Найти тему
Наука и фантастика

Траян Вуя и его моноплан

Оглавление

Честно признаюсь: до недавнего посещения Музея ВВС в Монино я ничего не знала о румынском пионере авиации - Траяне Вуя (1872-1950).

Потрет Траяна Вуя. Из Википедии.
Потрет Траяна Вуя. Из Википедии.

Где Румыния - и где авиастроение?..

История изобретателя

Однако в начале 20 века там появился такой самородок, сын сельского священника. Учился в Школе механиков при университете Будапешта (дело было еще в Австро-Венгерской империи), получил диплом инженера; затем учился на юридическом факультете того же университета, написал диссертацию на остроактуальную тему (Militär und Industrie, Status und Contractus) и был удостоен докторской степени.

Вернувшись в начале 20 века в Румынию, увлекся изобретением летательных аппаратов. Траяна Вуя вдохновил пример французского мэта, Виктора Татена, которого он посетил в Париже в 1902 году и познакомился с моделью его самолета, построенного еще в лохматом 1879 году.

Модель аэроплана Виктора Татена, 1879. Википедия.
Модель аэроплана Виктора Татена, 1879. Википедия.

В 1904 году Вуя построил свой первый моторизованный летательный аппарат - моноплан, а в 1905 году снабдил его новинкой - пропеллером (свежее изобретение Татена). Аппарат получил название Traian Vuia 1. Первый полет состоялся в 1906 году. Лиха беда начало: моноплан оторвался от земли на 1 метр и пролетел 12 метров. Тем не менее, это считалось важным достижением.

Во-первых, совершить разбег удалось на ровной поверхности, без дополнительных вспомогательных средств. Во-вторых, несмотря на скромные достижения, полет был успешным и закончился благополучным приземлением.

Моноплан Вуя-1. 1906. Картинка из Википедии.
Моноплан Вуя-1. 1906. Картинка из Википедии.

Вуя продолжал свою изобретательскую деятельность, однако повторить или превзойти свой первый рекорд не сумел. И румынское авиастроение так и не получило развития ни в первой половине 20 века, ни во второй.

Музейные экспонаты

В Музее ВВС в Монино уменьшенная модель моноплана Вуи висит прямо у входа в первую экспозицию в крытом павильоне.

Это копия не первого моноплана (Вуя-1), а второго - Вуя-2, созданного в 1907 году. Конструктивно - примерно то же самое. Одноместный аппарат с моторчиком. Изящный и с виду хрупкий.

Еще более изящным и, я бы сказала, нежным, выглядит экспериментальный вертолет, построенный Траяном Вуя в 1918-1921 годах.

Это просто произведение искусства. Конечно, в музее висит модель в уменьшенном размере. Но, наверное, и в реальном масштабе машинка смотрелась необычайно красиво.

Молель экспериментального вертолета Вуя. 1918-1921. Фото моё.
Молель экспериментального вертолета Вуя. 1918-1921. Фото моё.

Модель экспериментального вертолета Вуя. Фото моё.
Модель экспериментального вертолета Вуя. Фото моё.

Остается добавить, что аэропорт в городе Тимишоара, втором по величине городе Румынии, носит имя Траяна Вуя. Я никогда там не была и, наверное, вряд ли буду. Зато в Монино побывала и открыла для себя немало интересного.