Найти тему
Северный ГрадЪ

"Шульгин и Кони", экипажъ неудобный: как работал в Петербурге первый "агрегатор такси"

Фото: Russian Look
Фото: Russian Look

Сейчас в Северной столице снова стартовала реформа такси. Казалось бы, проблемы современные, ан нет. Петербург через нечто подобное уже проходил аж в 1850 году. Рассказываем, что не нравилось пассажирам дореволюционного такси.

Очевидно, что роль такси в Петербурге XIX века выполняли городские извозчичьи дрожки, которые в народе назывались "пролётками". В начале века они были открытыми, а потому поездка в непогоду становилась для пассажира жутким испытанием — сверху дождем поливает, а снизу — грязью обдаёт.

Естественно, возможности самостоятельно вызвать такое “такси” у горожан не было. Извозчики стояли на обустроенных властями биржах и ждали там клиентов.

В 1830-х нашёлся человек, который догадался приделать к пролёткам закрытый верх. Фамилия предприимчивого инноватора Отрешков. После чего пролётки "Комфорт +" стали собираться у здания Государственной думы. Они брали с пассажиров почасовую оплату.

-2

Для этих целей извозчиков снабдили часами. Вот только не сходилось, хоть ты тресни, показания возниц и пассажиров. Конфликты множились, каждый считал, что его пытаются надуть. А потому предприятие Отрешкова долго не просуществовало.

В 1850-х Петербургу потребовалась первая "реформа такси". Городскую думу тогда завалили жалобы на грубых извозчиков и сам транспорт. В итоге власти решили перейти на "иномарки" — заменить отечественные дрожки европейскими. Однако вышестоящая власть внезапно оказалась против. Вот только аргументация больше напоминает анекдот:

Потому что это экипажъ нацiональный и притомъ до того неудобный, что онъ со временем самъ собою уничтожится.

Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временного. Отечественные дрожки с рессорами и поднимающимся верхом рассекали улицы города на Неве до 1940 года.

Оставив "таксопарк" как есть, чиновники занялись оплатой. Они решили установить фиксированную таксу для городских извозчиков, но случайно сделали только хуже — возницу не брали пассажиров, которые отказывались платить сверх этой суммы.

"Шульгин и Кони"

Спустя десятилетие, в 1860-х, Петербургу понадобилась новая реформа извоза. Был объявлен конкурс проектов, победило в котором предложение князя Мещерского. После победы разработкой занялись совершенно другие люди — тандем "Шульгин и Кони". Стоит отметить, что Кони в данном случае — фамилия.

Эти двое решили навести порядок. На улицы вышли фирменные кареты на две персоны, а также коляски Товарищества общественных экипажей. Извозчики нового “агрегатора” следовали дресс-коду: синие ливреи с красными выпусками и золочёными пуговицами. Все кареты были красивы, удобны и оснащены английской сбруей.

В общем, возницы-частники в те дни плакали горькими слезами.

-3

В подобных каретах было даже не так страшно забывать вещи — пассажиры могли потребовать потерю в течение суток после поездки. Оплата проводилась по билетам четырёх разных номиналов — 25, 30, 40 и 50 копеек. Клиент оплачивал всё заранее.

Чтобы стимулировать пассажиров пользоваться их услугами, Товарищество общественных экипажей изобрело то, что сейчас называют кэшбеком: они создавали из выручки призовой фонд и разыгрывали среди сохранивших билеты клиентов денежные призы.