Найти тему

Синтаксис - "языковой архитектор"!

Оглавление

О, синтаксис!

"Cинтаксис" - это слово, которое родом из Древней Греции. И оно прямо-таки кричит о своей сущности!
"syn" (σύν) - это "вместе", "совместно": как будто все слова в предложении берутся за руки и танцуют в красивом "грамматическом вальсе". 💃🕺
"taxis" (τάξις) - это "порядок", "расположение": как будто слова выстраиваются в стройные ряды, подчиняясь строгим правилам грамматики. 💂‍♀️💂‍♂️
Получается, "синтаксис" - это "соположение", "организация слов в единую структуру".

Ты - та самая грамматическая фея, которая творит чудеса из слов, соединяя их в красивую, стройную фразу. Иногда ты капризничаешь, ставя слова в нестандартные позиции, но в целом - ты творческая личность!

Разберем, как работает этот волшебный мир синтаксиса:

Слова - кирпичики, предложения - здания. Предложение - это не просто набор слов, это сложная структура, где каждое слово играет свою роль. Например, в предложении "Кошка поела рыбу" "кошка" - это та, кто ест (субъект), "поела" - действие (глагол), "рыбу" - то, что едят (объект). Сделаем предложение более интересным: "Вчера кошка поела рыбу на кухне". В нем есть слова, указывающими на время и место, Какие? Они называются обстоятельствами. Это предложение состоит из словосочетаний "кошка поела" и "поела рыбу". Какие еще?

Словосочетание

Словосочетание - это как команда супергероев, где каждый герой - отдельное слово, а вместе они - мощная сила, создающая новый, общий смысл! 🦸‍♀️🦸‍♂️🦸

Разберем, что же делает словосочетание таким "супергеройским":

* "Самостоятельные" слова: в команде нет "запасных игроков", каждое слово само по себе имеет значение.

* "Связь по смыслу" герои не просто стоят рядом, они действуют в одном направлении, дополняя друг друга.

* "Грамматическая связь": герои "говорят" на одном языке, согласуясь друг с другом.

* "Новое понятие": вместе они создают что-то больше, чем простая сумма слов.

* Например, "синий шар" - это не просто "синий" и "шар", а конкретный объект.

Словосочетания - это фундамент предложения, они делают язык богаче и выразительнее.

И не забывайте: герои в команде образуют разные команды:

* Согласование: "синий шар" - "синий" согласуется с "шаром" в роде и числе. Это партнерские отношения. Игроки советуются (согласуются) с более опытными игроками.

* Управление: "читать книгу" - "читать" "управляет" "книгой", требуя от нее винительного падежа. Глагол (капитан команды) управляет падежом.

* Примыкание: "очень красивый" - "очень" "примыкает" к "красивому", не изменяясь в форме. Примыкают слова, которые не изменяются. Это можно сравнить с чирлидершами. Эти девочки не могут повлиять на ход игры, но создают определенную атмосферу.

-2

Более сложные отношения между членами команды вы найдете в этой схеме.

-3

Словосочетания - это волшебный инструмент языка, с помощью которого мы можем создавать новые смыслы и выражать наши мысли более точно и ярко!

И для закрепления определите какие типы команд представлены ниже.

-4

У каждого игрока команды есть своя форма и роль (функция).

Форма и функция - два полюса. Каждое слово имеет свою форму (например, "кошка" - существительное, "поела" - глагол), а также свою функцию в предложении (подлежащее (Subject), глагол (Verb), дополнение (Object).

Язык - это как мега-конструктор LEGO, где каждый язык использует свои уникальные детали и инструкции по сборке.

-5

И вот, когда мы смотрим на разные языки, мы видим невероятное разнообразие порядка слов (Типология). Это как если бы у каждого языка был свой уникальный конструктор LEGO, с собственными правилами сборки.

Синтаксические структуры - это как древо познания.

Современные теории синтаксиса используют древовидные структуры, чтобы показать, как связаны слова в предложении.

-6

Чтобы понимать как взимодействуют между собой ученые создали разные виды грамматик.

История слова. Корни от древнегреческого "γράμμα" - "черта, линия, грамота" и γράφω «писать» до праиндоевропейского "gerbh-" - "царапать", от которого произошло и английское carve «вырезать»! Получается, что раньше люди царапая скрепком в пещере. Вот оно что!

Генеративная (порождающая) грамматика - как конструктор Lego. Она позволяет построить предложение шаг за шагом, добавляя новые слова и фразы по определенным правилам. Это такой волшебный набор пазлов, где каждая деталь - это фраза.

((He) (said) (ESA (would launch) (a (space probe) ((called) (Mars Express))) (in 2003))```

Смотри, в этом примере у нас есть:

* (He) - это пазл "кто?" - подставляем "Он".

* (said) - пазл "что сделал?" - подставляем "сказал".

* (ESA (would launch) (a (space probe) ((called) (Mars Express))) (in 2003)) - это целая куча пазлов!

И вот, благодаря этим пазлам, мы можем собрать фразу: "Он сказал, что ЭСА в 2003 году запустит космический зодн, который называется Mars Express".

Генеративная грамматика - это как "кубики LEGO" для создания фраз.

Ты можешь собирать свои фразы из этих пазлов и получать новые, правильные предложения!

Грамматика зависимостей - это как генеалогическое древо для предложений! Смотри, каждое слово в предложении зависит от другого слова.

Например, "Он" зависит от "сказал", "сказал" зависит от "что", "что" зависит от "ЭСА" и так далее.

И вот, если мы изобразим эти зависимости в виде древа, мы получим иерархию слов в предложении.

-7

Это как если бы мы выращивали дерево из слов-семян, разные части семени преврашаются в разные части растения и благодаря общему стеблю, ветке или стволу зависят друг от друга.

Грамматика зависимостей помогает нам понять структуру предложений и увидеть, как слова связаны между собой.

Грамматика составляющих - это как конструктор LEGO для фраз, вернее для фразовых категорий, среди которых выделяются:.

  • именная группа (группа существительного, ИГ; англ. noun phrase, NP) — возглавляется существительным;
  • группа прилагательного (ГПрил; англ. adjectival phrase, AP) — возглавляется прилагательным;
  • наречная группа (НарГ; англ. adverbial phrase, AdvP) — возглавляется наречием;
  • предложная группа (ПрГ; англ. prepositional phrase, PP) — возглавляется предлогом;
  • глагольная группа (ГГ; англ. verb phrase, VP) — возглавляется глаголом;
  • предложение (П; англ. sentence, S).

Мы берем две маленькие детальки - непосредственные составляющие (НС), и соединяем их, чтобы получить большую детальку - сложную грамматическую единицу.

Представьте себе, что фразы, как матрёшки, вложены друг в друга.

Например, фраза "Красивый кот спит":

НС1: "Красивый кот" (ИГ)

НС2: "спит" (ГГ)

Соединяем их, и получаем: "Красивый кот спит" (П).

Важно: НС не пересекаются, то есть каждая часть фразы принадлежит только одному НС.

Что нам дает этот метод?

1. Построение деревьев разбора: Мы можем представить фразу как дерево, где каждая вершина - это НС, а ветви - это связи между ними. Это помогает визуализировать структуру фразы и понять, как она построена.

2. Анализ синтаксиса: Позволяет легко определить, как фраза построена, какие слова являются главными, а какие второстепенными.

3. Создание алгоритмов обработки языка: Компьютеры могут использовать этот метод, чтобы анализировать текст, выделять фразы, понимать их смысл и т.д.

Синтаксические маркеры - это как дорожные знаки. Они указывают на функцию слова в предложении. В немецком, например, есть падежные окончания, а в английском - порядок слов.

В разных языках эти знаки (аффиксы, служебными слова) и их порядок разные:

-8

Синтаксические поверхностные маркеры (указатели). Синтетические языки обеспечивают видимую связь между словами внутри словосочетания.

Давайте рассмотрим синтаксические связи в разных языках.

  • португальский: as novas casas (новые дома), например, четко согласована в числе (множественное -s) и роде (женский а-).

Подобные маркеры не обязательны, если хотя бы одно слово передает нужный смысл.

  • немецкий: der Hund, des Hundes, dem Hund, den Hund. Падежный маркер в более заметен в артикле, чем в существительном
  • английский: применяет маркер множественного числа (-s) только для существительных, но не для прилагательных или предлогов.

Глубинные структуры выражают смысл (семантику) высказывания. Они показывают, что хотел сказать автор. Например, в предложении Earthquakes may cause tsunamis "Землетрясения могут вызвать цунами" и Tsunamis may be caused by earthquakes "Цунами может быть вызвано землетрясениями" глубинная структура одинакова: землетрясение - причина, цунами - следствие (эффект).

-9

Актант?

фр. actant — «действующий»

Звучит как какой-то супергерой из комиксов, не правда ли? 😉

Но на самом деле все гораздо проще. Представьте, что предикат - это глагол, который рассказывает нам о действии. Например, "читать". А актант - это герой этой истории, который "читает". Может быть, это "я", "он", "книга" или даже "кошка" (кошки тоже умеют читать, вы не знали? 😉).

Актант - это обязательный элемент в "истории", рассказанной предикатом. Без него предикату будет грустно, он останется "неполноценным".

Например:

- "Я читаю книгу" - здесь "Я" - это актант, он выполняет действие "читать".

Конечно, бывают случаи, когда актант "забывает" появиться в "истории", но это происходит только по особым правилам.

А как же наш мозг справляется с этой синтаксической магией?

центр Брока́ находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). А область Вернике - в заднем отделе верхней височной извилины (чаще левого) полушария мозга.
центр Брока́ находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). А область Вернике - в заднем отделе верхней височной извилины (чаще левого) полушария мозга.

У мозга для этого есть два помощника:

  • Центр Брока - это синтаксический дирижер. Он отвечает за порядок: управляет правильным построением предложений. Если он у человека поврежден, то он будет говорить как китаец (без предлогов и окончаний): "Я ты не понимать". Понятно, но не очень. Это называется афазия Брока.
от др. -греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание
  • Область Вернике - это переводчик с языка звуков на язык смысла. Он главный по семантике. А если повредилась эта область, то грамматике у него точно будет пятерка, но вы его точно не поймете.

И вот что удивительно: даже шимпанзе, наши ближайшие родственники, способны научиться языку жестов, понимать сложные вопросы и даже творчески жонглируют словами, но у них нет той "глубинной" синтаксической структуры, которая отличает нас от них. Мы - синтаксические волшебники!