✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси
Книги, опубликованные на канале
✔ Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: Взгляд одного эзотерика на историю европейской философии. Введение и базовые проблемы философии 1/23. Ссылки на предыдущие статьи части 5 в конце данного поста.
Продолжение Платон 5/23
5.8 Платон
1 В течение многих лет Платон имел возможность слушать беседы Сократа с софистами и другими заинтересованными проблемами жизни.
Многие диалоги Платона, по-видимому, являются отчетами о таких дискуссиях. Очевидно, что он превосходным способом улучшил то, что услышал. Неподготовленные беседы не ведутся так логично. Разговоры так точно не записаны.
«Воспоминания о Сократе» Ксенофонта дают лучшее представление о том, как все это происходило. Сократ стал тем анонимным рупором, в котором Платон нуждался, чтобы избежать преследования.
Благодаря Платону казнь Сократа была признана судебным убийством. Таким образом, Сократу отныне было позволено говорить свободно. Последовательно вкладывая свои взгляды в уста Сократа, Платон избегал риска привлечь к себе слишком много внимания.
Демократический комплекс равенства и зависть не допустили, чтобы кто-то из живущих поднялся над толпой. («Если кто велик среди нас, пусть будет велик где-нибудь в другом месте»).
Перикла (единственного из «великих» Афин) спасло от участи быть низвергнутым то, что он умел льстить толпе, прося прощения за свое существование и со слезами на глазах умоляя простить его гений.
За исключением его, все великие люди Афин подвергались преследованиям, остракизму или были убиты.
2 Никто лучше Платона не был способен обсуждать проблемы, анализировать иллюзии и фикции софистов. Часто скрывая решение проблем, делая дискуссию ответом на вопрос, предоставляя читателю делать свои собственные выводы, он умел поддерживать интерес и, как никто другой, развивать способность мыслить.
Бесспорно, это искусство – уметь, подобно Платону, дать непосвященным хотя бы слабое представление о существовании, используя столь неадекватный материал и намеками показывая инстинкту жизни, в каком направлении искать истину.
3 Каждый философ тщетно пытался истолковать Платона по-своему. На то, что должен был иметь в виду Платон, было потрачено немало остроумного и глубокого вздора.
Для тех, для кого видимый мир является единственно существующим, а «духовная реальность» – плодом воображения, он был, конечно, просто фантазером. Он пишет так просто, что люди верят, что понимают его.
Они не знают, что самое простое – это не только самое трудное для открытия, но и самое трудное для понимания потомством – если только оно не является непосредственно самоочевидным – и поэтому неосознанно пропускают.
Такие редкие авторы рассчитывают только на читателей, о которых Гете думал, когда писал: «Ты похож на тот разум, который понимаешь». Безусловно, следует скептически отнестись к попыткам интерпретации переводчиков.
4 Платон был посвящен не только в орфические мистерии, но и в пифагорейский орден, который перенес в Афины ученик Пифагора Клиний.
5 Чтобы понять Платона, особенно его учение об идеях и воспоминании заново, нужно знать пифагорейское мировоззрение, на котором основывалось его авторство.
Платон хотел дать людям намек на высшие миры, перевоплощение и развитие сознания, не выдавая ничего из эзотерики. Отсюда и те трудности, с которыми ему приходилось бороться.
6 Пифагорейцы учили, что существование состоит из взаимопроникающих материальных миров различной степени плотности. Монады начинают свое развитие сознания в минеральном царстве, затем продолжают его в растительном, животном и человеческом царствах, а также в высших царствах. Возвращение из высшего царства в низшее невозможно.
7 Эволюция четырех низших природных царств происходит в трех низших планетных мирах (точнее, «материальных шарах»): физическом, эмоциональном и ментальном мирах.
8 В физическом мире человечество может со временем приобрести собственное знание об этом мире.
Человечество может само по себе приобрести знание о высших мирах, как только он приобрел высшее объективное сознание. До тех пор оно должно полагаться на знание авторитета.
Эмоциональный мир – это мир иллюзий, а низший ментальный мир – мир фикций. В этих двух промежуточных областях реальное знание исключено.
Только в высшем ментальном мире, или мире идей, индивид может приобрести знание реальности и жизни, смысла и цели существования, потому что только в этом мире идеи (ментальные атомы и формы из них), воспроизводящие реальность, могут быть правильно поняты интуицией.
9 Материя каждого мира имеет свой характерный вид сознания. Эмоции соответствуют вибрациям в эмоциональной материи, мысли – вибрациям в материи ментального мира.
10 Монады развиваются, приобретая способность воспринимать вибрации во все более высоких областях своих миров и вступать в контакт со все более высокими мирами.
Наивысшие виды растений могут достичь контакта с эмоциональным миром, а наивысшие виды животных – с ментальным миром. Человек стремится ориентироваться в низшем ментальном мире. Его цель – высший ментальный мир, мир интуиции, мир платоновских идей.
11 Ментальное развитие человека состоит из пяти основных фаз: дискурсивное умозаключение от основания к следствию, принципиальное мышление, перспективное мышление, системное мышление и, наконец, интуиция, или мышление платоновскими идеями.
12 Знание как воспоминание заново – это фундаментальный принцип учения Платона. Эзотерика объясняет это.
13 Монада ничего не забывает. Все, что она пережила, сохраняется латентно в ее подсознании. Для того чтобы определенное ранее приобретенное знание возродилось в новом воплощении, необходимо возобновить контакт с этой областью знания. В противном случае это знание остается латентным.
Соответствующее относится и к ранее приобретенным способностям. То, что не культивируется в новой жизни, остается латентным.
«Дарование» зависит от специализации в течение нескольких жизней: как правило, три для «таланта» и семь для «гения» (практически на любом уровне развития).
Все, что монада пережила в человеческом царстве, не становится доступным до тех пор, пока индивид не приобретет интуицию и не сможет изучать в мире идей (но только там) все свои предыдущие жизни как человек.
Многие люди не успевают вновь достичь в новом воплощении своего действительного, латентного уровня развития.
14 Все, чему мы однажды научились и что мы обработали (!), нетеряемо. Все, что мы знали и могли сделать, латентно. Знание становится мгновенным пониманием в более поздних жизнях. Приобретенные качества и способности существуют как предрасположенности. Они могут быть быстро актуализированы, если это нужно, если есть интерес и предлагается возможность для повторного приобретения.
15 Ничто не приобретается легко. Бесчисленные переживания одного и того же рода требуемы в жизни за жизнью, прежде чем переживания очень медленно собираются в понятия, и эти понятия могут быть помещены в свои правильные контексты, быть обработаны в озарение и понимание.
Монада проводит миллионы лет в каждом царстве, прежде чем она узнает все, что можно узнать в этом царстве, что необходимо для ее дальнейшей эволюции.
16 Способность воспринимать внешние предметы, узнавать больше о качествах предметов через их вибрации, является результатом долгого и сложного процесса в царстве за царством.
В каждом высшем мире постижение становится все более точным и проницательным. Монада познает все, «отождествляя» себя с его вибрациями.
17 «Платоновские идеи» нельзя понять без следующего осознания. Идеи мира идей являются как объективными формами, так и субъективными, и, таким образом, идеи являются верными воспроизведениями непреходящих объективных и субъективных реальностей.
Всякая интуиция соответствует ментальной системе идей реальности. Низшие миры существуют в идеях мира идей, и поэтому знание этих низших миров содержится в системе идей интуиций.
«Созерцание идей в мире идей» означало переживание содержания реальности, со всеми ее отношениями, системы знания, присущей каузальной идее.
18 Мир идей – это, помимо всего прочего, неподдельная память обо всех прошлых событиях в физическом, эмоциональном и ментальном мирах с момента возникновения планеты.
Содержание субъективного сознания этих идей дает нам точное знание реальности без возможности ошибки, фиктивности или обмана. Они также составляют наши идеалы, поскольку объясняют цели и способы их реализации.
Формы в мире идей – это совершенные формы красоты.
19 Когда каузальные идеи интуиции ментализируются в ментальные понятия, эти идеи становятся идеалами для разума, а когда эти идеалы эмоционализируются, они становятся догмами для эмоционального мышления.
Но когда идеи были таким образом дважды уменьшены по измерению, их относительная значимость стала абсолютной, и таким образом они стали враждебными к жизни.
20 Помещая непреложные, объективные основания и причины истинного, прекрасного, доброго в мир идей как истинно сущее, недоступное низшему сознанию, Платон стремился лишить софистов их суверенитета и авторитета.
Справедливо «идеалисты» всех времен считали Платона спасителем от субъективного и индивидуального произвола.
21 История философии полностью подтвердила опасения Платона о том, что Аристотель с той экзотерической системой, которую он планировал, только предоставит непосвященным свежий материал и новые стимулы для продолжения их праздных спекуляций.
Только мир идей и могучие откровения интуиции могут дать правильное решение проблем философии.
22 Идеальное государство Платона никогда не предназначалось для реализации. Он очень хорошо знал, что такое сообщество никогда не может быть построено, никогда не может возникнуть без лидеров, достигших стадии единства (пятого природного царства), что идеальность предполагает индивидов на стадии идеальности.
Его не интересовала практическая политика, и он очень неохотно позволял себе экспериментировать с ней. У него было много возможностей изучить различные системы и он пришел к выводу, что демократия – это худшее из всех.
На его взгляд демократия отдает власть в руки нерассудительного большинства, которое позволяет софистам и демагогам руководить собой, взывая к его худшим инстинктам, чтобы получить власть и затем удержать ее, оставаясь равнодушным к тому, что результатом может быть только экономический крах, общественный беспорядок и культурный упадок.
23 Платоновское государство было завуалированной критикой демократического идеала равенства наряду с указанием на то, в каком направлении следует искать решение.
Наиболее целесообразным обществом является классовое общество, в котором общественные задачи распределяются между классами.
Компетентность (знания, умения, готовность к труду) определяет, к какому классу принадлежит индивид. Каждый получает возможность свободного соревнования.
Государство терпит неудачу в своей задаче, если оно не создает разумных условий и справедливости в соответствии с заслугами каждого.
Только неподкупно праведным индивидам, обладающим требуемыми знаниями, качествами и способностями, должно быть позволено управлять делами государства, занимать властные посты и править другими. Если государством управляют коррумпированные элементы (а это неизбежно более или менее во всех демократических государствах), коррупция будет распространяться как чума.
В разумно управляемом государстве распределение труда определяется уровнем развития граждан, их жизненным пониманием и общей компетентностью.
24 Правовое представление Платона явствует из его учения о праведности, кардинальных добродетелях и законе добра.
25 Правильно делается, когда каждый выполняет свой долг. Он был досконально знаком с индийским учением о дхарме, в котором понятие долга ясно вытекает из жизненной задачи индивида и уровня его развития.
Если человек хочет быть праведным, он должен обладать идеей праведности. Эта идея – не малокровная абстракция, а совокупность знаний о проявлениях праведности во всех отношениях жизни.
26 Кардинальные добродетели Платона вызвали большое недоумение и были подвергнуты критике. Они представляют наиболее желательные способности индивида на различных стадиях развития: физическое «мужество» на стадии варварства, «самообладание» на эмоциональной стадии, «мудрость» (правильное знание) на ментальной стадии, «справедливость» (возможная только при наличии реального знания) на интуитивной стадии.
Сравните их с эзотерическим «дерзать, хотеть, знать, молчать» (способность молчать о том, что знаешь, перед теми, кто не понимает).
27 Когда Сократ узнавал, что правильно, он делал это, не колеблясь и не задумываясь о последствиях для себя. Когда он осознавал, что неправильно, ничто не могло заставить его действовать вопреки этому осознанию. То, что другие поступали не так, как он, – он считал результатом их невежества.
Просветите человека, и тогда он поступит правильно, поскольку в его собственных интересах действовать разумно и целесообразно. Это то же самое жизненное невежество, которое всегда характеризовало всех благонамеренных энтузиастов-просветителей, то есть отсутствие понимания огромной разницы между теоретическими возможностями и образованными способностями практических навыков.
28 Платон смотрел глубже. Для тех, кто уже приобрел знание, понимание и способности в предыдущих жизнях и имеет все это латентно, это легко. Им нужно только соприкоснуться со своим латентным знанием, чтобы сделать правильное автоматически и спонтанно. Согласно закону добра, человек всегда следует тому наивысшему, которое он действительно видит и понимает (а не просто верит или решает), потому что он не может поступить иначе, потому что для него это потребность и радость делать это.
29 То, что Платон проводил различие между ученостью и мудростью, между теоретическим обучением и латентными пониманием и способностью, вытекает из его принципа, что мудрец имеет данные для того, чтобы стать самым искусным во всем, что его интересует. Продолжение Реакция против субъективизма. Аристотель 6/23
✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси
Книги, опубликованные на канале
✔ Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: Взгляд одного эзотерика на историю европейской философии. Введение и базовые проблемы философии 1/23
Продолжение Гилозоический период. Пифагор. Другие эзотерики 2/23