Найти тему

Новый «Граф Монте-Кристо»: мстить нельзя пощадить?

Постер фильма
Постер фильма

Фильм идёт три часа, и в кино я шла с некоторым опасением: хуже нет, чем сидеть смотреть скушную историю, сюжет которой ты знаешь.

Но опасения были напрасны, смотрится всё очень живо.

В том числе благодаря прекрасному Пьеру Нинэ, самому красивому Монте-Кристо из виденных мною.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

(Оговорка: видела я только Евгения Дворжецкого с Виктором Авиловым — с Дворжецким, кстати, у Нинэ есть что-то общее — и двух Депардье, Гийома в роли юного Эдмона и Жерара. Всех люблю, все хороши. Но Нинэ самый красивый.)

Дальше спойлеры.

Для меня сложность истории Монте-Кристо в том, что с одной стороны он — воплощение возмездия, высшего суда. Он наказывает своих обидчиков не за донос, который они написали на молодого Дантеса, а за те злодеяния, которые они совершили после.

-3

С другой стороны, он сдвинувшийся на этой идее, и вообще идея любой мести очень заманчива, но инфантильна.

Хотя опять же — тут не просто, например, любимую девушку увели, хотя и это травма. Тут молодому парню сломали жизнь в самый счастливый момент, на взлёте. Из зависти, злобы и трусости.

Этот момент безмятежного счастья в фильме тоже есть.

-4

Правда, почему-то тут Фернан и Мерседес — изначально из высшего общества, они кузены, а Эдмон — молочный брат Фернана, и Дантес-отец служит в доме Морсеров.

Может, авторы решили, что когда все герои (Данглар, Фернан с Мерседес, сам Эдмон) выбиваются из грязи в князи — это чересчур?

Фернан (Бастьен Буйон), Мерседес (Анаис Демустье) и Эдмон (Пьер Нинэ)
Фернан (Бастьен Буйон), Мерседес (Анаис Демустье) и Эдмон (Пьер Нинэ)

Но в романе Дюма это не вызывает вопросов.

Там Эдмон — счастливчик, равный Фернану по положению, но ему повезло больше.

Тут Фернан с прокурором Вильфором закапывают выскочку, который может бросить тень на дом Морсеров.

Тем не менее смотрится всё ярко, кадры зрелищные, музыка эффектная. Замок Иф жуткий.

-6

Пока Дантес не начинает из стены столетние булыжники выковыривать руками и черенком сломанной ложки навстречу аббату Фариа :)

И не проникает к нему в соседний каменный мешок, где они очень уютно сидят при десятке свечей :)

В каменном мешке замка Иф с аббатом Фариа (Пьерфранческо Фавино)
В каменном мешке замка Иф с аббатом Фариа (Пьерфранческо Фавино)

Ещё очень понравилось, как освободившийся Дантес, выплыв из морской пучины, мощными гребками доплыл от замка Иф до Марселя без передышки. Сразу к дому Морсеров. (У Дюма его неподалёку от крепости контрабандисты подобрали и не стали выдавать властям.)

А узнав там, что отец его скончался, а Мерседес вышла замуж за Фернана и у них сын, закаменевший Дантес поворачивается спиной к роскошному особняку, который стоит на берегу моря, а перед ним — яхта с алыми парусами. Пустая. На ней-то он и плывёт на остров Монте-Кристо за сокровищами. (И за Ассоль надо было заодно.)

За сокровищем на остров Монте-Кристо
За сокровищем на остров Монте-Кристо

Но опять же, я не смотрела на это всё как на «дикий фанфик» (заголовок чьей-то рецензии на фильм), а вполне ему сопереживала.

Дальше появляется ещё одна моя услада глаз — юный Альбер Морсер.

Есть у нас новый Тимоти Шаламе — Марк Эйдельштейн, а тут новый Финн Вулхард (из «Очень странных дел») — Vassili Schneider (Вассили Шнайдер) из Квебека. Не нашла крупный план из фильма, но он там вот такой и ходит :)

Вассили Шнайдер — Альбер де Морсер, сын Мерседес, любимой женщины Эдмона, и Фернана, его злейшего врага
Вассили Шнайдер — Альбер де Морсер, сын Мерседес, любимой женщины Эдмона, и Фернана, его злейшего врага

Любовалась им всю дорогу. Всё ждала, что он по традиции окажется сыном Эдмона, но нет :)

Собственно месть тут рассредоточена на троих: кроме самого Монте-Кристо, отомстить жаждут его приёмные дети — гречанка Гайде (прелестная Анамария Вартоломеи) и спасённый младенец, сын Вильфора и г-жи Данглар, которого тут зовут Андре (в романе он Бенедетто) в исполнении Жюльена Де Сен Жана.

Гайде (Анамария Вартоломеи) и Андре (Жюльен Де Сан  Жан)
Гайде (Анамария Вартоломеи) и Андре (Жюльен Де Сан Жан)

Граф разрабатывает с ними подробный план мести, в ходе которого Гайде должна привлечь внимание того самого Альбера, а Андре — дочери Данглара.

Но всё идёт не по плану, и на примере этих юных сердец мы видим, насколько разрушительна и бесплодна месть.

И даже звучит мотив Ромео и Джульетты — полюбивших друг друга юноши и девушки, отец которого убил её отца.

Альбер и Гайде
Альбер и Гайде

Финальный поединок злейших врагов, Фернана и Монте-Кристо, тоже неожиданно заканчивается. Я уж совсем было поверила, что они решили убить заглавного героя, и восхитилась смелостью финала. Но нет!

-12

Во всяком случае, тут не оставили графа с юной Гайде, как в книжке. Спасибо и на этом.

Ну и ещё у меня всю дорогу звучали темы и фразы из моего любимого мюзикла «Монте-Кристо» (стихи Юлия Кима):

«Сделай это, Эдмон Дантес!»

«Я в этот миру приду, как грозный трибунал»

«Осуди на любую казнь — но детей от неё избавь!» (Мерседес Эдмону)

Мюзикл остаётся моей любимой постановкой романа.

А вам как история графа Монте-Кристо? Какие экранизации и постановки вы видели?

Читайте также:

«Граф Монте-Кристо»: как рождаются иллюстрации