Найти тему
Ольга М.

Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: 9/23 ВЗГЛЯД ОДНОГО ЭЗОТЕРИКА НА ИСТОРИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Оглавление

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси

Книги, опубликованные на канале

Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: Взгляд одного эзотерика на историю европейской философии. Введение и базовые проблемы философии 1/23. Ссылки на предыдущие статьи части 5 в конце данного поста.

Продолжение Схоластика. Разрыв со схоластикой 9/23

5.15 СХОЛАСТИКА

1 Когда клан, построивший греческую культуру, перестал воплощаться, это был конец той эпохи.

Те, кто воплощался во времена Римской империи, работали главным образом над тем, чтобы дать людям жизневоззрение с правовым представлением.

Те варварские кланы, которые воплощались после этого, не имели никаких предпосылок культуры и философии. Результаты, достигнутые исследованиями, должны были быть забыты, знание о том, что природа управляется законами, должно было быть утрачено, а суеверная вера в произвол всемогущего должна была заменить почти на две тысячи лет то объяснение естественными причинами, которое предоставил здравый смысл.

2 Все отцы церкви изначально были квазигностиками. По какой-то причине никто, кроме Климента и Оригена, не был посвящен. Те, кому было отказано в посвящении, по тому, как они мстили за себя, показали, что они не созрели для учения посвященных. С трогательным единством они решили, что впредь не должно быть причин заниматься философией и какими-либо другими «дьявольскими наваждениями». Они старались очистить свое учение от всего разумного, что еще оставалось в нем. Они преуспели сверх своих ожиданий.

Систематическое уничтожение всех рукописей было невероятно эффективным средством. Августин сделал все возможное, чтобы навсегда отделить теологию от науки. Его представление о божественной любви показательно: «Уничтожьте всякое сопротивление! Убей того, кто не обратится!» Церковь оказалась готовой учиться.

3 Пифагорейцы различали три мира: ментальный, эмоциональный и физический. Отцы церкви, слышавшие об этом тройственном делении, но не имевшие понятия о том, что оно означает, изобрели «небо, землю и ад», также в связи с елисейскими полями и Гадесом греков.

4 Интеллектуальный уровень лучше всего явствует из того, что даже епископы, за очень немногими исключениями, не умели читать и писать. Быть способным на это считалось почти грехом. В семинариях, где обучались священники, все наставления давались устно. Рукописи были очень редки. Их заставляли постоянно повторять наизусть все, что им нужно было знать и говорить.

Применяя тактику запугивания (фикцию непростительного греха как преступления против бесконечного существа, которое совершает бесконечное наказание, распространяя страх смерти и вечного ада), церковь знала, как управлять умами людей, чтобы в конечном итоге стать важнейшей политической и духовной силой, которая назначала и смещала королей и императоров.

5 Обретя желанную власть, церковь все больше чувствовала необходимость заботиться об обучении духовных лидеров. Были учреждены университеты, в которых студентам преподавали в основном теологию и кухонную латынь, ставшую обязательным «универсальным языком».

Чем больше утверждалась ее власть, тем меньше у церкви было причин бояться критики. Контакты с арабами, сохранившими знания греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, представленной «неоплатониками», дали церкви некоторые разумные понятия.

Лишь много позже, в эпоху Возрождения, раскопки позволили обнаружить остатки литературных сокровищ Греции и Рима.

6 Схоластику можно разделить на три основных периода.

Первый период характеризовался слепой верой и неразумной убежденностью. Ницше, цитируя известное изречение Тертуллиана, одного из отцов церкви, сатирически заметил, что это должно было быть не «credo quia absurdum est» (я верю, потому что это абсурд), а «credo quia absurdus sum» (я верю, потому что я идиот).

Второй период характеризовался «credo ut intelligam»: я верю, чтобы понять. Это понимание было таким, как и следовало ожидать.

Третий период, все еще характерный для католической церкви, делает возможным осторожное признание тех результатов научных исследований, которые уже нельзя отрицать.

7 По мере того как число разумных представлений росло и занимало все большее место в теологическом фикционализме, размышление медленно стало усиливаться.

Тем самым росла способность подвергать критическому анализу основы веры, так называемые священные источники (Библию, писания отцов церкви и решения соборов). Одним из результатов этой критики было то, что церковь оказалась вынужденной назначать профессоров философии в университеты.

Им было дано задание использовать свой разум, просвещенный богом, для борьбы с критическим разумом, затуманенным дьяволом. Со временем появилась богатая литература. Существующие способы рассмотрения были сведены к догматике теологического разума и той схоластической логике, которая должна была парализовать мышление вплоть до середины XIX века.

8 Согласно Фоме Аквинскому, важнейшему из философов церкви, некоторые догмы можно было доказать. Другие (например, троица) были недоступны постижению разума, но в них нужно было верить.

9 Философия схоластики в целом является обработкой трудов, традиционно приписываемых Аристотелю. То, что в них не было ясно и казалось противоречивым, стало предметом бесчисленных остроумных и, конечно же, неудачных объяснений того, что на самом деле имел в виду Аристотель.

10 Образовался целый спектр предположений о мире идей Платона, платоновских идеях, об отношении между платоновскими идеями и физическими природными формами, о том, что Аристотель думал об этих понятиях, существуют ли платоновские идеи до вещей или в них или производят ли они формы, что Аристотель имел в виду под потенциальностью (возможностью) и актуальностью (реальностью) и т. д.

И ученые до сих пор спорят об этих и относящихся к ним псевдопроблемах.

11 Та система, которую Аристотель построил своим индуктивным методом, рассматривалась схоластиками как система абсолютного знания, из которой знание может быть произведено дедукцией.

Они также полагали, что знание может быть получено логически путем все более широких обобщений или абстракций. Если бы только человек «мыслил правильно», он пришел бы к предельным абстракциям, или категориям, и, таким образом, к абсолютному знанию.

Неясность всего этого лабиринта мысли ввела впоследствии Канта в заблуждение, заставив его построить «чистый» разум категорий или абсолютных понятий.

12 Факты эзотерики о различных оболочках человека (по одной в каждом мире) дошли до схоластиков, разумеется, в искаженном виде, через Аристотеля, квазигностиков и арабов.

Таким образом, они учили в своей психологии, что человек состоит из трех отдельных друг от друга душ: anima vegetativa (растительная душа), которую он разделяет с растениями и животными; anima sensitiva (чувствительная душа), которую он разделяет с животными; и anima rationalis (душа рациональная), которая была только его и которая считалась бессмертной и божественной по своему происхождению.

Функция растительной души состояла в том, чтобы усваивать пищу; функция животной души – двигаться, воспринимать и желать.; и человеческой души – мыслить.

13 Способность к размышлению растет по мере ее осуществления, если только она не парализована идиотизацией разума.

Несмотря на все жестокие усилия церкви воспрепятствовать критике, беспокойное размышление, однажды пробудившись, стало мало помалу обнаруживать одну нелепость за другой. В университетах они все больше стали различать, что истинно согласно теологии и что истинно согласно философии.

Насколько ценились теологические истины, лучше всего показывают расхожие в то время фразы: «Ничто уже не может быть познано по той причине, что богословы это знают. Теологи основывают свои учения на баснях. Философы – единственные мудрецы в мире.»

14 Однако началась реакция, которая стремилась заглушить всю подобную критику. Церковь, руководимая инквизицией, в конце концов увидела, как и все диктатуры, что только подавлением, отменой свободного выражения мнений, силой и, если все остальное терпит неудачу, террором можно защитить веру.

Только после Французской революции философы осмелились открыто выступить против догматизма. Условия в протестантских странах были почти такими же плохими, как и в католических. Даже в 1840-х годах Шопенгауэру пришлось проконсультироваться с юристом, чтобы решить, осмелится ли он опубликовать одно из своих произведений.

Теология, как и любая другая диктатура со своей тиранией мнений, предписывает людям, что они должны думать, и исследованиям, какова должна быть реальность. Церковь, враг свободы, начала бороться за свободу, когда сама потеряла власть. Типично.

5.16 РАЗРЫВ СО СХОЛАСТИКОЙ

1 Существует два вида объективного знания реальности: знание мира идей и знание естественных исследований. Схоластика не имела ни того, ни другого. Она не имела ничего общего с ментальной системой эзотерического знания. Она знала о реальности не больше того немногого, что сохранилось в остатках аристотелевского естествознания.

Схоластическая система была догматической системой невежества, критика которой запрещалась под страхом смертной казни. Война, которую должен был вести против нее пробуждающийся здравый смысл, была долгой и ожесточенной.

Лишь в середине XIX веке все остатки схоластической мысли были устранены. Так трудно искоренить догматические системы, в сущности основанные на эмоциональных аргументах. Но в конечном счете никакие диктаторы, никакие лживые идиологии, никакие силы подавления не могут помешать человеческому духу искать истину и находить истину, препятствовать исследованиям в их бесконечном, непрерывном открытии реальности или философии в ее построении новых временных систем для ориентации в результатах, полученных исследованиями.

2 Борьба против схоластики была столь длительной, потому что церковь имела привилегию решать, чему следует учить в университетах и в тех городских школах, которые постепенно создавались.

До XIX века образование в основном ограничивалось теологией, латынью, греческим и древнееврейским языками наряду с содержанием относящихся сюда литератур. Все должно было следовать традиционному стилю, все отступления от которого считались предосудительными.

3 Разрыв начался с открытия античной литературы в эпоху Возрождения.

Кузанский и Бруно, Галилей и Коперник сумели выступить первопроходцами, потому что все четверо завладели пифагорейскими рукописями, посвященными астрономии, физике и другим вопросам.

В этих трудах они узнали о гелиоцентрической Солнечной системе, о космосе как наполненном солнечными системами и т. д.

История науки сохранила имена некоторых пионеров исследований и свободной мысли. Она часто забывает о миллионах мучеников за истину.

4 Новые открытия теперь медленно, шаг за шагом делались в большинстве отраслей естествознания.

В метафизике Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и другие пытались сломить суверенную власть схоластики и поставить на ее место нечто более разумное. Их усилия, однако, сводились большей частью к неуверенным попыткам истолковать то, что в последнее время было открыто в учениях древних.

5 Как правило, именно интуитивная идея побуждала мыслителей строить свою систему.

Те, кто, освободившись от всеобщего фикционализма, посвящают себя попыткам постичь реальность в некотором отношении, могут испытать некоторую интуицию, конкретизированную в ментальное видение. Это настолько мощный опыт, что мало кто может избежать его власти, но должен посвятить жизнь самоотречению, чтобы сформировать идею в систему с редким материалом, доступным в остальном.

Поэтому, как правило, только первоначальная идея остается после того, как наружное укрепление наконец рухнуло. Таким образом прививается одна эзотерическая идея за другой, и тем самым постепенно становится возможным подготовить людей к пониманию эзотерической системы.

За неимением фактов эти мыслители прибегают ко многим аргументам, которые воспитанные в схоластике принимали за доказательства, но которые дети более поздних времен часто находят озадачивающими и непонятными.

Чтобы проникнуть в попытки этих мыслителей разрешить философские псевдопроблемы, нужно быть знакомым со способами рассмотрения их современности. Для глубокомыслия было характерно то, что оно было склонно видеть нечто изначально аксиоматическое в явном абсурде, мучительно пытаясь истолковать это новыми абсурдами. Продолжение Разрыв со схоластикой. Бекон 10/23

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси

Книги, опубликованные на канале

Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: Взгляд одного эзотерика на историю европейской философии. Введение и базовые проблемы философии 1/23

Продолжение Гилозоический период. Пифагор. Другие эзотерики 2/23

Продолжение Первый субъективистский период 3/23

Продолжение Реакция против субъективизма. Сократ 4/23

Продолжение Реакция против субъективизма. Платон 5/23

Продолжение Реакция против субъективизма. Аристотель 6/23

Продолжение Физикализм. Эпикур. Хрисипп 7/23

Продолжение Гностика. Плотин 8/23