О, синтаксис!
"Cинтаксис" - это слово, которое родом из Древней Греции. И оно прямо-таки кричит о своей сущности!
"syn" (σύν) - это "вместе", "совместно": как будто все слова в предложении берутся за руки и танцуют в красивом "грамматическом вальсе". 💃🕺
"taxis" (τάξις) - это "порядок", "расположение": как будто слова выстраиваются в стройные ряды, подчиняясь строгим правилам грамматики. 💂♀️💂♂️
Получается, "синтаксис" - это "соположение", "организация слов в единую структуру".
Ты - та самая грамматическая фея, которая творит чудеса из слов, соединяя их в красивую, стройную фразу. Иногда ты капризничаешь, ставя слова в нестандартные позиции, но в целом - ты творческая личность!
Разберем, как работает этот волшебный мир синтаксиса:
Слова - кирпичики, предложения - здания. Предложение - это не просто набор слов, это сложная структура, где каждое слово играет свою роль. Например, в предложении "Кошка поела рыбу" "кошка" - это та, кто ест (субъект), "поела" - действие (глагол), "рыбу" - то, что едят (объект). Сделаем предложение более интересным: "Вчера кошка поела рыбу на кухне". В нем есть слова, указывающими на время и место, Какие? Они называются обстоятельствами. Это предложение состоит из словосочетаний "кошка поела" и "поела рыбу". Какие еще?
Словосочетание
Словосочетание - это как команда супергероев, где каждый герой - отдельное слово, а вместе они - мощная сила, создающая новый, общий смысл! 🦸♀️🦸♂️🦸
Разберем, что же делает словосочетание таким "супергеройским":
* "Самостоятельные" слова: в команде нет "запасных игроков", каждое слово само по себе имеет значение.
* "Связь по смыслу" герои не просто стоят рядом, они действуют в одном направлении, дополняя друг друга.
* "Грамматическая связь": герои "говорят" на одном языке, согласуясь друг с другом.
* "Новое понятие": вместе они создают что-то больше, чем простая сумма слов.
* Например, "синий шар" - это не просто "синий" и "шар", а конкретный объект.
Словосочетания - это фундамент предложения, они делают язык богаче и выразительнее.
И не забывайте: герои в команде образуют разные команды:
* Согласование: "синий шар" - "синий" согласуется с "шаром" в роде и числе. Это партнерские отношения. Игроки советуются (согласуются) с более опытными игроками.
* Управление: "читать книгу" - "читать" "управляет" "книгой", требуя от нее винительного падежа. Глагол (капитан команды) управляет падежом.
* Примыкание: "очень красивый" - "очень" "примыкает" к "красивому", не изменяясь в форме. Примыкают слова, которые не изменяются. Это можно сравнить с чирлидершами. Эти девочки не могут повлиять на ход игры, но создают определенную атмосферу.
Более сложные отношения между членами команды вы найдете в этой схеме.
Словосочетания - это волшебный инструмент языка, с помощью которого мы можем создавать новые смыслы и выражать наши мысли более точно и ярко!
И для закрепления определите какие типы команд представлены ниже.
У каждого игрока команды есть своя форма и роль (функция).
Форма и функция - два полюса. Каждое слово имеет свою форму (например, "кошка" - существительное, "поела" - глагол), а также свою функцию в предложении (подлежащее (Subject), глагол (Verb), дополнение (Object).
Язык - это как мега-конструктор LEGO, где каждый язык использует свои уникальные детали и инструкции по сборке.
И вот, когда мы смотрим на разные языки, мы видим невероятное разнообразие порядка слов (Типология). Это как если бы у каждого языка был свой уникальный конструктор LEGO, с собственными правилами сборки.
Синтаксические структуры - это как древо познания.
Современные теории синтаксиса используют древовидные структуры, чтобы показать, как связаны слова в предложении.
Чтобы понимать как взимодействуют между собой ученые создали разные виды грамматик.
История слова. Корни от древнегреческого "γράμμα" - "черта, линия, грамота" и γράφω «писать» до праиндоевропейского "gerbh-" - "царапать", от которого произошло и английское carve «вырезать»! Получается, что раньше люди царапая скрепком в пещере. Вот оно что!
Генеративная (порождающая) грамматика - как конструктор Lego. Она позволяет построить предложение шаг за шагом, добавляя новые слова и фразы по определенным правилам. Это такой волшебный набор пазлов, где каждая деталь - это фраза.
((He) (said) (ESA (would launch) (a (space probe) ((called) (Mars Express))) (in 2003))```
Смотри, в этом примере у нас есть:
* (He) - это пазл "кто?" - подставляем "Он".
* (said) - пазл "что сделал?" - подставляем "сказал".
* (ESA (would launch) (a (space probe) ((called) (Mars Express))) (in 2003)) - это целая куча пазлов!
И вот, благодаря этим пазлам, мы можем собрать фразу: "Он сказал, что ЭСА в 2003 году запустит космический зодн, который называется Mars Express".
Генеративная грамматика - это как "кубики LEGO" для создания фраз.
Ты можешь собирать свои фразы из этих пазлов и получать новые, правильные предложения!
Грамматика зависимостей - это как генеалогическое древо для предложений! Смотри, каждое слово в предложении зависит от другого слова.
Например, "Он" зависит от "сказал", "сказал" зависит от "что", "что" зависит от "ЭСА" и так далее.
И вот, если мы изобразим эти зависимости в виде древа, мы получим иерархию слов в предложении.
Это как если бы мы выращивали дерево из слов-семян, разные части семени преврашаются в разные части растения и благодаря общему стеблю, ветке или стволу зависят друг от друга.
Грамматика зависимостей помогает нам понять структуру предложений и увидеть, как слова связаны между собой.
Грамматика составляющих - это как конструктор LEGO для фраз, вернее для фразовых категорий, среди которых выделяются:.
- именная группа (группа существительного, ИГ; англ. noun phrase, NP) — возглавляется существительным;
- группа прилагательного (ГПрил; англ. adjectival phrase, AP) — возглавляется прилагательным;
- наречная группа (НарГ; англ. adverbial phrase, AdvP) — возглавляется наречием;
- предложная группа (ПрГ; англ. prepositional phrase, PP) — возглавляется предлогом;
- глагольная группа (ГГ; англ. verb phrase, VP) — возглавляется глаголом;
- предложение (П; англ. sentence, S).
Мы берем две маленькие детальки - непосредственные составляющие (НС), и соединяем их, чтобы получить большую детальку - сложную грамматическую единицу.
Представьте себе, что фразы, как матрёшки, вложены друг в друга.
Например, фраза "Красивый кот спит":
НС1: "Красивый кот" (ИГ)
НС2: "спит" (ГГ)
Соединяем их, и получаем: "Красивый кот спит" (П).
Важно: НС не пересекаются, то есть каждая часть фразы принадлежит только одному НС.
Что нам дает этот метод?
1. Построение деревьев разбора: Мы можем представить фразу как дерево, где каждая вершина - это НС, а ветви - это связи между ними. Это помогает визуализировать структуру фразы и понять, как она построена.
2. Анализ синтаксиса: Позволяет легко определить, как фраза построена, какие слова являются главными, а какие второстепенными.
3. Создание алгоритмов обработки языка: Компьютеры могут использовать этот метод, чтобы анализировать текст, выделять фразы, понимать их смысл и т.д.
Синтаксические маркеры - это как дорожные знаки. Они указывают на функцию слова в предложении. В немецком, например, есть падежные окончания, а в английском - порядок слов.
В разных языках эти знаки (аффиксы, служебными слова) и их порядок разные:
Синтаксические поверхностные маркеры (указатели). Синтетические языки обеспечивают видимую связь между словами внутри словосочетания.
Давайте рассмотрим синтаксические связи в разных языках.
- португальский: as novas casas (новые дома), например, четко согласована в числе (множественное -s) и роде (женский а-).
Подобные маркеры не обязательны, если хотя бы одно слово передает нужный смысл.
- немецкий: der Hund, des Hundes, dem Hund, den Hund. Падежный маркер в более заметен в артикле, чем в существительном
- английский: применяет маркер множественного числа (-s) только для существительных, но не для прилагательных или предлогов.
Глубинные структуры выражают смысл (семантику) высказывания. Они показывают, что хотел сказать автор. Например, в предложении Earthquakes may cause tsunamis "Землетрясения могут вызвать цунами" и Tsunamis may be caused by earthquakes "Цунами может быть вызвано землетрясениями" глубинная структура одинакова: землетрясение - причина, цунами - следствие (эффект).
Актант?
фр. actant — «действующий»
Звучит как какой-то супергерой из комиксов, не правда ли? 😉
Но на самом деле все гораздо проще. Представьте, что предикат - это глагол, который рассказывает нам о действии. Например, "читать". А актант - это герой этой истории, который "читает". Может быть, это "я", "он", "книга" или даже "кошка" (кошки тоже умеют читать, вы не знали? 😉).
Актант - это обязательный элемент в "истории", рассказанной предикатом. Без него предикату будет грустно, он останется "неполноценным".
Например:
- "Я читаю книгу" - здесь "Я" - это актант, он выполняет действие "читать".
Конечно, бывают случаи, когда актант "забывает" появиться в "истории", но это происходит только по особым правилам.
А как же наш мозг справляется с этой синтаксической магией?
У мозга для этого есть два помощника:
- Центр Брока - это синтаксический дирижер. Он отвечает за порядок: управляет правильным построением предложений. Если он у человека поврежден, то он будет говорить как китаец (без предлогов и окончаний): "Я ты не понимать". Понятно, но не очень. Это называется афазия Брока.
от др. -греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание
- Область Вернике - это переводчик с языка звуков на язык смысла. Он главный по семантике. А если повредилась эта область, то грамматике у него точно будет пятерка, но вы его точно не поймете.
И вот что удивительно: даже шимпанзе, наши ближайшие родственники, способны научиться языку жестов, понимать сложные вопросы и даже творчески жонглируют словами, но у них нет той "глубинной" синтаксической структуры, которая отличает нас от них. Мы - синтаксические волшебники!