Найти в Дзене

«Рождаемость» компаний растет, но рабочих мест больше не становится

Оглавление

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Раз в год Белстат публикует данные по бизнес-демографии – направлению статистики, которое изучает деятельность предприятий в привязке к их жизненному циклу, т.е. отслеживает процессы перехода предприятий из номинального состояния в активное («рождаемость») и, наоборот, прекращения ими своей активной деятельности («смертность»). Согласно представленным данным, количество активных предприятий в 2023 г. увеличилось на 2,3%, а более 40% коммерческих организаций по-прежнему обходятся одним работником.

«Рождаемость» вышла на пик

В отличие от показателя численности субъектов хозяйствования, основанных на их государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности), ключевым аспектом бизнес-демографии является понятие активности предприятия. Активным считается такое предприятие, выручка или штат которого превышают нулевое значение. Другими словами, бизнес-демография показывает, какие компании не просто существуют на бумаге, а демонстрируют различные признаки осуществления фактической деятельности.

Так, в конце 2023 г. в Беларуси действовали 123,7 тыс. коммерческих организаций, однако активными среди них были лишь 106,9 тыс., т.е. 86,4% от общего количества. Остальные – остаются «неактивными», т.е. имеют нулевой штат работников и не имеют выручки из-за того, что еще не начали осуществлять деятельность или, наоборот, перестали работать.

Данные показывают, что активных предприятий стало больше: их количество в 2023 г. по сравнению с 2022 г. выросло на 2,7 тыс., вернувшись к значению 2019 г., когда наблюдался абсолютный максимум за всю историю наблюдений (с 2010 г.). Таким образом, в прошлом году был установлен новый рекорд.

Изменение тенденции прошлых лет объясняется резким ростом «рождаемости» при сохранении стандартного значения «смертности».
Сравним: если в 2022 г. перешло в состояние активных 7,8 тыс. предприятий, то в 2023 г. – уже 10,6 тыс.

Как и в прошлые годы, наиболее высокая «рождаемость» компаний наблюдается в Минске (12,2%). Однако в других регионах она также увеличилась: если в предыдущие годы предельные значения составляли 6,8%, то в 2023 г. – выросли до 8–8,7%.

Что касается видов экономической деятельности, наиболее высокие темпы «рождаемости» показали производство продуктов питания, напитков и табачных изделий (10,4%), услуги по временному питанию и проживанию (15,7%), финансовая и страховая деятельность (12,5%), научные исследования и разработки (13,5%), образование (22,8%), творчество, спорт, развлечения и отдых (21%), деятельность по уходу в специализированных учреждениях и предоставление социальных услуг (34,3%). По сравнению с прошлыми годами из этого списка выпал IT-сектор, «рождаемость» в котором снизилась до 8,5%.

При этом статистика показывает, что прибавили не только отдельные отрасли – показатели «рождаемости» увеличились по широкому перечню видов деятельности. Это говорит о том, что причина роста скрывается не столько в успехах определенных видов деятельности, сколько в изменениях, затронувших всю экономику в целом.

На ситуацию могло оказать влияние текущее реформирование системы индивидуального предпринимательства, что привело к вынужденному переоформлению бизнеса. Если это так, то данный аспект будет играть роль разового фактора, а это значит, что через год, когда реформирование будет полностью завершено, мы увидим возвращение к прежним значениям.

Уровень выживания бизнеса за первые 3 года – 67,9%

Возрастная структура активного бизнеса в Беларуси говорит о наличии некоторого «костяка» зрелых, устоявшихся бизнесов. Около 56 тыс. белорусских предприятий (52,4%) сохраняют активность более 10 лет. При этом доля относительно молодых коммерческих организаций, возраст которых не превышает 1 года, составляет 17,2%, имеющих возраст 2–5 лет – 20,5%, 6–9 лет – 16,7%. По статистике чаще всего «умирают» именно молодые коммерческие организации. Так, если принять количество организаций, «рожденных» в 2018 г., за 100%, то через год их осталось 86,6%, через 3 года – 67,9%, через 5 лет – 53,6%. То есть в первые 3 года «умирает» каждый третий бизнес, а при увеличении данного периода до 5 лет – каждый второй.

Много это или мало? Ранее мы приводили данные по выживаемости бизнеса в европейских странах за 2019 год: в среднем по Европе в первый год продолжают работу чуть более 80% бизнесов, через 3 года – меньше 60%, через 5 лет – 43%. Получается, что бизнес в Беларуси «рождается» реже, однако процент его выживаемости выше. Это говорит о том, что белорусский бизнес с учетом всех рисков, присущих коммерческой деятельности, имеет довольно высокий уровень выживаемости, что может объясняться высокой адаптивностью наших предприятий.

Отметим, что уровень «выживания» активных предприятий зависит от ряда факторов. Так, некоторые отрасли показывают более высокую устойчивость. Например, в промышленности, сельском хозяйстве и в транспортной отрасли она ниже.

Имеет значение и анализируемый период – например, предприятия, «рожденные» в 2013 г., на двухлетнем горизонте показали лучшую динамику (80,7%), в 2014 г. – худшую (69,2%). Однако вне зависимости от выбранного года общая ситуация остается неизменной – за 5 лет из двух открытых бизнесов выживает только один.

Зависит «выживаемость» и от вида экономической деятельности. Так, самое высокое значение показателя на пятилетнем отрезке времени наблюдается в здравоохранении – 74,5%, самое низкое – в сфере финансовой и страховой деятельности – 47,7%. В среднем же она варьируется в диапазоне 49,3–58,2%.

40% предприятий обходятся одним работником

Отдельный вопрос, отслеживаемый бизнес-демографией, – создание предприятиями рабочих мест. И здесь статистика также неутешительна. Численность наемных работников на одно «рожденное» предприятие неуклонно снижается с 2015 г., когда на каждое рожденное предприятие приходилось в среднем 2,37 работника. В 2022 г. данный показатель был равен 1,18, а в 2023 г. продолжил снижаться, составив 1,00 работника на одно «рожденное» предприятие.

При этом из 106,9 тыс. активных предприятий в 2023 г. лишь 90 тыс. (84,2%) имели хотя бы одного работника. В 2022 г. доля предприятий-работодателей была выше – 86,2%. Если взять в качестве критерия двух работников в штате, то количество активных предприятий сократится до 61,5 тыс. человек, или 57,5%. То есть более 40% активных коммерческих предприятий имеют в штате одного сотрудника или вовсе не имеют работников.

Это говорит о том, что белорусский бизнес привык обходиться минимальным количеством работников, а основным нанимателем для белорусов продолжают выступать крупные предприятия. Также можно сделать вывод, что увеличение количества «рождаемости» не трансформируется в увеличение количества активных предприятий-работодателей. А это также свидетельствует в пользу версии о том, что основная причина роста – ротационные явления, вызванные реформой системы предпринимательства, т.е. речь идет о создании небольших коммерческих организаций с одним-двумя работниками.

Организации с высокими темпами роста не всегда крупные

Предприятиями с высокими темпами роста являются организации, которые на протяжении трех лет имеют среднегодовое значение прироста численности работников и (или) оборота более 20% в год. Данные показывают, что большинство активных организаций, демонстрирующих высокие темпы роста, – предприятия с небольшим штатом работников. Так, 59,4% компаний с высокими темпами роста имели в штате 10–49 человек, 36,0% – 50–249 человек и лишь 4,6% – 250 человек и выше.

Что касается распределения по видам деятельности, то 23,7% таких предприятий работают в сфере оптовой и розничной торговли, 27,7% – в промышленности, 10,6% – в сфере информации и услуг связи, 7,3% – в строительстве, 6,2%– в транспортной сфере.

Среди предприятий с высокими темпами роста Белстат отслеживает «газелей» и «мышей». «Газели» – это предприятия, которые работают 4–5 лет и интенсивно растут последние 3 года. Если при определении предприятия с высокими темпами роста учитывается значение численности наемных работников от 5 до 10 человек в первом году периода, за который рассчитывается рост, такое предприятие является предприятием-«мышью». В частности, «мыши» – мелкие игроки рынка, совокупный вклад которых в создание рабочих мест и итоговый ВВП невелик. Как мы видели, данные по количеству работников подтверждают это утверждение.

В противоположность «мышам» «газели» отличаются устойчивостью роста и, что немаловажно, по мере роста создают новые рабочие места. Именно поэтому «газели» выступают главными генераторами экономической активности и обеспечивают рост занятности в экономике. По данным Белстата, больше всего «газелей» приходятся на первые три отрасли, которые были названы выше, где сконцентрировано почти 75% предприятий такого типа. Любопытно, что крупные предприятия с численностью работников свыше 250 человек не только реже демонстрируют высокие темпы роста, но и реже выступают «газелями», т.е. создают меньше новых рабочих мест.

***

Предоставленные результаты показывают, что, несмотря на наметившееся увеличение «рождаемости», более 40% активных предприятий не создают рабочие места и обходятся минимальным количеством наемных работников. Основными работодателями остаются крупные предприятия, однако им гораздо сложнее демонстрировать высокие темпы роста.

Хорошо сочетают в себе эти две характеристики предприятия-«газели». Как показывают данные, 66,5% таких организаций сосредоточено в оптовой и розничной торговле, промышленности и сфере информационных технологий, причем по своему размеру это в основном малые и средние предприятия.

Однако ключевой проблемой остается низкая «рождаемость» бизнеса: с учетом статистики по последующей выживаемости это остается главным препятствием по росту активных предприятий в стране, что же говорить про темпы роста и численность работников.

Читайте также:

«Рождаемость» бизнеса продолжает снижаться