В эфире экономика по-русски Дмитрий Чернейко с Михаилом Хазиным обсудили актуальную тему:
М. Х.: Вы знаете, если говорить о повышении производительности труда, то мой опыт и опыт общения с теми людьми, которые этой темой занимаются, ну вот Дмитрий Песчальников, например. Он показывает, что колоссальный резерв повышения производительности труда носит чисто организационный характер.
Это, конечно, на порядок не улучшит производительность, но раза в два можно легко. И в этом случае всё равно появится большой избыток рабочей силы и самое главное – быстро, если это делать грамотно. Нет?
Дмитрий Чернейко: Вот не появится. Мы ведём Национальный проект производительности труда в Петербурге. Работаем с предприятиями диапазона от общепита до серьёзного оборонного предприятия. На отдельных участках только за счёт управленческих решений, логистики, бережливого производства в хорошем смысле слова, рост производительности достигает 300%. Это очень круто. Но это в три раза, это не на порядок.
Настолько много переработок, настолько много сверхнормативного труда, поверьте, огромные объёмы. Мы его просто не видим, потому что он не учитывается. Это общая болезнь.
Статистика сегодняшняя, она, к сожалению, не видит огромного количества процессов, которые реально происходят, и вы это прекрасно знаете. И вот на ближайшие 10 лет проблемы с тем, куда деть людей, нету.
А потом одномоментно, поверьте, ну где взять столько людей?
Вот я вам приведу простой пример. У меня есть один знакомый, которому принадлежит пять предприятий. В этих мы отработали производительность, всё очень хорошо. Он говорит, великолепно, спасибо твоим ребятам. Я говорю, у тебя есть ещё два.
Он говорит:”И?”
Я говорю:”Я бы хотел, чтобы у тебя этот проект был на этих двух”.
Говорит:”И в чём проблема?”
Я говорю:” Твои директора не хотят."
Он говорит:”Что значит, мои директора не хотят?”
Он звонит директорам и говорит:” Ребята, вы покупаете у меня эти заводы. Второе, вы вписываетесь в проект. Третье, пишете заявление и уходите”.
Как вы думаете, что было дальше?
Один директор подписал все соглашения через месяц, а второй только через четыре.
Ещё раз, этот собственник, он очень жёсткий человек. Я его знаю достаточно хорошо и давно. С очень серьёзными вещами и оборонными, и не только. Это вот пример, понимаете, это когда собственник говорит директору, а директор против, потому что он не хочет ничего менять.
И большинство не хочет ничего менять. Это самая большая проблема этой инерции мысли. Она, с одной стороны, нас спасает, с другой стороны, не даёт развиваться. Ну, стандартные противоречия.