Найти в Дзене

Проснулся, встал, умылся… или Типичность – не идентичность!

Оглавление

Cо времен Аристотеля мы знаем об основных (устойчивых) жанрах. Однако жанр – понятие довольно условное, как и поджанр. Жанры появляются и исчезают, поджанры – тем более.
И все же, на мой взгляд, явление нового жанра или поджанра характеризуется некоторыми
признаками:

► закрепление типовых особенностей формы и содержания;

► композиционно-структурные особенности;

► наличие определенных элементов и компонентов сюжета;

► особенности языка, стиля;

► правила (каноны);

► существование в разных культурах;

► длительное существование во времени и многие другие.

Никому не навязываю своего мнения, но считаю, что «бытового фэнтези» как поджанра не существует. Есть направление, мода, если хотите, при этом куча плохих шаблонных текстов. Если вы смотрели видео в предыдущей статье, то понимаете, что в подобных текстах нет экстрима, новизны, интриги.

Возможно, когда-нибудь бытовое фэнтези выделится в поджанр, но сейчас меня волнует другое: «бытовуха» – распространенное явление не только в этом жанре.
Мне в качестве «глобальных» примеров привели два романа якобы бытовухи. Скажу немного о них.

► Первый роман – «Хозяйка большого дома» Джека Лондона.
Серьезно? Название, что ли, ввело в заблуждение? Ну, нет… Классическая история о любовном треугольнике, которая разрешается неординарными трагическими событиями.

► Второй – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Типа: все обустройства героя на острове – это бытовуха. Не соглашусь. Во-первых, весь быт создается им, что называется, с нуля, с приложением знаний, сил, упорного труда – главное, выживание. Далеко не так, как в обычной жизни. Во-вторых, как только быт обустроен и становится для Робинзона привычным, сюжет резко меняет направление. В-третьих, писатель все время держит интригу: выберется ли герой с острова, как это произойдет, когда?
Написать вторую такую книгу практически невозможно. Сюжет может быть похожим, но выживание для героев будет разным. Можно вспомнить фильмы по мотивам.

«Бытовуха» на мой взгляд, имеет четкие признаки, и их надо знать.
Писатели моего сообщества высказались по теме, хочу познакомить вас с их мнением и добавить свое.

1️⃣ «Бытовуха» и описание быта – это не одно и то же

«Даже убегание от волков можно сделать бытовухой – когда автор облегчает себе задачу и пересказывает приключение устами бабушки-персонажа. Получается бытовуха скучнейшая. Вроде бы волки – а на самом деле кухня с кафелем и клеёнкой. Мне кажется, что если хочешь избежать бытовухи – то пиши так, чтоб было интересно читать самому. Не покупайся на реакцию мамы и подружки, а пиши так, чтоб щекотало нервы и фантазию тебе же». (Thinnad)

«По поводу «историй из жизни» все просто. Если цель автора – рассказать смешной (или любой другой) случай из жизни, то это не художественное произведение. Желания рассказать мало. Должно быть желание донести мысли… В любом случае, описывать быт с целью просто больше рассказать о мире нельзя, нужно все делать через события. Когда цель автора – передать какую-нибудь идею, а не просто поделиться историей, то все в порядке. Когда идея правильно раскрыта, то и сюжет будет увлекательным, и персонажи притягательны, ибо это все на ней завязано». (Amaretto)

«Для меня интрига – главное. Бытовуха – это из разряда «как?», а не «зачем?» Это нечто вспомогательное, не несущее основной смысловой нагрузки. Это левый (или правый) стабилизатор в полёте сюжета наряду с драмой, философическими рассуждениями, лирическими (личностно-авторскими) отступлениями и т.д.». (Serpens_Subtruncius)

🔴 «Бытовуха» отличается от описаний быта: скучно, неинтересно, не «работает» на сюжет.

► Описание быта важно для антуража, фона, сеттинга, обозначения места и времени. В таком описание всегда есть смысл и цель.

► Без «бытовухи» в тексте можно вполне обойтись. Без описаний быта вряд ли.

2️⃣ «Бывуха» и читатель

«…мировая литература как раз вызывает это самое – которое «катарсис» – и высшая точка возбуждения и страха описывается именно этим понятием. Так называемая «неленка» – это то, что вызывает самое сильно сопереживание – и страх, и возбуждение, и сострадание, и собственное чувство значимости. Грубо говоря, если тетя Шура из прачечной, профессор математики Петров и шестиклассник Петя одновременно расплачутся над чем-то одним – независимо от того, каким боком их это задело (а скорее всего, заденет по-разному) – это скорее всего окажется нетленкой». (Serpens_Subtruncius)

«Моя подруга говорит: «Не стоит путать туризм с миграцией». Пока я пишу для себя и узкого круга читателей – это одно, а издаваться – это совсем другое. «Бытовое» произведение, призванное заставить нас лишь сопереживать, может быть интересным и захватывающим, но часто оно интересно только для узкого круга читателей». (Огненная Леди)

«Домохозяйки, люди среднего интеллекта рады типичности, они рады узнавать себя в героях. Это же хорошо. Не вся же литература – для ума или для чего-то ну совершенно экстремального». (Aress)

«Спрос рождает предложения – это факт. Раз так много низкопробных текстов, значит, и читатель такой. Не спорю, есть много хороших текстов». (Amidas)

🔴 А давайте не будем валить все на читателя. Действительно же, бытовое фэнтези, к примеру, весьма популярно у определенного круга читателей. Да, в основном это женская аудитория, но читают такое не только домохозяйки.
Почему читают?

► Во-первых, потому что такие книги не заставляют думать, они, скорее, для развлечения, отдыха, релакса. Что в этом плохого? Минус в одном: плохо, когда больше ничего не читают. Но это проблема уже читателя, а не писателя.

► Во-вторых, для многих подобные книги интересны, когда в них есть что-то полезное: практические советы, рекомендации, рецепты и прочее.

► В-третьих, люди любят читать о том, чем они сами занимаются, сравнивать, так сказать, опыт. Между прочим, производственные романы в свое время тоже были весьма популярны. Да и сейчас их не забывают. Вспомните Хейли, Драйзера и других.

► В-четвертых, типичность – нормальное явление в литературе. Да только типичность – не идентичность, похожесть – да, как раз и интересны отличия.

► Наконец, главное: стопроцентной «бытовухи» практически не бывает. Как раз такие тексты никто не читает. Чаще бывают такие сцены. Чем их больше, тем скучнее сюжет. Писатели, даже если они пишут исключительно подобную «развлекуху», об этом знают, а потому, как метко заметил один из пользователей моего канала, можно: «…привнести в повседневность что-то чудесное; эльфа из параллельного мира, инопланетянина, обрести чудесные свойства кем-то и пр. Это будет влиять на повседневность и формировать опять же «приключение». (Не только о медицине)

3️⃣ «Бытовуха» и коммерция

«Вообще, конечно, интерес – это главный критерий в выборе книги для издательства (как и для меня), а не грамотность и художественность. Это вещи поправимые – любой интересный текст можно исправить, сделать лучше. А вот неинтересный сделать интересным сложнее, чем править опечатки. Читатель же не может оценить интересно/неинтересно до того, как прочел книгу, поэтому покупается на имя автора или название издательства. И если читателю неинтересно читать, текст не вызвал новые мысли или эмоции, то это работает против издательства, даже если текст очень грамотный и много редакторов его просмотрели» (Kat)

«Издательство – это бизнес всё-таки. И издатель рассматривает любую книгу не с позиции «а вдруг она станет нетленкой», а с позиции «принесёт ли она мне сейчас прибыль». (Amidas)

«Есть литература, которую должно быть интересно читать, и есть некие «тексты», которые выдаются ремесленниками для поглощения массами ленивых читателей с невоспитанным вкусом. Задача издателя – его главная проблема – чтобы первых было больше без ущерба для коммерции». (Serpens_Subtruncius)

🔴 Все правильно. Книга должна быть интересной, «пищей для ума», но есть еще сотни факторов, которые влияют на выбор издательств.
Я вот подумал, что если завтра «бытовуха» по каким-то небывалым причинам станет пользоваться спросом у читателей, в условиях нынешнего времени, когда главное – прибыль, издательства с удовольствием начнут продавать такие книги. И от этого никуда не денешься. Все возможно.

А пока этого не случилось, далее будет материал о том, как главный редактор отвечал на вопросы авторов – и не только о «бытовухе»!

Другие статьи в подборке "Жанры"

Статья на сайте

© Алексей Ладо

Буду рад вашим отзывам.