные. Вместе с братом Морисом он создал фирму "Фарман" - и процесс пошёл! За 30 лет деятельности компания создала свыше 200 моделей самолетов. Не все пошли в производство, и в итоге фирма не выдержала конкуренции с предприятиями, сделавшими ставку на более современные конструктивные идеи.

Но свою роль в истории Фарман сыграл.

Полет дуэтом и соло

"Самолёт, самолёт, унеси меня в полёт,

у меня душа поёт: полюбился мне пилот!"

Фото моё.
Фото моё.

В монинском музее создана забавная инсталляция: на Фармане "летит" колоритная парочка, пилот (чем-то похожий на самого Фармана) и барышня в длинном платье и соломенной шляпке с шелковыми лентами.

Скорее всего, дамочка не учится пилотировать самолет, а просто катается. Или позирует. Для полета ее наряд явно не совсем подходящий: ветер может закинуть ленты шляпы или даже подол широкого платья на лицо пилота, а это не комильфо.

Но некоторые дамы действительно летали на Фарманах, причем не в качестве пассажиров. В частности, так делала первая русская летчица - Лидия Виссарионовна Зверева.

Лидия Зверева на Фармане-IV. 1911 год. Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/478463-aviatrisa-kak-lidia-zvereva-pokorala-nebo-i-ucila-etomu-drugih-zensin
Лидия Зверева на Фармане-IV. 1911 год. Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/478463-aviatrisa-kak-lidia-zvereva-pokorala-nebo-i-ucila-etomu-drugih-zensin

На этом кадре она, вероятно, тоже просто позирует. Вряд ли она летала именно в таком виде, без головного убора (ветер всё-таки на высоте ощутимый). Но как управляться с машиной, она отлично знала.

Так что стишок (моего изготовления) можно и переиначить:

"Самолёт, самолёт, унеси меня в полёт,

у меня душа поёт: я сама себе пилот!"

Воскрешение легенды

Реконструкторы добрались и до легенд авиации.

Просто точных моделей уже стало мало, некоторым захотелось увидеть воочию, на что была способна старинная техника, и как она выглядела в небе.

Формальным поводом стало празднование 100-летия рекордного перелета С-Петербург - Москва, осуществленного в июле 1911 года. Копия Фармана-IV делалась для съемок фильма "Крылья империи", который в 2017 году после показа четырех серий был снят с эфира, и и лишь в 2019 показан целиком (я его не видела).

В 2012 году группа петербургских энтузиастов ранней авиации под руководством инженера Георгия Владимировича Галли создала летающую копию самолета Фарман-IV. Летные испытания состоялись в 2013 году.

Самолет и его создатель. Фото отсюда: https://piotr1.narod.ru/farman.html
Самолет и его создатель. Фото отсюда: https://piotr1.narod.ru/farman.html

В действии эта модель демонстрировалась на различных авиашоу. А в ЖЖ Галли описаны все стадии воссоздания раритета. Так что история Фармана отнюдь не заканчивается в музейном зале. Идеи и вещи живут своей жизнью. И, в отличие от людей, иногда воскресают.

---

В моей космоопере "Хранительница" на планете Тиатара основное средство перемещения - легкие летательные аппараты, флаеры. Конечно, они снабжены программами с автопилотом, но, чтобы получить права на управление флаером, надо все-таки владеть ручным пилотированием, знать все правила воздушного движения и сдать экзамен. Тем не менее, права могут получить даже подростки 15-16 лет. Не могу сказать, как именно выглядят те флаеры, но есть и одноместные, и двухместные, и побольше - рейсовые, пассажиров на 5-9 (одно место - для пилота).

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса". В этих аудиоверсиях присутствуют музыкальные заставки и композиции, созданные с помощью нейросети SUNO.