Найти тему
Наука и фантастика

Стратостат - опасное развлечение

Оглавление

Продолжаю понемногу выкладывать фото экспонатов Музея ВВС в Монино. В том же ангаре 8, где хранится коллекция планеров, включая дископлан, экспонируются две капсулы стратостатов. К сожалению, их видно не очень хорошо, ибо на первом плане - раритетный старинный разведчик-бомбардировщик. Музей-то военный, а стратостат создавался для мирных целей.

Фото моё. Голубой и серебристый шары за самолетиком - это гондолы стратостатов.
Фото моё. Голубой и серебристый шары за самолетиком - это гондолы стратостатов.

Стратостаты 1930-х

Стратостат - разновидность аэростата, способного подниматься до стратосферы. Такой тип аппаратов был изобретен в 1930 году швейцарским ученым Огюстом Антуаном Пиккаром (или Пикаром, Piccard, 1884-1962). Цель - исследование космических лучей на максимально доступной тогда высоте (космических кораблей еще не существовало, спутников тоже).

Предполагалось пилотируемое сооружение, ибо компьютеров, способных собирать, передавать и анализировать информацию, тоже еще не придумали. Имелись только человеческие мозги и руки.

Чтобы поднять экипаж на такую высоту, требовалась уже не открытая корзина обычного аэростата, в которой люди бы напрочь замёрзли и задохнулись от нехватки кислорода.

Экспонат Музея ВВС в Монино. Фото моё
Экспонат Музея ВВС в Монино. Фото моё

Гондола стратостата должна была делаться не просто закрытой, а герметичной. Оптимальным материалом стал алюминий.

27 мая 1931 года Огюст Пиккар и его напарник Пауль Кипфер совершили первый в мире полёт в стратосферу из Аугсбурга на юге Германии и достигли высоты 15 785 м. Во время полёта Пиккар собрал важные данные о верхних слоях атмосферы и о космических лучах. 18 августа 1932 года Пиккар совершил второй вместе с Максом Козинсом. Стратостат стартовал из Цюриха и достиг высоты 16 200 м. Пиккаровский стратостат участвовал в 27 полётах, достигнув максимальной высоты 23 000 м.

Пиккар в капсуле своего аэростата в 1931 году. Источник: Википедия.
Пиккар в капсуле своего аэростата в 1931 году. Источник: Википедия.

Эти опыты очень заинтересовали советских ученых и изобретателей. Начальство подумало: а чем мы хуже? - и дало добро на создание советских стратостатов.

В 1933-1934 годах были построены стратостаты «СССР-1» и «Осоавиахим-1».

Осовиахим-1. Фото из Википедии
Осовиахим-1. Фото из Википедии

Полет "Осоавиахима-1" завершился катастрофой. В 1934 году аварию потерпел стратостат "СССР-2", а в 1937 упал стратостат "СССР-3" (крайне неприятный символизм даты - видимо, предполагалось отпраздновать 20-летие революции). А в 1938 из-за аварийного спуска прямо на линии ЛЭП погиб экипаж очередного стратостата.

В общем, повторить успех Пиккара не получилось. Хотя идея не была окончательно отвергнута, и в 1958 году построили стратостат "Волга". Испытание состоялось в 1962 году и тоже закончилось катастрофой: летчик Евгений Андреев катапультировался и выжил, а его напарник Пётр Долгов погиб из-за разгерметизации скафандра.

Затем началась эра космонавтики, и нужда в советских стратостатах отпала.

Монинские гондолы

Вот такие трагические истории стоят за экспонатами монинского музея, задвинутыми на второй план и снабженными нейтральными по тону информационными плакатами.

Гондола стратостата "Волга". Фото из Википедии. Мне в таком ракурсе снять не удалось - видимо, экспонат с тех пор переставили. Или автора фото пустили за заграждение.
Гондола стратостата "Волга". Фото из Википедии. Мне в таком ракурсе снять не удалось - видимо, экспонат с тех пор переставили. Или автора фото пустили за заграждение.

А вот что получилось сфотографировать у меня.

Фото моё. В аннотации ничего не сказано о гибели стратотата.
Фото моё. В аннотации ничего не сказано о гибели стратотата.

Фото моё
Фото моё

И второй экспонат - та самая гондола "Волги".

Фото моё. О гибели Долгова - вновь очень сдержанно.
Фото моё. О гибели Долгова - вновь очень сдержанно.
Гондола Волги. Фото моё. Бомбардировщик очень мешает.
Гондола Волги. Фото моё. Бомбардировщик очень мешает.

Если не знать, что стоит за всеми этими "шариками", то можно и не обратить на них внимания - стоят себе где-то у стеночки, и ладно.

История не закончена

История советских стратостатов завершилась в 1962 году, но в мире интерес к этим летательным аппаратам не пропал, и возродился уже в наши дни.

В США стратостаты строились в 1950-х и 1960-х годах, они использовались для различных исследований, в том числе для тренировки спуска человека из космоса. Иногда это тоже заканчивалось трагически.

В 21 веке стратостатами занимаются в основном две компании: Red Bull Stratos из Австрии и Google Strato из США.

И тут уже рекорды пошли такие, что просто дух захватывает. В 2012 году астрийский парашютист Феликс Баумгартнер (глава Red Bull Stratos) прыгнул с парашютом с высоты 39 км, преодолев в полете скорость звука. Это был самый высокий полет на стратостате, самый долгий прыжок с парашютом и самая высокая скорость, достигнутая в свободном падении до раскрытия парашюта.

А в 2014 году один из вице-президентов компании Гугл, Алан Юстас, прыгнул с высоты 41419 м. Если Баумгартнер поднялся в космос в гондоле, то Юстас - в особом скафандре, подвешенным под шаром стратостата. На нужной высоте он просто отцепился и... прыгнул. Феерическая храбрость!

Вероятно, эти опыты современных отчаянных парней были использованы в начальных сценах фильма "К звездам", где герой вынужден прыгнуть с внешней стороны космического лифта.

Так что стратостаты в любом случае - крайне рискованное развлечение.

--