В 217 году до н. э. после продолжительных маневров и ошибки проводника армия Ганнибала оказалась запертой в Фалернской области, которая с наступлением зимы грозила стать ловушкой для пунийцев. Единственный путь пролегал через узкий горный перевал близ города Казилин, который блокировало римской войско во главе с Фабием Максимом "Медлителем".
Ганнибал понимал в какой неприятной ситуации оказался и начал предпринимать решительные действия. Сначала он попытался выманить римлян на равнину и навязать бой, но ничего не добился и только понес излишние потери. Римский командующий еще больше уверился в том, что пунийцы будут готовиться к прорыву, поэтому разместил на самом перевале 4000 отборных солдат, а сам с основными силами занял выгодную позицию на одном из близлежащих холмов.
Ганнибал прекрасно осознавал, что лобовым штурмом перевала он вряд ли добьется успеха и понесет огромные потери, поэтому решил пойти на хитрость. Пуниец приказал подготовить как можно больше факелов, а также подогнать к лагерю из захваченных табунов порядка 2000 самых сильных быков. Когда это было сделано Ганнибал созвал находившихся при армии рабочих и приказал им по сигналу начать гнать быков в сторону римского отряда, блокирующего перевал.
Глубокой ночью рабочие привязали факелы к рогам быков и подожгли их. Все стадо с диким шумом и воем устремилось к холмам близ перевала. Вместе с погонщиками его направляли низкие копейщики, которым Ганнибал дал особое задание: когда быки будут уже неуправляемы - захватить высоты и отбить возможные контратаки римлян. Основная часть карфагенского войска тоже была приведена в боеготовность и построена для прорыва: впереди стояла тяжелая пехота, за ней конница, обоз и союзные части варваров.
Римские солдаты были потрясены и напуганы невиданным зрелищем, когда на ближайшие к ним холмы с грохотом понесся поток огней, поджигающий на своем пути кусты и деревья. В темноте было трудно разобрать, что это на самом деле: толпа людей или животных. Боясь попасть в окружение, римляне начали покидать перевал и подниматься на высоты, чтобы дать отпор.
Каково же было их удивление, когда им попались несколько быков с факелами на рогах. Неразбериха усилилась после того, как римляне наткнулись на идущих за быками карфагенский копейщиков. Завязалось столкновение, которое, однако, не принесло явного успеха ни одной из сторон.
В главном римском лагере тоже заметили факельное шествие. Фабий Максим сообразил, что Ганнибал применил какую-то хитрость, но поскольку был "Медлителем", решил не рисковать и остаться с войском до утра на защищенных позициях.
Ганнибал же тем временем под самым носом у римского стратега беспрепятственно провел армию через никем не охраняемый перевал, а после послал на подмогу копейщикам на холмах иберов, для которых гористая местность была привычна и удобна для ведения боя. В результате пунийцы разбили зажатых с нескольких сторон "охранников перевала", забрали раненых и присоединились к арьергарду основной армии. Таким образом, Ганнибал сумел вырваться из ловушки с минимально возможными потерями, а погоня очухавшихся римлян оказалась безуспешной.
Источник — Praetorian Cohort